Киносписки

10 лучших режиссерских дебютов голливудских актеров

8 апреля 2024 в 14:00
На этой неделе в российский прокат выходит боевик «Манкимэн» — режиссерский дебют номинированного на «Оскар» актера Дева Патела («Лев», «Миллионер из трущоб»). Может ли хороший артист с первой попытки снять что‑то выдающееся? Вспоминаем 10 отличных фильмов, поставленных дебютирующими в режиссуре актерами и доказывающих, что это возможно.

«Ночь охотника» (1955), реж. Чарльз Лотон

«The Night of the Hunter»

Как часто режиссерский дебют известного актера можно назвать не просто удачным, а шедевром, изменившим ход истории кино? Кромешный экспрессионистский хоррор «Ночь охотника» про серийного убийцу (Роберт Митчем), притворяющегося проповедником на американском Юге времен Великой депрессии, — именно такой пример. Увы, смелость постановщика Чарльза Лотона (до режиссерского дебюта выиграл актерский «Оскар» за «Частную жизнь Генриха VIII» и заработал еще две номинации за другие фильмы) не окупилась. На момент премьеры картина, одновременно эстетически несвоевременная (в 1955 году готический экспрессионизм был безнадежным ретро и даже нуар как жанр уже был на исходе) и обогнавшая свое время (до вдохновленных «Ночью охотника» экспрессионистских неонуаров Годара, Скорсезе и Коэнов оставалось десять, двадцать и тридцать лет соответственно), провалилась как среди критиков, так и в прокате — из‑за этого Лотон так и не снял свой второй фильм. Зато сейчас «Ночь охотника» считается шедевром как французами, так и американцами.

«Тени» (1959), реж. Джон Кассаветис

«Shadows»

Вообще говоря, те случаи, когда режиссерский дебют известного актера оказывается на порядок увереннее и смелее среднестатистического первого фильма, не исключение из правил, а закономерность. Ведь артисту, уже имеющему репутацию и связи, проще идти на риск и привлекать внимание к своей работе. Взять Джона Кассаветиса: в 1950-е он снимался во второстепенных студийных нуарах и вестернах, а в 1959 году добился со своим авангардным режиссерским дебютом «Тени» блестящей критики в ведущих СМИ (см. удивительный трейлер выше), четырех номинаций на премию BAFTA (на «Оскаре», увы, фильм проигнорировали) и широкого проката. Понятно, что, если бы не имя Кассаветиса (пускай еще совсем не раскрученное), «Тени», эта снятая на коленке бессюжетная зарисовка из нью-йоркской джазовой тусовки про братьев-музыкантов, их сестру-бездельницу и ее трех любовников, такого внимания бы не получила. С другой стороны, именно благодаря решению Кассаветиса строить две параллельные карьеры (голливудского актера и режиссера-новатора) зрители получили не только один из самых влиятельных дебютов в истории кино (шутка ли, «Тени» — это сразу и «новая волна» до «новой волны», и мамблкор до мамблкора, и социально заряженный хит о расе в Америке до всех других аналогичных хитов), но и одну из самых выдающихся режиссерских фильмографий в американском кино XX века.

«Сыграй мне „Туманно“» (1971), реж. Клинт Иствуд

«Play Misty for Me»

Скажем сразу: режиссерский дебют Клинта Иствуда «Сыграй мне „Туманно“» — не шедевр (первый режиссерский шедевр Иствуда — пожалуй, его тринадцатая картина «Птица»). Зато этот фильм можно назвать мастер-классом того, как круто дебютировать в режиссуре, если ты уже большая голливудская звезда. Во-первых, выбрать самый неожиданный жанр: едва ли от звезды вестернов кто‑то ждал криповый слешер про джазового диджея (Иствуд) и его фанатку-сталкерку (Джессика Уолтер). Во-вторых, оставить позади любые актерские комплексы: сам Иствуд тут играет такую карикатуру на свое собственное амплуа, что можно было бы подумать, будто режиссер, будь он другим человеком, в глубине души презирает свою звезду. Ну и, в-третьих, оставить серьезность на день, когда авторский почерк устаканится, а в дебюте получать максимум фана: главные аттракционы этой неровной работы — документальные съемки с реального джазового феста и уровни кринжа, которые артистка Уолтер превзойдет лишь в своей роли в ситкоме «Задержка в развитии».

«Что случилось тогда…» (1994), реж. Том Нунан

«What Happened Was…»

Нетривиальная работа с собственным амплуа — главнейший актив дебютирующего в режиссуре артиста, особенно когда больше особенных ресурсов под рукой нет. В 1980-е Том Нунан, актер с глазами психопата и голосом психиатра, играл злодеев в голливудских триллерах и боевиках («Охотник на людей», «Робот-полицейский-2»), а в 1994 году снял фильм о самом неловком свидании в истории кино, где те же актерские свойства превратились из криповых в душераздирающие. «Что случилось тогда…» выиграл главный приз «Сандэнса», а позже Чарли Кауфман («Думаю, как все закончить») назвал фильм одним из главных в своей жизни и подарил Нунану яркие роли второго плана в первых двух своих режиссерских работах.

«Годовщина» (2001), реж. Алан Камминг, Дженнифер Джейсон Ли

«The Anniversary Party»

Когда звезды берутся рассказывать истории, проблемой может стать то, что их жизненный опыт ограничен знанием о привилегированной звездной повседневности. Верное решение — превратить это ограничение, опять же, в актив. «Годовщина» Алана Камминга и Дженнифер Джейсон Ли — вероятно, самый прямолинейный фильм, снятый по схеме «голливудская пара собирает в своем дорогом доме всех друзей, берет дешевую цифровую камеру и снимает добрую сатиру на собственную профессию». При этом он на удивление забавный и обаятельный: главный конфликт (муж-режиссер в исполнении Камминга не хочет брать на главную роль жену-актрису, так как она слишком старая) в меру острый, камео других звезд (Кевина Клайна, Паркер Поузи, Джона Си Райлли, Гвинет Пэлтроу) вполне саморазоблачительные. Прекрасная легкая антитеза к «Брачной истории» Ноя Баумбаха — тот фильм был посвящен разводу Баумбаха как раз с Ли.

«Я все еще здесь» (2010), реж. Кейси Аффлек

«I’m Still Here»

Если в главной роли у дебютирующего в режиссуре хорошего артиста снимается другой выдающийся артист, то может случиться что‑то поистине особенное. А если эти люди еще и связаны родственными связями, то гарантирована бомба. Все дело в личном доверии и заговорщицком азарте, на котором строятся самые смелые художественные эксперименты. Ради фильма-пранка «Я все еще здесь», поставленного зятем Кейси Аффлеком (на тот момент Аффлек был женат на Саммер Феникс), оскаровский фаворит Хоакин Феникс на целый год перевоплотился в нелепый образ недорэпера в вечном угаре. Феникс и Аффлек разыгрывали ничего не подозревающую публику, ведущих ток-шоу и хип-хоп-легенду Пи Дидди, за которым Феникс долго бегал, упрашивая на фит. Но по-настоящему в фильме впечатляет не хулиганский аспект происходящего, а нечто более глубокое: в поэтической концовке фильма становится ясно, что все это время мы наблюдали большое неподдельное одиночество.

«Детство лидера» (2015), реж. Брейди Корбет

«The Childhood of a Leader»

Даже второплановые артисты между делом получают лучшее в мире режиссерское образование. К двадцати трем годам Брейди Корбет успел сняться у Араки, Ханеке и Триера, а за один только 2013 год (накануне режиссерского дебюта), мелькая в маленьких ролях, лично увидел непосредственно в работе таких мастеров, как Ассайяс, Эстлунд, Хансен-Лев, Бонелло и Баумбах. Вот и его собственный фильм про рождение диктаторского эго у маленького мальчика («Детство лидера») — это то ли трехпроцентный раствор Ханеке, то ли Бонелло на самых минимальных настройках, то ли халтура Эстлунда, придумавшего ровно один гэг для двухчасового фильма. Зато в совокупности — один из ярчайших молодых дебютов своего времени, уже ко второму фильму приведший к выдающимся без всяких натяжек результатам. Вот и думайте.

«Отвязные приключения в Лондоне» (2017), реж. Вуди Харрельсон

«Lost in London»

Режиссерские работы прославленных артистов — частый источник самых неожиданных, сумасшедших результатов: взять, скажем, цифровую шизофазию Энтони Хопкинса или поток сознания в стиле кантри Итана Хоука. Однако всех претенциозных звезд разом заткнул за пояс Вуди Харрельсон, дебютировав в режиссуре с автофикшн-фарсом (Вуди играет самого себя, переживая заново желтушный скандал из нулевых, чуть не стоивший ему брака), не просто снятым одним планом, а одним планом, транслировавшимся в кинотеатры в прямом эфире. Самое удивительное — этот эксперимент более чем работает: «Отвязные приключения в Лондоне» (дурацкое локализованное название такому фильму даже к лицу) сочетают серьезные темы с развлекательными жанровыми условностями (в какой‑то момент Вуди дерется с Оуэном Уилсоном по поводу творчества Уэса Андерсона); амбициозную новаторскую технику (тут, если что, десятки актеров и локаций) с легкостью полуспущенных рукавов режиссера — так, как позволено сочетать лишь классикам.

«Лулу и Бриггс» (2022), реж. Ченнинг Татум, Рид Кэролайн

«Dog»

Ченнинг Татум, одна из самых многогранных и недооцененных кинозвезд своего времени, пару лет назад дебютировал с соответствующим своему амплуа фильмом. В «Лулу и Бриггсе» тоже под легкой развлекательной оболочкой (роуд-муви про приключения ветерана и песика) скрываются серьезные темы (ПТСР, политическое расслоение американцев) и нетривиальные эстетические исследования: после трилогии «Супер Майк!» Татум и его постоянный соавтор Рид Кэролайн продолжают нежнее и прямее всех говорить о новой мужественности. Словом, ничего необычного, просто еще одна моментальная голливудская классика, снятая звездой, дебютирующей в режиссуре.

«Когда ты закончишь спасать мир» (2022), реж. Джесси Айзенберг

«When You Finish Saving the World»

Возможно, вы этого еще не знаете, но Джесси Айзенберг — главнейший режиссер-дебютант 2020-х. В своем первом фильме «Когда ты закончишь спасать мир» он нарисовал сразу двух очень осязаемых и выпуклых героев своего времени из числа худших людей на земле: циничную менеджерку шелтера для жертв абьюза, обладающую манипуляторскими наклонностями, и ее сына-подростка — самовлюбленного и претенциозного стримера-инфлюэнсера. А затем столкнул их лбами, заставив соревноваться в специфическом спорте «кто из нас двоих более праведен», получив на выходе выдающуюся трагикомичную повесть, которую, возможно, поняли лишь прожженные циники и иронисты.

Зато во втором фильме «Настоящая боль», премьера которого состоится под «Оскар-2025» (у Айзенберга уже есть сценарная награда за него на «Сандэнсе»), достиг подлинной универсальности: критики сообщают, что эта черная комедия про американских кузенов на экскурсии в польском концлагере отзовется в сердце каждого.

Расскажите друзьям