Идея для бизнеса
Как заработать денег на разгроме и дебоше
В Москве запустился сервис «Дебош», где за определенную сумму людям разрешают разгромить заботливо обставленную комнату. «Афиша» узнала, как два менеджера из компании Qiwi додумались брать с москвичей деньги за разрушение и беспредел.
- Год запуска 2015
- Команда Около 10 человек (вместе со «Свалкой»)
- Бюджет 2 000 000 р.
Как придумать сервис для разгрома
Компания «Дебош» (в оригинале «дЕбошь») занимает часть просторного ангара на Волгоградском проспекте. Тут холодно и довольно бесприютно: комната ожидания — это шалаш, и отопление есть только в нем. География и пространство — явно не лучшие в Москве. При этом в ангаре сразу три полезных отсека: комната, которая называется «расфигачечная», первый в Москве агрессивный квест (обычно в играх ломать ничего не разрешают) и большой склад еще одного проекта компании — «Свалки».
Работает «Дебош» всего две недели, однако не простаивал ни дня. Идея создать место, где за деньги можно в прямом смысле крушить-ломать все вокруг себя, пришла в голову менеджеру компании Qiwi Алексею Баринскому и его коллеге Дмитрию Уханову во время обеда. В некотором роде это продолжение вечного мотива «Бойцовского клуба»: Баринский задумался, что лично заплатил бы деньги за возможность перевернуть стол в кафе и перебить тарелки.
Воплотить задумку в жизнь Алексей и Дмитрий решили спустя пару месяцев после запуска своего первого проекта «Свалка». Идея «Свалки» проста и безупречна — помочь избавить мир от хлама. Сотрудники «Свалки» забирают ненужные вещи, чинят их и продают. 70% дохода от своих гаражных распродаж отдают на благотворительность через сервис «Добро Mail.ru», причем средства перечисляют от имени прежних владельцев. Благодаря «Свалке» Уханов и Баринский завладели огромным количеством сломанных телевизоров, дряхлых компьютерных мониторов и бабушкиных сервантов. Вот эти непроданные 30 процентов теперь и можно разбомбить.
Все это можно разбить
Главной проблемой оказался поиск помещения: в Москве оказалось не так уж легко найти пространство с высокими потолками, звукоизоляцией (или хотя бы без соседей) и при этом недорогое. «Дебош» остановился на ангаре на территории завода «Москвич» на Волгоградском проспекте. Здесь встречают клиентов, сортируют вещи «Свалки», устраивают гаражные распродажи и портят имущество, конечно.
«Когда мы запускали «Свалку», то у нас за одну ночь пост в фейсбуке собрал две тысячи расшаров, с «расфигачечной» такого не произошло, и мы даже начали волноваться. Но потом неожиданно новость о нас написали «Афиша», The Village, Time Out — и началось: теперь запись на несколько дней вперед», — рассказывает Баринский.
Как устроить погром
Пока компания предлагает три вида дебоша: «Лайтово погромить» (10 000 р.), «Норм так погромить» (15 000 р.) и «Зажечь по хардкору» (30 000 р.). В зависимости от тарифа комнату заполняют вещами. Громить можно все подряд, при желании можно попытаться проломить стену. Для этого увлекательного процесса предлагают несколько огромных кувалд, бейсбольную биту и дубину, изготовленную на заказ. Однако тарифами ограничивать свое желание отомстить миру не обязательно: на заказ для дебоша могут предоставить, например, автомобиль, главное — заранее предупредить о том, что бы хотелось разбить.
«Дебош» уже готовится запустить новую услугу — квест на одного человека. Стоить он будет дешевле всего, 2500 р., и будет представлять собой «альтернативный день московского клерка». Звонит босс? Разбей телефон молотком! Не нравятся тарелки в серванте? Приговори их к смертной казни при помощи рогатки. Прохождение небольшого квеста целиком и полностью построено на разрушении, а не на решении логических задачек.
Кто приходит сюда снимать агрессию
Авторы идеи предполагали, что основными клиентами «Дебоша» станут сотрудники московских офисов с расшатанными нервами, однако на деле вышло немного иначе. Во-первых, еще ни один человек не пришел в «Дебош» в подлинной ярости — все воспринимают услугу скорее как веселый аттракцион, способный удовлетворить детское желание побезобразничать. Во-вторых, громить чаще приходят девушки, которым проявление агрессии в обычной жизни несвойственно. Основной возраст клиентов — около 30 лет, но бывают и исключения: недавно в «Дебош» пришел 12-летний мальчик с отцом, а успешно взорвавшая комнату девушка подарила сертификат в «расфигачечную» своей маме на 45-летие. Одним словом, целевая аудитория проекта на деле оказалась не сильно далекой от посетителей котокафе «Котики и люди».
Баринский справедливо предполагает, что мало кто заказывает дебош для себя самого, сервис больше рассчитан на подарки. Сертификат «Зажечь по хардкору» представляет собой компактный молоточек, обещающий грядущую шалость. Но многие хотят заниматься бесчинством в одиночку: например, корреспондент «Комсомольской правды» сперва прочитал о расфигачечной текст, а потом пришел сюда как клиент.
О расходах и доходах
Говорить об окупаемости пока рано. Бюджет «Дебоша» и «Свалки» общий, так же как и сотрудники. В запуск проектов Алексей и Дмитрий вложили собственные средства и пока никак не зарабатывают: вырученные деньги уходят на зарплаты сотрудникам и обеспечение обоих сервисов. При этом «Дебош» и «Свалка» во многом помогают друг другу: если «Свалка» обеспечивает «Дебош» необходимым реквизитом, то на «Дебоше» компания зарабатывает деньги, которые окупают, например, транспортировку хлама, его ремонт и переработку.
Правила бизнеса Алексея Баринского
Никого не слушайте
«Шлите куда подальше всех советчиков и менторов. Если бы я с самого начала это сделал, то спал бы гораздо спокойней. Лучше тебя самого никто не знает, как должно все быть».
Удовлетворяйте реальные потребности
«Нет смысла делать бизнес из желания заработать или прославиться. Нужно решать реальные проблемы и отвечать на конкретные запросы. Только тогда сервис заинтересует, а журналисты придут сами. То, что я «Дебошем» решил свою проблему, мне очень помогло».
Забейте на планирование
«По моему опыту, бизнес-планирование — самый бесполезный орган в компании. От нашего решения стартануть до самого запуска прошло две недели. Бизнес-планеры и прочие нахлебники отгораживают тебя от действий, я с этим сталкивался миллион раз на своей основной работе: они тебе говорят о рисках, возможных потерях и о решениях проблем, которых еще даже не возникло. Лучше сделать, а если что-то не получится — ну и что, ты только потеряешь какие-то деньги».
Не ссать!
«При запуске проекта страхов очень много: а вдруг ничего не получится, вдруг я потеряю все деньги, вдруг все решат, что я козел? Это российская черта — все любят тебя осуждать. В Штатах ситуация обратная, там любой стартап воспринимают на ура. В России же любят осудить, обсудить и дать советы. Я не считаю себя трусом: я самолет вожу, боксом занимаюсь, но запускать свое дело оказалось страшным. Если уж решил чего-то сделать, не бойся и делай».