Идея для бизнеса
«Велоцветочница» и недорогие букеты из садовых и полевых цветов
«Афиша» попала под очарование Сони Польской, которая придумала лавку «Велоцветочница» и вместо тепличных роз и лилий использует милые простые растения подмосковных полей и огородов. Скромные букеты «Велоцветочницы» — главный хит этого лета.
Цветочницы Соня Польская и Маргарита Меджович
- Запуск 16 мая 2015 года
- Бюджет 60 000 р.
- Команда 4 человека
Чем хороши дачные цветы
Соня Польская, хозяйка «Велоцветочницы»: «Обычные московские магазины цветов из года в год продают одно и то же — это ужасно скучно. Почему-то 90% цветочного рынка России — это импорт, хотя Подмосковье может похвастаться невероятно красивыми растениями. Девять из десяти пенсионеров выращивают в саду прекрасные цветы, но у всех с этими астрами и гладиолусами идут ассоциации с шестью сотками, первым сентября и бабушками у метро — с чем-то совсем не крутым. А мне, например, такие цветы гораздо больше нравятся. Крутые флористические композиции — это классно, профессионально и здорово, но охапки, собранные в поле, лично мне нравятся больше. Я предположила, что они наверняка нравятся и кому-то еще.
Три года назад я искала себе подработку на зиму и случайно устроилась в «Циферблат» управляющей. Работа была классная, и вместо пары месяцев я задержалась там на два года. А в этом январе у меня появилась наконец возможность заниматься только тем, чем хочется, и я решила довести давно придуманную «Велоцветочницу» до ума».
Где взять цветы
«Сначала я добывала растения вовсе не у бабушек, а пошла работать разнорабочим за 70 рублей в час в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию — бесполезно начинать работать с цветами, если ты не можешь даже растение из горшка в горшок пересадить так, чтобы оно по пути не умерло. Труд этот максимально не интеллектуальный: таскаешь ящики с землей, сажаешь три тысячи саженцев огурцов в день — в общем, конвейер. Ты не ходишь там в белом халатике и не склоняешься лирично над цветочком, как я себе представляла, а весь в земле делаешь несколько часов подряд однообразную работу».
Так я провела несколько месяцев — достаточно для того, чтобы меня там все знали. Сама академия занимается производством саженцов на продажу. Есть и огромные заказы от города — все клумбы вокруг засажены именно ими. Получается, они продают только корень, а цветок им вообще не нужен. И вот эти срезанные цветы я и начала у них покупать по знакомству. Им это было в любом случае выгодно: ведь там цветы — это либо излишки производства, либо остатки, которые все равно уже не продадутся. Какое-то время это было удобно, но мне нужно было расширяться.
После академии я пошла в Ботанический сад, подружилась с агрономами и приходила туда волонтером на прополку или обрезку. Срезанные растения там просто выбрасывают в компост, а красивые и редкие выпалывают просто потому, что их не туда пересеяло ветром с соседней грядки. Эти остатки я и покупала. Особенно сложно было объяснять, зачем тебе это нужно. Расскажешь все, а тебе говорят: «А, флористика? У нас нет ничего подходящего для флористики». А я говорю: «Ну как же! Вот же, вот, вот!» А они: «Не-не-не, вам все это не подойдет». У них в голове другие цветы, другие ассоциации, и очень сложно бывает объяснить, что эти сорняки кому-то могут быть нужны».
Как подружиться с пенсионерами и школьниками
«Мне принципиально, чтобы мои растения не были нелегально сорваны непонятно где. Каждое из них должно быть либо куплено, либо выращено самостоятельно. Поэтому я решила обратиться к пенсионерам: многие из них выращивают целые сады, и часто это одинокие люди, которым хочется свои цветы кому-то показать, кому-то быть нужными. У них при этом совершенно нет денег, и им в голову не приходит, что можно на своем садике как-то заработать. А работа со мной — выгодное соглашение. У них появляется такое классное занятие плюс прибавка к пенсии. Я плачу им такую сумму, чтобы при этом мои букеты оставались недорогими, но при этом это ощутимые для них деньги: 1000 рублей за коробку цветов, причем коробка моя».
Все, что от них требуется — срезать цветы и погрузить в электричку, а мы встречаем их на вокзале, чтобы им не нужно было эти коробки никуда тащить, хотя многим помогают дети и внуки. Кроме пенсионеров, у нас есть классная семья: мама и дочка-девятиклассница, которая маме про нас и рассказала. В итоге все, что они зарабатывают, — это первые деньги дочки, которые ей идут на карманные расходы. При этом я не могу сказать, что я занимаюсь благотворительностью или что социальная составляющая первостепенна. Мне скорее нравится, что этот цикл приносит удовольствие и пользу всем: мне, людям, которые имеют возможность эти цветы покупать, и людям, которые могут их продавать.
Сейчас со мной постоянно сотрудничают человек восемь — все они прекрасно понимают, что мне нужно, присылают фотографии из сада, пишут. Новые люди тоже появляются. Вот, например, телеканал «Подмосковье» страшно хотел снять репортаж про нашу поездку к пенсионеру. Мы все оттягивали, в итоге они сами нашли пенсионерку по имени Любовь Павлиновна. Она одинокий человек, всю жизнь занимается растениями, хотя внуки говорят, что все это некрасиво и никому не нужно. И тут приезжаю я, которой все это нужно, и у нее глаза становятся как блюдца: она счастлива, отказывается брать деньги, накрывает стол, достает лучший сервиз, печет пирожки. Это очень трогательно».
Как можно обойтись без цен
«Нас всего четверо: я, мой молодой человек и две моих подружки. У всех есть своя работа, поэтому кто свободен, тот и занимается «Велоцветочницей». Я не пользуюсь такси, у меня нет машины, поэтому 90% моей работы — что-то куда-то тащить, а не букетики красивые делать. Каждый день ко мне приезжает не грузовик цветов, а тетушка с тележкой, все ее цветы и расходятся за один день. Поэтому у меня с утра до ночи — тетушки и цветы, цветы и тетушки.
Сейчас у нас постоянное место в «Циферблате» на «Пушкинской». В основном мы делаем букеты на заказ. Люди пишут «хочу цветы на завтра», и мы начинаем делать. Есть и маленькие готовые букеты, которые сами по себе продаются в «Циферблатах» на Покровке и на Пушкинской, но это совсем крошки по 200 рублей за каждый. Доставка цветов у нас есть для букетов от 1000 рублей, но вообще, я цены на цветы не придумываю заранее. У нас это в любом случае стоит дешевле, чем в любом магазине. В среднем большой серьезный букет стоит как раз тысячу. И только теперь я наконец поняла, почему никто такими цветами не занимается — это страшно невыгодно. Это же кустики и метелки — чтобы из них сделать большой букет, надо использовать сотню растений. Наш человек привык платить за большое».
«За время работы я выучила огромное количество новых растений, но каждую неделю появляются новые. Я даже сама не знаю, что мне привезут сегодня, но в любом случае это очень большой выбор цветов, из которых всегда можно сделать что угодно. Покупателей я часто прошу ограничить цветовую гамму, а самые красивые букеты выкладываю в фейсбук, поэтому часто просят что-нибудь такое же повторить».
Планы
«До октября все еще точно будет цвести. Потом пойдет рябина, бузина, калина и другие крутые растения. В идеале здорово было бы запустить собственное производство и сделать так, чтобы зимой у меня были растения в теплице и чтобы все росло, как мне заблагорассудится. Но это уже совсем другие инвестиции: теплица, вода, агроном — все на свете. Может быть, как раз осенью я начну собирать деньги на Boomstarter».
Правила
У нас нет флористов с дипломами. Я еще шутила: если мы будем нанимать кого-нибудь на работу, то основным умением будет требование, чтобы человек мог одной рукой держать букет и одновременно мог отрезать кусок бумаги – тут такая мультизадачность.
Все кошерно. Как правило, цветочный бизнес серьезно вредит экологии: авиаперевозки, удобрения, поливы, упаковка. Наши цветы никогда в жизни не будут завернуты в пластик, у нас это просто крафт, чья основная задача не дать цветам помяться.
Такие цветы стоят в три раза дольше, просто расцветают снизу вверх. У них всегда снизу отцветшие цветки, сверху – бутоны. То есть у вас в букете всегда будет что-то, что завяло, и что-то, что еще не распустилось. Надо просто менять воду, убирать отсохшее, и тогда треть растений пускает корни в воду, вторая половина превращается в сухоцветы.
Все цветы обязательно местного производства.
- Фейсбук facebook.com/Velocvetochnica