Идея для бизнеса
Как профессия, лазер и Ле Корбюзье помогли архитектору придумать сумки Forms
Подробное руководство по производству и продвижению необычных сумок, клатчей и кошельков, напоминающих об архитектонах: как сделать, чтобы о них писали влиятельные медиа, закупали важные магазины и продавали по всему миру.
Анастасия Комарова, основатель марки Forms
- Год основания 2010
- Бюджет на запуск 100 000 р.
- Команда 1 человек
- Сайт formsstudio.com
Почему это не просто пупырышки
Анастасия Комарова: «В конце 2010-го я училась на 5-м курсе МАрхИ, и мне понадобилась красивая вместительная сумка. Я решила сделать ее самостоятельно и посвятить архитектору Ле Корбюзье, точнее — его концепции современного жилья. Работать с лазером, пластиком, кожей и прессом я начала только спустя полгода макетирования из бумаги. Если упростить, то процесс выглядит так: я с помощью лазера вырезаю объекты из оргстекла и обтягиваю их кожей под высоким давлением. Этот процесс меня настолько захватил, что я стала экспериментировать с другими формами — отсюда и название марки: Forms. Когда я мониторила рынок в поисках чего-то похожего, нашла всего одну девушку из Лондона – она тоже использовала подобную технику работы с кожей».
Как попасть в магазины и модные журналы
«Однажды Настя Колесникова (основатель «Местной еды». — Прим.ред.), тогда увлекавшаяся дизайнерами, организовала трейд-шоу «Местная мода», в котором я тоже приняла участие со своими сумками. После этого сумки Forms отправились в московские магазины Leform, Moussa Project и Rehabshop, а чуть позже и в «Цветной».
В то же время я поняла: чтобы тебя здесь продавали на должном уровне, должны быть какие-то публикации в авторитетных западных СМИ. За неделю мы с подругой проштудировали issue.com и написали около 200 писем в абсолютно разные журналы. Неизвестные издания выбирали исключительно внешнему виду: обложке, дизайну и верстке. Контакты редакторов искали в интернете – на LinkedIn или прямо в фейсбуке. И на большинство писем получили ответ. В итоге про нас написали AnOther, Vogue Italia, Elle Brazil, Cosmopolitan Italia а, NOOVO опубликовали мои работы в своей ежегодной книге. Сейчас большинство клиентов находят меня через инстаграм или упоминания на западных сайтах про искусство. Многих удивляет, что я русский дизайнер, все думают, что я американка или итальянка».
В чем можно ошибиться
«Я придумала упаковку для сумок по аналогии с транспортировкой предметов искусства – такие деревянные ящики с надписями «fragile». Стоило это так дорого, что от идеи пришлось отказаться.
К сожалению, отсутствие у меня коммерческой жилки и хватки на тот момент не дали возможности вложиться в свое дело, несмотря на советы Насти Сартан (CEO магазина Trends Brands. — Прим.ред.) и многих других знакомых из индустрии. Тогда я выбрала основную работу в архитектурном бюро, уделяя сумкам только свое свободное время».
Как научиться не упускать шансы
«В пассивном режиме я где-то год искала нормальное производство. Многих или не интересовал мой скромный объем, или пугала сама задача, так как никто ничего подобного в России прежде не делал. Совершенно случайно я вышла на производство, где заказала 60 кошельков — их делали год.
Однажды мне пришел запрос от куратора сувенирного магазина в одном зарубежном музее. Он хотел получить образцы и небольшую партию сумок, посмотреть, как пойдут продажи. Когда сумки были в производстве, неожиданно заболела ручница — человек, который собирает сумку, подклеивает все детали и так далее. У меня не было выбора, нужно было дошить этот заказ, поэтому я заменила ее сама. В итоге все успела в срок, но заказчик после первой партии посоветовал искать производство в Италии или Испании, потому что ему нужны гарантии своевременной готовности, а также более низкая себестоимость товара.
А этим летом я поехала по работе в Нью-Йорк и взяла образцы сумок на случай, если смогу кому-то показать. На меня вышла некая дама с официальным письмом и запросом о встрече, думая, что у меня большой американский бренд. Она хотела поставить мои сумки в сеть бутиков по всей стране, но от меня требовалось около 100 экземпляров, а также иметь американское или хотя бы европейское юридическое лицо для упрощенной схемы работы, чего у меня не было. Пришлось упустить и этот шанс.
Неожиданные продажи тоже случаются: однажды в Париже владелица бутика на улице Риволи купила сумку прямо с моего плеча. Просто увидела на улице, спросила, что это за вещь и попросила продать».
Кошелек, 5000 р.
Планы
«Оборачиваемость средств в Forms занимает длительное время, поэтому я пока не готова покинуть свою основную работу в архитектуре. В продаже всегда есть около 40-50 сумок, а в год я произвожу около 30-40 предметов. Часть сумок находится в магазинах, остальное можно купить в интернет-магазине Forms. Сейчас я уже понимаю, что без инвестора мне не справиться – первичное финансирование поможет наладить все производственные процессы, чтобы успевать отрабатывать заказы, как частные, так и мелкий опт. Мне необходимо будет завести юридическое лицо на территории другой страны. Участие в нескольких выставках даст возможность выйти на универмаги вроде Barney’s. При этом снизить себестоимость можно за счет переноса производства из России в Испанию – дешевле и есть гарантия сроков.
Правила
Не бояться рисковать
Иногда несоблюдение правил может помочь больше, чем следование им
Верить в себя и не сдаваться, особенно в России
Делать все, как для себя
Придерживаться расписания