«Земля кочевников» («Nomadland»)
— Лучший фильм
— Лучшая режиссура (Хлоя Чжао)
— Лучшая актриса (Фрэнсис МакДорманд)
— Лучший адаптированный сценарий
— Лучшая операторская работа
— Лучший монтаж
«Земля кочевников» не без оснований считается одним из возможных фаворитов «Оскара-2021». Все-таки лента уже получила главные премии на фестивалях в Венеции (признание профессиональной публики) и в Торонто (приз зрительских симпатий), а оба киносмотра нередко становятся для американских картин предвестниками оскаровских наград. То есть фильм уже готов стать народным арт-мейнстримом с простыми, понятными чувствами для зрителей, при этом снятыми как бы с авторским почерком.
«Звук металла» («Sound of Metal»)
— Лучший фильм
— Лучший актер (Риз Ахмед)
— Лучший актер второго плана (Пол Раджи)
— Лучший оригинальный сценарий
— Лучший монтаж
— Лучший звук
Этот художественный дебют Дариуса Мардера — терапия года, изысканное и внимательное кино, работающее на нескольких уровнях сразу, оперирующее многими смыслами. И хотя психотерапия в современных медиумах представлена довольно широко, такого прямодушного и обстоятельного обсуждения действительно не хватало. Как бы ни путал трейлер, заявляющий чуть ли не об амбициях «Одержимости», «Звук металла» — чистосердечное признание без всякого плутовства. Здесь не будет ожесточенной борьбы за место под солнцем, саморазрушающей патетики и восхваления человеческой несгибаемости, тут даже музыки-то нет, кроме коротких живых выступлений. Фильм у Мардера получился максимально близким к жизни, честным и приземленным.
«Манк» («Mank»)
— Лучший фильм
— Лучший режиссер (Дэвид Финчер)
— Лучший актер (Гэри Олдман)
— Лучшая актриса второго плана (Аманда Сейфрид)
— Лучшая операторская работа
— Лучшие костюмы
— Лучший грим и прически
— Лучшая оригинальная музыка
— Лучший звук
— Лучшая работа художника-постановщика
Самое, наверное, недооцененное достоинство Финчера — его чувство юмора (даже макабрический «Охотник за разумом» — по сути, почти комедия). «Манк» интересен как техническое достижение, достоин уважения как политическое высказывание, хорош как портрет поднимающегося над собственными несовершенствами творческого человека и трогателен как диалог режиссера со своим покойным отцом. Но в первую очередь это язвительный, смешной фильм, в котором будущий голливудский классик, например, может быть представлен ногами со спущенными брюками в туалетной кабинке.
«Суд над чикагской семеркой» («The Trial of the Chicago 7»)
— Лучший фильм
— Лучший актер второго плана (Саша Барон Коэн)
— Лучший оригинальный сценарий
— Лучшая операторская работа
— Лучший монтаж
— Лучшая песня («Hear My Voice»)
Словесный пинг-понг, все эти перекрестные допросы и театральные споры между идеалистами и прагматиками — это то, что Соркин умеет делать с закрытыми глазами. И именно поэтому трудно не испытать легкое разочарование. Понятно, что человек, в двадцать с чем‑то лет написавший «Несколько хороших парней» и с тех пор неустанно оттачивавший свое красноречие, в 60 уж как‑нибудь сможет слепить бодрое кино из одного из самых одиозных судов в американской истории. И понятно, зачем Соркину семерка. Но нужен ли семерке Соркин? Стали ли судебные пререкания, уже экранизированные в разных форматах полдюжины раз, как‑то ярче после того, как перестроились на знаменитый соркиновский ритм? В этом есть определенные сомнения. Как и в том, что кто‑то выйдет (фигурально выражаясь) с этого фильма о переменах хоть капельку изменившимся.
«Отец» («The Father»)
— Лучший фильм
— Лучший актер (Энтони Хопкинс)
— Лучшая актриса (Оливия Колман)
— Лучший адаптированный сценарий
— Лучший монтаж
— Лучшая работа художника-постановщика
В тени всех этих регалий и превосходных степеней боязно и даже как‑то неловко сообщать, что «Отец» — довольно слабый кинофильм с, безусловно, выдающейся работой Энтони Хопкинса. Больше всего это похоже на последнюю картину Чарли Кауфмана минус балет в школе, свинья с червяками, ночная мороженица и все остальное, что оттуда запомнилось. Отсюда останутся свидетельства титанического актерского таланта — с лихвой стоящие, тут даже не о чем говорить, ваших полутора часов, но едва ли как‑то переворачивающие представления человечества об Энтони Хопкинсе.
«Иуда и черный мессия» («Judas and the Black Messiah»)
— Лучший фильм
— Лучший актер второго плана (Дэниел Калуя)
— Лучший актер второго плана (Лейкит Стэнфилд)
— Лучший оригинальный сценарий
— Лучшая операторская работа
— Лучшая песня («Fight for You»)
Очень энергичный и страстный, если и несколько поверхностный, фильм про революционеров и охранку. Расклад обозначен уже в названии («мессия» — формулировка Гувера, которого тут со смаком играет Мартин Шин). То, что активист «Черных пантер» с чрезвычайно радикальной риторикой выведен не противоречивой фигурой, а абсолютно симпатичным героем мейнстримового голливудского байопика, — безусловно, примета времени; впрочем, Хэмптон всегда был знаковым персонажем в силу возмутительных обстоятельств, о которых, собственно, тут и рассказывается. Кино актуальное, и не только в Америке.
«Минари» («Minari»)
— Лучший фильм
— Лучший режиссер (Ли Айзек Чун)
— Лучший актер (Стивен Ен)
— Лучшая актриса второго плана (Юн Е Чжон)
— Лучший оригинальный сценарий
— Лучшая оригинальная музыка
Этим скромным фильмом внезапно сорвал банк малоизвестный 42-летний американский режиссер Ли Айзек Чун. В 2007 году его дебют «День освобождения», снятый на коленке, как ни странно, в Руанде, был отмечен на фестивалях, а потом он поставил еще пару картин, но в последние годы настолько не преуспевал, что уже собирался сменить профессию. И на прощание сделал полуавтобиографическую «Минари» о своем детстве в Арканзасе; фильм подхватили инди-воротилы A24, он победил на «Сандэнсе», получил несколько десятков призов, а сейчас является всеобщим любимцем и одним из фаворитов «Оскара» с шестью номинациями (лучший фильм, режиссура, сценарий, две актерские номинации и саундтрек). Чун, соответственно, не ушел из кино, а теперь выбирает между большими проектами и скоро наверняка будет ставить что‑нибудь если не у «Марвела», так у Legendary.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x304p311x74f1562x1562i/s5.afisha.ru/mediastorage/2b/4e/047e4892a6c04f0bb7ba92dc4e2b.jpg)
«Девушка, подающая надежды» («Promising Young Woman»)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/c9/ac96f50b89d703cedb0bebd4c5dddc21.gif)
— Лучший фильм
— Лучший режиссер (Эмералд Феннелл)
— Лучшая актриса (Кэри Маллиган)
— Лучший оригинальный сценарий
— Лучший монтаж
«Девушка» — именно что b-movie, который отчего‑то стесняется собственной природы и, как только пахнет жареным, испуганно замирает, что приводит к неумышленно комическим результатам. Это первый, вероятно, триллер про мстительницу, которая заманивает мужчин и иногда даже женщин в изощренные ловушки (шутка ли, часами изображать глубокое алкогольное опьянение), чтобы — внимание — их пристыдить. Не вырвать им сердце, не кастрировать, а прочитать небольшую лекцию — если вдуматься, это действительно парадоксально современно.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x304p1458x0f1861x1861i/s2.afisha.ru/mediastorage/50/12/cfc8271d734c48e2be7ffea51250.jpg)
«Ма Рейни: Мать блюза» («Ma Rainey’s Black Bottom»)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/8a/28acff0ae79c8613958a40f14f66c021.gif)
— Лучший актер (Чедвик Боузман)
— Лучшая актриса (Виола Дэвис)
— Лучшие костюмы
— Лучший грим и прически
— Лучшая работа художника-постановщика
«Ма Рейни: Мать блюза» — последний фильм Чедвика Боузмана и последняя возможность оценить, насколько яркого артиста мы потеряли. Ливи — лучшая роль актера, в которой он демонстрирует широкий эмоциональный диапазон и естественность на экране. Не менее хороша и Виола Дэвис в заглавной роли, которая ни на секунду не дает усомниться в том, кто здесь главная звезда.
В драматургической основе — пьеса темнокожего писателя Августа Уилсона, входящая в десятичастный «Питтсбургский цикл». Права на экранизацию произведений Уилсона принадлежат Дензелу Вашингтону: «Ограды» по одноименной пьесе он снял лично, а в случае с «Ма Рейни: Мать блюза» выступил продюсером. Театральная природа произведения чувствуется в фильме слишком отчетливо: это касается не только физической ограниченности места действия (большая его часть происходит в двух помещениях), но и природы диалогов, не всегда звучащих органично в кинематографическом пространстве.
Но это все еще отличный текст, и актеры делают все возможное, чтобы соответствовать ему. Хороши не только Боузман и Дэвис, но и Глинн Терман из последнего сезона «Фарго», и Колман Доминго из «Эйфории» в ролях музыкантов из ансамбля Ма.
«Новости со всех концов света» («News of the World»)
![](https://img.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/12/612c2ad4d78d4c0a222709e0322d1f8c.gif)
— Лучшая операторская работа
— Лучшая оригинальная музыка
— Лучший звук
— Лучшая работа художника-постановщика
Хэнкс в этой роли был неизбежен — кто еще сегодня может потянуть роль южанина, которому мы немедленно должны сочувствовать. В пару ему за умение визжать и настороженно смотреть взяли юную немецкую блондинку из «Разрушительницы системы». Фильм, как положено, отсылает к классическим вестернам с Джоном Уэйном (из очевидного — «Настоящее мужество» и «Искатели»), но его прозрачная политическая программа Джону вряд ли бы понравилась. Хорошие артисты, красивые пейзажи — славная в целом картина в своем жанре, но очень уж неторопливая и незамысловатая.
«Душа» («Soul»)
![](https://img.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/3b/f3b039f846f7f1a8a7c0606c12d2b7f2.gif)
Лучший звук
Лучший саундтрек
Лучший анимационный фильм
За «Душой» стоит душа и голова одного из главных авторов современного мейнстрима Пита Доктера, придумавшего «Корпорацию монстров», «ВАЛЛ*И», «Вверх» и «Головоломку», — важнейшие фильмы XXI века с рейтингом 6+, объясняющие, как справляться со страхом смерти, детскими травмами, одиночеством и эмоциями, выходящими из‑под контроля. Новый мульт Disney и Pixar — попытка такого же планетарного масштаба высказаться о смысле жизни, двухчасовой коучинг, «как перепридумать себя в эти окаянные дни», неслучайно воспитание сущностей пугающе называется You Seminar и напоминает расклад по системе Human Design. «Здесь ты не раздавишь душу — для этого есть Земля». А ощущение, что раздавишь. Оруэлловские объятия «Души» с десятой минуты начинают тревожить: среди пастельных облачков и кавайной массовки ласковые всезнающие голоса алгоритмов диктуют, где твое место.
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x304p474x0f803x803i/s3.afisha.ru/mediastorage/c9/7d/e9025da42a0948b98976ce407dc9.jpg)
«Довод» («Tenet»)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/1a/41a99c568746c5dc38646010794badfc.gif)
Лучшая работа художника-постановщика
Лучшие визуальные эффекты
Конечно, «Довод» не лишен и скромных достоинств. Смешной Паттинсон, например, про которого по ходу дела выясняется, в частности, что он магистр физики и говорит по-эстонски; если бы эта линия стала еще чуть более гей-, в фильме появился бы наконец какой‑то нерв. Радостно за Юрия Колокольникова, играющего телохранителя Браны; у него всего пара реплик, зато его часто многозначительно (как, впрочем, все и всегда у Нолана) показывают. Приятно видеть знаменитый таллинский Горхолл, любимое место столичной молодежи для выпивания с видом на залив, в роли киевской оперы. А палиндромы — ну что палиндромы, никто еще не стал от них счастливее, зато от многих отписались друзья в фейсбуке. Ага. Угу. Сильновата вонь лис.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x304p591x187f3813x3813i/s1.afisha.ru/mediastorage/d6/b1/4de82d28ea6649d086426f98b1d6.jpg)
«Еще по одной» («Druk»)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/86/386fca5dda9f56749a94a3c831f5b644.gif)
Лучший режиссер (Томас Винтерберг)
Лучший международный фильм
Эту картину в разных странах показывают под теми названиями-выражениями, какие местные выпивохи употребляют, предлагая опрокинуть «еще по одной» (по-английски, например, картина называется «Another Round»), а у себя на родине, в Дании, она идет под простым и броским заголовком «Запой». По-датски это звучит особенно круто — «Друк», и странно, что наши прокатчики, выбирая русский эквивалент, не сыграли на очевидном созвучии с другим таким же фонетически хлестким, как датское слово druk, вариантом русских алкашей призвать к тому же самому — «Вздрогнем!». Так или иначе, как датскую картину ни называй, а в ней есть-таки четыре друга и их совместный «друк», затянувшийся на целый учебный год. Можно было бы сказать — 9 месяцев, но учебный год будет вернее, так как все эти четверо друзей — преподаватели в одной школе.
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x304p853x117f800x799i/s1.afisha.ru/mediastorage/b7/ce/f6d51583ad1347c6929704a6ceb7.jpg)
«Борат-2» («Borat: Gift of Pornographic Monkey to Vice Premiere Mikhael Pence to Make Benefit Recently Diminished Nation of Kazakhstan»)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/cb/acbe6a5a053f5d11d673aa3fa7a2afae.gif)
Лучшая женская роль второго плана (Мария Бакалова)
Лучший адаптированный сценарий
Саша Барон Коэн достиг по-настоящему экзистенциальных высот в сиквеле импровизационной комедии, уделавшей Америку четырнадцать лет назад. Про его персонажа Бората и раньше не было понятно, кого же он вообще пародирует. Казахи думали, что издеваются именно над ними, поэтому первый фильм запретили и только ко второй части поняли, что для любого американца их страна — как самая желанная terra incognita, и сделали узнаваемую фразу Бората «Very nice!» своим туристическим слоганом.
Но дело даже не в этом. Куда важнее посыл, который смелейший комик планеты вложил в «Бората-2», где в американском кино дебютирует удивительная болгарская актриса — натурально, открытие года — по имени Мария Бакалова в роли дочери Бората.
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x304p250x42f540x540i/s3.afisha.ru/mediastorage/47/70/654cbb601fc3441aafccf0b67047.jpg)
«Коллектив» («Collectiv»)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/f2/bf287552ddd950cd7313e7f0f1befce0.gif)
Лучший документальный фильм
Лучший международный фильм
Нашумевшая румынская документалка, претендующая в ближайшее воскресенье на «Оскар» в двух категориях (первая, что ярко характеризует премию, номинация Румынии — одной из сильнейших кинематографий в нынешнем веке). Поскольку в фокусе — система здравоохранения, можно сказать, что это такой публицистический вариант «Смерти господина Лазареску».
В 2015 году в бухарестском ночном клубе происходит пожар, 27 человек гибнут на месте, еще 37 умирают в больницах за следующие месяцы. Журналисты из популярной спортивной газеты начинают выяснять, почему так много жертв среди госпитализированных, и обнаруживают, что вся госмедицина завязана на чудовищных коррупционных схемах. В результате протестов меняется правительство, какие‑то головы летят, на здравоохранение брошен новый министр-идеалист. В фильме нет закадрового голоса или интервью, зато режиссер Александер Нанау месяцами ходил за репортерами и министром, и его материал красноречив без дополнительных комментариев.
«Коллектив» — название злосчастного клуба, но не только: это история про то, как усталые, помятые люди с маленькой зарплатой сообща пытаются сделать мир лучше. И хотя они упираются в стену, определенный оптимизм там тоже есть. И конечно, это фильм не только про Румынию и не только про больницы.
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x304p481x0f619x619i/s3.afisha.ru/mediastorage/93/1b/52040bf5015947b1ac7951661b93.jpg)
В России церемонию вручения наград премии «Оскар» официально показывает мультимедийный сервис Okko. Трансляция бесплатна для всех желающих и доступна без подписки на сервис. Традиционную красную дорожку церемонии прокомментируют блогер, модель и телеведущая Маша Миногарова и эксперт моды, стилист Александр Рогов.
Трансляция вручения наград самой престижной кинопремии будет доступна как с оригинальной звуковой дорожкой, так и в переводе от кинокритика Егора Москвитина. В трансляцию премии «Оскар»® в Okko будут интегрированы комментарии приглашенного эксперта — члена Американской академии кинематографических искусств и наук, продюсера Александра Роднянского, который расскажет про 8 фильмов, номинированных в категории «Лучший фильм».
Смотрите прямой эфир кинопремии в ночь с 25 на 26 апреля в 1.30 по московскому времени.