В прокате продолжает идти «Камон Камон» — черно-белое инди, где Хоакин Феникс играет чувствительного журналиста (его первая роль после оскароносной партии Джокера). По этому поводу вспоминаем пять чудесных фильмов, где этот великий артист предстал в неожиданных амплуа.

Меррилл Хесс, «Знаки» (2002)

Кадр из фильма «Знаки» (2002)
© «Каскад фильм»

Как и полагается великому эксцентрику, артистическое мастерство Хоакина Феникса по-настоящему расцветает, когда вступает в контакт с подлинно эксцентричным автором по другую сторону камеры. Первым таким выдающимся союзом в карьере ребенка сектантов с заячьей губой стала роль в шедевре малаяльского Хичкока (то есть М.Найта Шьямалана) «Знаки». Шьямалан намешал в фильме хоррор по мотивам Уэллса, христианскую притчу и семейный ситком, а Феникс, играющий безработного младшего брата мачо Мела Гибсона, свободно лавирует между напыщенной высокопарностью и саморазоблачительной кринж-комедией. В этой картине и автор, и артист продемонстрировали свои неординарные способности видеть уморительное в ужасающем и оптимистичное в безысходном — и вместе с тем моментально и навсегда вошли в историю мирового кино.

Подробнее на Афише
Смотреть в Okko
Подробности по теме
«Время» и «Стекло»: фильмы М.Найта Шьямалана от худшего к лучшему
«Время» и «Стекло»: фильмы М.Найта Шьямалана от худшего к лучшему

Леонард Крэдайтор, «Любовники» (2008)

Кадр из фильма «Любовники» (2008)
© «Каскад фильм»

Честно говоря, топ-5 ролей Хоакина Феникса можно было бы целиком составить из его совместных работ с режиссером Джеймсом Греем (их как раз ровно пять) — кинематографистом, лучше всего понимающим уникальную предрасположенность этого артиста к постироничному переигрыванию человеческих трагедий. Чтобы не превращать список в тавтологию, ограничимся упоминанием самой главной коллаборации Грея и Феникса.

Суицидальный увалень, живущий с родителями и мечущийся между двумя красивыми женщинами (соседкой и дочерью родительских друзей), сыгран артистом с брутальной искренностью, заставляющей зрителей вжиматься в кресла от чувства испанского стыда. В Леонарде сочетаются несовместимые черты: возвышенная до степени пародии трагичность взята, кажется, из Достоевского (в основе фабулы — повесть «Белые ночи»); образ жизни и стать вдохновлены приятелем режиссера — синефилом-затворником Риком Менелло; наконец, самые невыносимо неловкие сцены (чтение рэпа да брейк-данс, уморивший со смеху героиню Гвинет Пелтроу) — это что‑то из закромов воспоминаний режиссера о собственных подростковых увлечениях. Самое большое достижение Хоакина Феникса в этом фильме — тот факт, что, несмотря на всю эксцентричность поведения и эклектичность источников вдохновения, его Леонард — болезненно узнаваемый и абсолютно живой человек.

Подробнее на Афише
Подробности по теме
Лучшие фильмы про отношения, которые полезно посмотреть парам
Лучшие фильмы про отношения, которые полезно посмотреть парам

Хоакин Феникс, «Я все еще здесь» (2010)

Кадр из фильма «Я все еще здесь» (2010)
© «Вольга»

Сильнейшим актером поколения Феникса делает не сама его работа по системе Станиславского, а беспрецедентная смелость выставить весь культ глубоких актерских перевоплощений курам на смех. Речь идет о фильме-перформансе «Я все еще здесь», в котором Феникс спародировал самого себя как голливудского актера (в конце 2010-х его физические трансформации достигнут абсурдного пика в «Джокере») и радикально сменил имидж с оскаровского фаворита на начинающего рэпера в вечном угаре. Ради фильма, снятого совместно с зятем Кейси Аффлеком, артист перевоплотился в нелепый образ на целый год, разыгрывая ничего не подозревающую публику, ведущих ток-шоу и хип-хоп-легенду Пи Дидди, за которым Феникс долго бегал, упрашивая на фит. Но по-настоящему здесь впечатляет не хулиганский аспект происходящего, а нечто более глубокое. В поэтической концовке фильма становится ясно, что все это время мы наблюдали большое одиночество, и оно, даже несмотря на пранк-воплощение, было настолько подлинным, насколько вообще может быть актерский перформанс.

Подробнее на Афише
Смотреть в Okko
Подробности по теме
10 неожиданных бород в кино
10 неожиданных бород в кино

Эйб Лукас, «Иррациональный человек» (2015)

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
© «Централ Партнершип»

Харизма Хоакина Феникса всегда была, откровенно говоря, со знаком минус, с приставкой «анти-». Он взошел на голливудский пантеон со слизкой ролью злодея в «Гладиаторе», а выиграл заветный «Оскар» за гротескную психопатическую карикатуру «Джокера». Но, пожалуй, к более интересным результатам эта антихаризма приводила тогда, когда наслаивалась на обаятельные в теории образы.

В 2015 году Феникс сыграл главную роль у Вуди Аллена в его четвертом или пятом по счету комедийном триллере по мотивам «Преступления и наказания». В отличие от предшественников — других алленовских муз на один раз — Феникс не пошел по пути слепого подражания повадкам самого режиссера, за самоуничижительной ширмой которых всегда скрывались реальные комплексы. Феникс вывел эти язвы, безобразности, извращения на поверхность: лишь в его исполнении типичный алленовский герой (профессор философии, разрывающийся между коллегой, студенткой и убийством) становится необаятельно инфантильным, пугающе психопатическим (а не просто саркастическим), глупым до степени стыда, а не умиления. Увы, ни публика, ни сам Аллен, кажется, не осознали до конца величия Феникса: в дальнейшем режиссер вернулся к кастингу обыкновенных подражателей (Джесси Айзенберг, Тимоте Шаламе).

Подробнее на Афише
Смотреть в Okko
Подробности по теме
«Иррациональный человек»: еще один фильм Вуди Аллена о преступлении и наказании
«Иррациональный человек»: еще один фильм Вуди Аллена о преступлении и наказании

Чарли Систерс, «Братья Систерс» (2018)

Кадр из фильма «Братья Систерс» (2018)
© «Парадиз»

Идущее в прокате черно-белое инди «Камон Камон» стало в некотором смысле возвращением Хоакина Феникса с небес на землю. После буквально сверхчеловеческих последних ролей (Иисуса, Джокера) он в кои-то веки играет обычного мужчину с простыми слабостями и горестями. Увы, в этом и заключается главная проблема фильма: все слишком просто, играть, по сути, нечего, а функция красивого реквизита в игрушечном фильме этому глубоко причудливому, даже зловещему актеру как‑то не к лицу.

С другой стороны, во многих жанровых выступлениях (неонуар про вигиланта «Тебя никогда здесь не было», неонуар про торчка «Врожденный порок») Феникс ударяется в комиксовый гротеск и отмачивает карикатуры. В этом смысле кино «Братья Систерс» — идеальный компромисс, ведь это самый деликатный ревизионистский вестерн нашего времени, которому следовало бы выходить в прокат под слоганом «новая искренность на Диком Западе» (кажется, именно отсутствие четкой маркетинговой идентичности и привело к кассовому провалу прекрасного фильма). Феникс здесь играет вспыльчивого, жестокого наемника, противоположность своего партнера-брата. Никакого гротеска — вместо этого череда точных психологических деталей, специфических изъянов характера и тонких прозаических находок. В общем, настоящий мастер-класс драматического повествования и душераздирающей трагикомичной игры, где жалко всех — не только приятных глазу черно-белых интеллигентов, но и красочных мудаков.

Подробнее на Афише
Смотреть в Okko
Подробности по теме
Взрослые дома есть: штучная черно-белая новинка «Камон Камон» с Хоакином Фениксом
Взрослые дома есть: штучная черно-белая новинка «Камон Камон» с Хоакином Фениксом