«Кинопоиск»
Meduza**
«Коммерсантъ»
«Афиша Daily»
Forbes
SRSLY
* Минюст признал Антона Долина СМИ-иноагентом.
** «Медуза» внесена Минюстом в реестр иноагентов и признана нежелательной организацией.
«Команданте» («Comandante»)
Реж. Эдоардо Де Анджелис
В 1940-м команда итальянской подлодки топит торговое судно, но берет к себе на борт его экипаж.
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
«Когда «Претендентов» Луки Гуаданьино убрали из лайн-апа Венеции и поставили вместо него «Команданте» другого итальянца Эдоардо Де Анджелиса, было больно. Все понимали, что из фильма про благородного командира подводной лодки во Вторую мировую вряд ли получится что‑то хорошее. Но кто же знал, что все настолько плохо.
Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об итальянском командире подводной лодки Сальваторе Тодаро. В октябре 1940 года его лодка потопила нейтральное судно бельгийцев, которое перевозило технику для совсем не нейтральных британцев. Благородный Тодаро подобрал выживших 26 бельгийцев с потопленного корабля и довез их до ближайшего порта. Из‑за этого морякам на лодке пришлось терпеть лишения, а еще это сделало их видимыми для вражеских кораблей.
Вот на таком эпизоде основан фильм, и этого эпизода явно не хватает на два часа, поэтому режиссер всячески усердствует, чтобы нам не стало скучно. Вообще удивительно, что в наш век еще существует такое топорное, старомодное в плохом смысле кино. Под грустную музыку показывают печального капитана, его жену, играющую на пианино, потом ее голую грудь, потом подводную лодку — вот вам пример визуальных метафор. Чтобы зритель не расслаблялся, Де Анджелис шлифует это все надоедливым закадровым голосом с пафосными пассажами про героизм итальянцев и поэтическими вставками о солдатах, «исчезающих в пасти металлического монстра»». Женская точка зрения предусмотрительно тоже есть — она представлена девушкой, прощающейся со своим молодым человеком, который уходит на войну (за сцену до этого они занимались сексом, голая грудь тоже присутствовала): «Его запах все еще на мне, но это не грязно». Ну и на этом спасибо.
Еще вас ждут подвиги благородных подводников, речи о такой разной, но великой Италии (умом не понять, аршином не измерить, вот это все), сцена про бельгийский картофель фри (единственная нормальная сцена на весь фильм) и невероятно изобретательное объяснение команданте, сражающегося на стороне фашистской Италии и гитлеровской Германии, почему он спас солдат врага. Спойлер: «потому что он итальянец». Вместо общечеловеческих ценностей получайте националистический пафос. Что ж, очень своевременно».
Тамары Ходовой
«Граф» («El Conde»)
Реж. Пабло Ларраин
Чилийский диктатор Аугусто Пиночет предстает в образе вампира.
«Диктатор-упырь, никогда такого не было. Ларраин ничего, но может лучше».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Чилиец Пабло Ларраин исполнил ужасно любопытный политический фарс о том, что Аугусто Пиночет был вампиром. Думаю, касается всех диктаторов, не только латиноамериканских».
Антона Долина*
«Посмотрела новый фильм Пабло Ларраина про Пиночета, который скоро выйдет на Нетфликс. Пиночет там представлен дряхлым, депрессивным вампиром, разгуливающим в роскошной шубе по берегам пустынных волн и время от времени вылетающим в полном генеральском обмундировании попить крови сограждан в Сантьяго. Лобовая метафора преступной природы власти утомляет минут через двадцать. Все шутки за триста — „вот начну новую жизнь и уничтожу суд в Гааге“ — быстро наводят на мысль, что легко смеяться над мертвым Пиночетом при здравствующем Путине. Кстати, разворачивающаяся в картине коллизия, в ходе которой молодая монашка решает произвести над Пиночетом обряд экзорцизма и параллельно вскрыть все его офшоры — выглядит тютелька в тютельку, как любое расследование ФБК*** с Марией Певчих у микрофона. В общем, одноразовое кино, спасибо Ларраину, специализирующемуся на истеричных байопиках, что не превратил Аугусто в Джеки или Диану. Генерал грустит о былом, но хотя бы не рвет на груди розовый пиджак Шанель, сморкаясь в бокал с мартини».
***Внесен в список иноагентов, признан экстремистской организацией и запрещен в России.
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
«Фестиваль начался с патриотической картины о „хорошем“ фашисте, продолжился комедией, в которой Пиночет нежно хранит оригинал „Майн Кампфа“. Актуальное, в общем. „Граф“ Пабло Ларраина о Пиночете, который, как в анекдоте про Ленина, не ел детей, но буквально уплетал людские сердца (метафора кровавого режима). Отойдя от излюбленного кино в жанре „женщины под влиянием“, Ларраин переключился на „выдающихся подонков, реальных и нереальных“, другую милую ему тему, начатую ещё в „Тони Манеро“».
Дениса Виленкина
«Такое ощущение, что Пабло Ларраин или устал, или поторопился, или все сразу. Его новый фильм El Conde рассказывает о главном тиране новейшей истории Чили, генерале Пиночете. По версии режиссера, старый диктатор на самом деле вампир, который инсценировал свою собственную смерть, чтобы его не посадили в тюрьму, и уехал в глушь, в Саратов, доживать свой век с женой и верным слугой, русским противником коммунизма Федором.
Все это звучит увлекательно, но на выходе два часа фильм топчится на одном месте. Рискну предположить, что Ларраин вынашивал идею проекта давно, и вот, наконец, смог получить финансирование от Netflix и снял фильм. Но идея за это время изрядно поизносилась. Вообще мысль о том, что сильные мира сего, пьющие кровь простого народа, могут пить ее буквально, мягко говоря, не нова. А растянутая на целый фильм — тем более. Пиночет даже почти через полвека своего правления по-прежнему нависает темной крылатой фигурой над Чили. Режиссер, который питает слабость к жанру ЖЗЛ, не мог упустить из виду такого яркого героя.
Сначала я подумала, что Ларраин снял что‑то вроде „Молоха“ Сокурова, где бывший властитель разлагается под грузом своего былого величия, но на проверку El Conde оказался семейной драмой. „Достать ножи“ на минималках. Многочисленные дети генерала собираются в поместье, чтобы дождаться смерти отца и поделить наследство. В фильме много графического насилия, смузи из человеческих сердец, экзорцизм, обличительные интервью и полеты (самая хорошая часть) в классическом черно-белом цвете.
По-настоящему подлые и злые люди не стесняются этого и никогда не признаются, что поступают плохо. Ну и эту гниль абсолютно ничем не вывести и не победить. Депрессивный вывод, о котором мы знаем и без фильма Ларраина».
Тамары Ходовой
«El Conde, dir. Pablo Larrain».
Антона Фомочкина
«Феррари» («Ferrari»)
Реж. Майкл Манн
Байопик про гонщика и конструктора Энцо Феррари, сыгранного Адамом Драйвером.
«Ничего не знаю про машинки, но Манн очень хороший, вот такой Голливуд нам и нужен».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Майкл Манн (не герой моего романа) снял „Феррари“, мне неожиданно понравилось больше, чем многим. Хотя у меня и прав нету».
Антона Долина*
«К сожалению, „Феррари“, на который я по глупости возлагала большие надежды, оказался фарсом в стилистике позднего Никиты Михалкова».
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
«Все, кто ожидал от „Феррари“ возвращения прежнего Манна, рискуют быть слегка разочарованы. Его артистический формализм (вспомним акт вскрытия сейфа в „Воре“, симфонию волн, грома и усов в „Полиции Майами“, снятых на цифровую камеру гангстеров 1920-х в „Джонни Д.“) как будто испарился»
Дениса Виленкина
«Я небольшой фанат Майкла Манна, я бы сказала, очень даже маленький. Ничего личного, просто не очень интересно смотреть про серьезных встревоженных мужчин в костюмах. Это мне не помешало гоняться за съемочной группой в прошлом году в Модене, потому что она находилась там именно в тот день, когда я решила испробовать дары местной ризоттерии. Адама Драйвера я так и не поймала (хотя видела остатки съемочной аппаратуры на одной из улиц), зато сходила в музей Феррари и досконально изучила местные пейзажи, которых в новом фильме Манна предостаточно. В какой‑то момент Модена даже изображает Рим.
А Драйвер изображает 57-летнего Энцо Феррари. Актер как всегда прекрасен, но на 57-летнего не тянет. А еще его заставили добавить легкий итальянский акцент. При этом у Крус акцент очень сильный, а Шейлин Вудли на их фоне звучит как заезжая американка на каникулах. В общем кто в лес кто по дрова. И сам режиссер тоже начинает съезжать с маршрута (ха-ха), и в итоге сам не знает, как ему закончить все с толком и расстановкой. В целом симпатично, но не на века».
Тамары Ходовой
«Манн, некогда обогнавший современный киноязык в экспериментах с цифрой, теперь слегка в догоняющих, но за этим кругом — хорошее время, а вместо сердца — пламенный мотор».
Антона Фомочкина
«Догмен» («DogMan»)
Реж. Люк Бессон
Изуверская криминальная драма с Калебом Ландри Джонсом.
«Бессон король категории „так плохо, что хорошо“».
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
«„Догмен“ Люка Бессона тут же напомнил эпизод из Довлатова: один из его горе-коллег должен был выйти в радиоэфир и прочитать крошечную сводку, заканчивавшуюся фразой „труженики села рапортуют“, после которой по сценарию шла запись выступлений тружеников на субботнике. Увы, вместо записи в эфир ворвался лай, забредшей в студии бездомной собаки. Коллегу заподозрили в дискредитации социализма и уволили. Люка Бессона уволить нельзя, он сам себе режиссер, но зачем же его лай тащить в конкурс?».
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
«„Dogman“ dir. Luc Besson».
Дениса Виленкина
«„Догмена“ Бессона я посмотрела весь. На первый взгляд было очень глупо, но увлекательно. Когда начинаешь больше о нем думать, все больше понимаешь, что это было просто глупо. Даже Калеб Лендри Джонс, выложившийся на 200% начинает раздражать».
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Меч короля» («Bastarden»)
Реж. Николай Арсель
Снятая по роману Иды Иессен «Капитан и Энн Барбара» костюмированная драма про авантюриста, отправившегося возделывать ютландские пустоши для датской короны.
Антона Долина*
«„Бастард“ (в российском прокате будет переименован в „Меч короля“, а лучше бы в „Сельский час“) — Мадс Миккельсен бесконечно рыдает над картохой, которая плохо растет и колосится на датских пустошах 18 века».
Зианаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Бедные-несчастные» («Poor Things»)
Реж. Йоргос Лантимос
Эмму Стоун воскрешает безумный ученый, пересадив ей мозг нерожденного ребенка.
«Лантимос ужасно смешной и выглядит фаворитом всего на свете».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Лучший фильм не только Венеции-2023, но и года (пока!) — „Бедные-несчастные“ Йоргоса Лантимоса. Замечу, обычно не самого моего любимого режиссера, но вот здесь снимаю шляпу и склоняю голову. Шедевр».
Антона Долина*
«Это кино совершенное во многих отношениях (режиссура, работа художника-постановщика, бенефис Эммы Стоун), в котором, однако, напрочь отсутствует человеческая составляющая. По сюжету сумасшедший профессор (естественно Уиллем Дефо), ставший в детстве жертвой опытов сумасшедшего отца, возвращает к жизни беременную утопленницу, пересадив ей мозг так и неродившегося младенца. У чуда науки возникает драматический рассинхрон — взрослого тела и разума в зачаточном состоянии. Далее следует процесс неизбежной эмансипации Галатеи от Пигмалиона, символизирующий пользу и необходимость феминизма в современном мире. Визуально обряд инициации — из объекта в субъект — подан максимально эксцентрично и местами напоминает сон Татьяны: большая часть персонажей, особенно мужчин выглядит словно полужуравль-полукот, а также то плачет, то смеется, то щетинится, как еж. При этом столетие женской борьбы за причитающиеся права Лантимос трактует, мягко говоря, своеобразно. Из умственно отсталой его героиня превращается в содержанку, затем в проститутку, затем в коммунистку и в финале получает диплом врача — чтобы пересадить насолившему ей мужчине мозг козла (под радостный смех аудитории). Важно и то, что Белла на протяжении всего фильма любит только себя и свой клитор — потому что это и есть настоящая свобода. Клитор, безусловно, наше все и все мужики козлы, но за феминизм ужасно обидно.
То, что безумный Нижинский о Дягилеве сказал, в общем верно для всех (особенно для феминизма в нынешнем кино):
„Каждое существо хочет не всех любить, а чтобы все любили его!“.
У Лантимоса феминизм настолько самовлюблен, что ни в чьей любви не нуждается 😞».
Зинаиды Пронченко
Андрей Плахов (из запрещенной социальной сети):
«Лучший фильм Венецианского фестиваля на сегодняшний день — Poor Things режиссёра Йоргоса Лантимоса (неудачный русский перевод — „Бедные-несчастные“). Интеллектуальный блеск, эмоции, чувственность, великолепный декор, неистощимая фантазия, классная игра Эммы Стоун, Уиллема Дефо и остальных актеров. Идеи феминизма вплетены в эту божественную утопию метко, легко и с юмором. Ура! Кино еще живо».
Андрея Плахова
«Steampunk socialist Barbie is an insane hit of the season!»«Барби-социалистка в стиле стимпанк — безумный хит сезона!» (с английского).
«Великолепный фильм по великолепной книге.
Лучший у Лантимоса.
Пока что, однозначный „Лев“ фестиваля».
Дениса Виленкина
«Йоргос Лантимос снял свою версию „Барби“».
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Долгожданный рассвет» («Finalmente l’alba»)
Реж. Саверио Констанцо
Итальянская актриса теряет голову от голливудского кино.
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Адажио» («Adagio»)
Реж. Стефано Соллима
Финальная глава гангстерской трилогии, в которую также входят «Криминальный роман» и «Субурра: Город мафии».
Антона Долина*
Дениса Виленкина
Антона Фомочкина
«Маэстро» («Maestro»)
Реж. Брэдли Купер
Посвященная памяти композитора и дирижера Леонарда Бернстайна режиссерская работа Брэдли Купера.
«„Маэстро“ Брэдли Купера про то, что Бернстайн был гей, но лучше всех его понимала жена. Кино для вежливых аплодисментов».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Фильм-скандал, а все из‑за приклеенного главному герою еврейского носа. У картины и вправду есть проблемы, но немного другие».
Антона Долина*
«„Маэстро“, уже нашумевший, поскольку автор и исполнитель главной роли Брэдли Купер, тщась изобразить Леонарда Бернстайна, приклеил себе чересчур большой нос. Как мы теперь видим, лучше бы Брэдли приклеил себе пятиметровый шнобель, чем дирижировал слюнявой латентной рапсодией, в ходе которой Ленни бегает от супруги по мальчикам, а потом все играют в четыре руки на рояле „Порги и Бесс“. И в этом смысле нашему зрителю „Маэстро“ должен напомнить „Осенний марафон“, Кэрри Маллиган почти, как гениальный Николай Крючков, просит Брэдли-Бузыкина, помыть руки после подозрительно долгого визита в мужскую уборную».
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
«Maestro (dir. Bradley Cooper)».
Дениса Виленкина
«Брэдли Купер питает какую‑то необъяснимую слабость к романтическим историям о музыкантах. Если в „Звезда родилась“ Леди Гага и сам Купер просто смотрели друг на друга, то в „Маэстро“ известный композитор и дирижер Леонард Бернстайн и его жена Фелиция Монтеалегре (Кэри Маллиган) никак не могут договориться, как часто и с кем он может ей изменять.
Еще до премьеры картины в лучших традициях „Матильды“ Алексея Учителя ее пытались отменить. Пользователи сети после просмотра трейлера заявили, что у Купера (который не только снял фильм, но и сыграл главную роль) — слишком большой накладной нос, и это оскорбляет еврейский народ. И такое бывает. По итогу сложно найти фильм, который более уважительно и осторожно относится к объекту своего изучения. Это в общем-то его и погубило. Из „Маэстро“ мы не узнаем про Бернстайна ровным счетом ничего, кроме того, что он любил и мальчиков, и девочек, жена согласилась с этим жить, но потом пожалела. Вот такая вот досада длиною два часа».
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Теория всего» («Die Theorie von allem»)
Реж. Тим Крёгер
Черно-белый триллер про доктора физики на международном конгрессе в Альпах.
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Пародийный нуар о мультиверсе, созданный под явным влиянием Хичкока, Линча и „Волшебной горы“. Безумное и увлекательное зрелище».
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Убийца» («The Killer»)
Реж. Дэвид Финчер
Профессиональный киллер в исполнении Майкла Фассбендера пытается справиться с личностным кризисом.
«„Убийца“ Финчера сообщает нам, что главное секретное оружие киллера-социопата — плейлист Моррисси. Не самый значительный фильм этого автора, но элегантный, как гоночный автомобиль, и соблазнительно аморальный».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Дэвид Финчер очень порадовал своим „Киллером“, прекрасный фильм, и совсем не такой поверхностно-легкомысленный, как может показаться на первый взгляд».
Антона Долина*
«Не знаю почему многие мои коллеги рецензируя „Киллера“ Дэвида Финчера, поминают всуе Жан-Пьер Мельвиля. Фильм Финчера и вполовину не такой эстетский, как любой Делон, а особенно „Самурай“. Разве что автор оторвался на музыкальном ряде — помимо Аттикуса Росса, озвучившего большую часть убийств, мы вместе с главным героем (Майкл Фассбендер) слушаем группу The Smiths, которая его, видимо, успокаивает. „Киллер“ основан на известном одноименном комиксе, но этот факт не делает творение Финчера интереснее — просто еще одна картина про наемного убийцу (сначала убивает он, потом пытаются убить его). Более того рассуждения Фассбендера о смысле жизни и смерти откровенно раздражают. Справедливости нет/мы все одиноки/эмпатия — это слабость/ дисциплина — это важно… можно продолжить ряд трехкопеечных максим чем‑то вроде: „когда я ем, я глух и нем“ или „не льстите себе, подходите ближе к писсуару“. В общем, крепкое одноразовое кино для Netflix, включайте в ноябре».
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
«Финчер, конечно, вообще не дурак. Такой типа, ща сниму „Самурая“ Мельвилля, пусть дети на „Нетфликсе“ посмотрят».
Дениса Виленкина
«В этом году в Венеции какой‑то нездоровый интерес к киллерам — как минимум три фильма программы именно про них. Как я уже говорила, лучшим неожиданно оказался Линклейтер, но сейчас не о нем. Человек, который взбесил практически всех (меня не взбесил) — Хармони Корин и его экспериментальный „Aggro Dr1ft“. Он снял полностью в инфракрасном излучении, похож не на фильм, а на видеоигру из девяностых и не замолкает ни на минуту. С показа вышло ползала, и это не для красного словца, а реально ползала — люди уходили пачками. Чтобы максимально поиздеваться над зрителем, Корин дал поручение поставить звук в зале на максимальную громкость. Все полтора часа главный герой как поэму повторяет: „Я киллер, я ассасин, я лучший убийца в городе“. Корин явно издевается над тропами фильмов о киллерах и пускает нас в голову наемнику. Ничего интересного там нет, как и ожидалось.
Удивительно, насколько эта явная злая шутка оказалась близка к долгожданной работе Дэвида Финчера „Убийца“. Он, к счастью, снят не в инфракрасном излучении, а, наоборот, невероятно красив, как и играющий в нем Майкл Фассбендер. Но прием абсолютно тот же — мы залезаем в голову к герою и слышим его мысли об устройстве мира, саркастичные комментарии, культурные референсы и самодовольные шутки. Как и в случае с Корином — ничего интересного. Лучше бы он молчал, честное слово. „Убийца“ в эстетическом плане не обманывает ожиданий — тут тебе и хирургически точно выверенные кадры, и саундтрек Трента Резона и Аттикуса Росса, и специфический юмор, но в случае с таким режиссером как Финчер его „хорошо“ недостаточно, и очень хочется, чтобы было более лучше».
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Предчувствие» («La Bête»)
Реж. Бертран Бонелло
Осовремененная экранизация повести Генри Джеймса «Зверь в джунглях» про девушку, решившую избавиться от эмоций.
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
«Отдаю Бонелло личного „Золотого льва“».
Антона Фомочкина
«Зла не существует» («Aku wa sonzai shinai»)
Реж. Рюсукэ Хамагути
Строительство глэмпинга рядом с поселком может привести к серьезным проблемам с водоснабжением.
«Хамагути хороший, но несколько манерный, что ли. Он заделался деревенщиком: речь про японскую глушь, где циничные горожане хотят построить глэмпинг (прекрасное слово), а местные недовольны. Все очень неторопливо переругиваются, колют дрова и едят суп, а в последние несколько минут фильм вдруг взрывается действием. Неплохо, повторюсь, но предыдущие были сильнее, мне кажется».
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Присцилла» («Priscilla»)
Реж. София Коппола
Кейли Спэни и Джейкоб Элорди в экранизации мемуаров Присциллы Пресли «Elvis and Me».
«Единственный пойнт „Присциллы“ Копполы, кажется, в том, что у Элвиса не стоял из‑за таблеток. Досадная неудача».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«София Коппола сняла „Присциллу“, по поводу которой все друг с другом разругались. Хорошая знакомая припечатала: „кино для домохозяек“. Как будто домохозяйки не люди, и как будто не они (ну, в числе прочих) были аудиторией Элвиса!».
Антона Долина*
«Присцилла Пресли разрыдалась на премьере „Присциллы“ (возможно потому, что фильм совсем плох).
Я бесконечна далека от идеализации кого бы то ни было, особенно рок-звезд, но София Коппола в своей картине „Присцилла“ предлагает нам полюбоваться на Элвиса Пресли с когнитивными способностями морского ежа и его несчастную супругу с разумом инфузории-туфельки. Женский взгляд на вечный вопрос — абьюза (все экранные семьи несчастливы по-своему) — в данном случае уводит нас от искусства в невероятно душную вселенную домохозяек, в которой лаки для ногтей и волос стоят на одной полке с обидами. Единственная связная музыкальная композиция фильма — I will always love you Долли Партон 1974 года — звучит, когда Присцилла, утирая слезу, уезжает из Грейсленда, хотя развод состоялся в 1973-м. Единственная связная реплика Элвиса — я не буду слушать „Битлз“ у бассейна — видимо, отражает тот факт, что Король строчил доносы в ФБР на Леннона. Это уже третья попытка байопика за фестиваль — про обратную сторону успеха. А по сути просто про обратную сторону, ибо и Брэдли Купер, и Майкл Манн и тем более София Коппола превращают кино в какую‑то задницу».
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
«„Присцилла“ Копполы разделила российских и западных кинокритиков. Наши соотечественники Копполу в основном ругают, а англоязычная пресса, наоборот, осталась в полном восторге. Знаю людей, которым „Присцилла“ понравилась даже больше „Бедных-несчастных“ Йоргоса Лантимоса, безусловного фаворита фестиваля. Я оказалась где‑то посередине — я не считаю, что это лучший фильм режиссерки, такое ощущение (пока), что ее лучшие работы все-таки остались в прошлом. Но и ругать „Присциллу“ совсем не хочется».
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Зеленая граница» («Zielona granica»)
Реж. Агнешка Холланд
Семья сирийских беженцев и учительница английского из Афганистана застревают на границе Польши и Беларуси во время гуманитарного кризиса.
«Агнешка Холланд сняла неожиданно (для меня; помню ее недавнюю клюкву про Голодомор) довольный мощный фильм про кризис с беженцами на белорусско-польской границе, квазидокументальный фикшен („Зеленая граница“ называется) — такое bleeding heart-кино, вроде манипулятивное (дети тонут в болоте, погранцы бросают беременных на колючую проволоку и так далее, полный набор), но не оторваться. Эпилог уже с польско-украинской границы в феврале-22. На Берлинале вообще мог бы победить, здесь не знаю, но со счетов бы не сбрасывал».
Станислава Зельвенского
Антон Долин* (@anton_dolin):
«Скандальный и благородный фильм о сирийских беженцах на границе Польши и Беларуси уже обозван польским министром юстиции „нацистской пропагандой“».
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Тамары Ходовой
«Энеа» («Enea»)
Реж. Пьетро Кастеллитто
Юноша из пригорода Рима втягивает в торговлю наркотиками.
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Дениса Виленкина
Антона Фомочкина
«Происхождение» («Origin»)
Реж. Ава ДюВерней
История афроамериканской журналистки Изабель Вилкерсон — лауреатки Пулитцеровской премии за материалы о Великой миграции.
«Ава Дюверней — какое‑то удивительное сочетание апломба и почти мультипликационной, скажем так, незамутненности. Не зря ее „Дисней“ подхватил (но она и там не справилась)».
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Тамары Ходовой
«Я — капитан» («Io capitano»)
Реж. Маттео Гарроне
Двое парней отправляются из Дакара в Европу в новом фильме режиссера «Гоморры».
«Маттео Гарроне („Гоморра“, предыдущий „Догмен“) тоже снял про беженцев („Капитан“): у него кузены из Сенегала бредут/плывут в Италию. И тоже довольно круто, хотя там есть поэтические виньетки на мой вкус лишние».
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Зинаиды Пронченко
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Любо» («Lubo»)
Реж. Джорджо Диритти
Дезертировавший во время Второй мировой солдат 30 лет ищет своих детей.
Антона Долина*
Андрея Плахова
Антона Фомочкина
«Холли» («Holly»)
Реж. Фиен Трох
Старшеклассницу с экстрасенсорными способностями начинает эксплуатировать школьная волонтерская группа.
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Женщина с…» («Kobieta z…»)
Реж. Михал Энглерт и Малгожата Шумовская
45-летнему мужчине становится некомфортно в собственном теле.
Антона Долина*
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Тамары Ходовой
Антона Фомочкина
«Память» («Memory»)
Реж. Мишель Франко
Джессика Честейн и Питер Сарсгаард испытывают трудности в отношениях.
«Мишель Франко вот тоже интересный режиссер, мне кажется, он перед тем, как сесть за новый фильм, гуглит, какие там вообще у людей бывают проблемы».
Станислава Зельвенского
Антона Долина*
Андрея Плахова
Дениса Виленкина
Антона Фомочкина
«Вне сезона» («Hors saison»)
Реж. Стефан Бризе
История актера и учительницы фортепиано, которые были влюблены друг в друга 15 лет назад.
Антона Долина*
«Свершилось. Посмотрел лучший современный фильм с 2018 года. Это искреннее счастье. Я не ставил „десяток“ новым картинам с 2018 года. Предыдущие две — „Вокс Люкс“ Брэди Корбета и „Произведение без авторства“ Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Тоже конкурс Венеции. В прокате в РФ, наверное, не будет».
Дениса Виленкина
«„Зверь“, „Память“, „Мертвый сезон“. О чем три главных (на мой вкус) фильма конкурса? О любви! Потому что сенегальские беженцы, неравенство и прочие симптомы сегодняшнего дня — уйдут, а что‑то остается важным всегда».
Антона Фомочкина