10 треков академического минимализма в честь премьеры «WTC 9/11»
В честь российской премьеры «WTC 9/11» Стива Райха, научный сотрудник Центра современной музыки при Московской консерватории Федор Софронов составил для «Волны» плейлист из 10 треков академического минимализма.
Плейлист из треков, используемых в материале
Терри Райли «In C»
«Классическое сочинение Терри Райли, отца минимализма. Оно написано в 1964 году и предназначено для любого состава исполнителей, продолжительность его звучания также может быть любой. В нем 12 отдельных фрагментов, повторяющихся и наслаивающихся друг на друга».
Стив Райх «Piano Phase»
«Сочинение Райха построено на том, что отдельные мелодические фрагменты (музыковеды их называют «паттерны») у двух роялей повторяются в разных темпах, расходясь по скорости, догоняя и перегоняя друг друга. Написанное изначально для двух исполнителей в 1967 году, это сочинение все чаще встречается с вызовом, исходящим от одного музыканта, играющего на двух инструментах одновременно. В России таким музыкантом является, например, Петр Айду».
Джон Адамс «Танцы председателя из оперы «Никсон в Китае»
«Джон Адамс использует минималистическую технику повторяющихся паттернов, погружая их в контекст характерности и все более отходя от абстрактной сущности минимализма. «Симфонический фокстрот» (авторское определение жанра) — это оркестровый фрагмент из оперы «Никсон в Китае», наполненный гротеском, архаикой и экзотикой».
Стив Райх «Different Trains»
«Разные поезда» Райха — сочинение для квартета и магнитной ленты, посвященное памяти Второй мировой войны и трудному детству композитора. На пленку записаны локомотивные гудки, объявления диспетчеров, рассказы проводников и женщины, пережившей Холокост...»
Майкл Найман «Высокоскоростная музыка»
«Найман, исследователь минимализма, композитор, друг юности и постоянный соавтор Гринуэя (музыка к большинству его фильмов написана именно им) имеет свой взгляд на это направление: он подчеркнуто декоративен, возникающие в его музыке часто имеют чисто визуальное происхождение».
Филипп Гласс «Метаморфоза I»
«Филипп Гласс — наиболее радикальный, и вместе с тем наиболее коммерчески востребованный из ныне живущих минималистов. Его паттерны исключительно просты и основаны на элементарных и архаических (даже вневременных) интонациях. Стиль его мало меняется со времени сочинения саундтрека к фильму «Койяанискаци» и оперы «Эйнштейн на берегу моря», написанных в 70-80-х годах».
Луи Андриссен «Государство»
«Луи Андриссен — голландский композитор, увлекавшийся минимализмом в 70-е годы, одним из первых перенесших этот стиль в Европу. Сочинение «Государство» написано по фрагменту из одноименного трактата Платона, текст которых поется четырьмя солистами, и носит ярко выраженный антитоталитарный и ритуальный характер».
Арво Пярт «Tabula rasa»
Владимир Мартынов «Стена-сообщение»
«Арво Пярт и Владимир Мартынов были первыми адептами минимализма в СССР. Оба использовали технику паттернов, оба были крупными специалистами в области средневековой музыки. Впоследствии Пярт отошел от минимализма в более поздних работах, Мартынов продолжает оставаться ему верен. Пьеса Мартынова «Стена-сообщение» — продолжение его творческого стиля 80-х годов».
Павел Карманов «Город, который я люблю и ненавижу»
«Павел Карманов — единственный в России представитель минимализма среднего поколения. Наследник американских минималистов и Мартынова, Карманов обладает неповторимой собственной интонацией. Его сочинения часто звучат в России и за границей».
- Концерт Стива Райха и других авторов минимализма можно будет послушать 26 января в Рахманиновском зале Консерватории