перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Учебник Einstürzende Neubauten

25 сентября в Петербурге, а 26 сентября в Москве выступает Einstürzende Neubauten — группа, которая на протяжении тридцати лет доказывает, что индастриал может и должен меняться. «Афиша» составила путеводитель по основным вехам в дискографии сумрачных немецких гениев.

Музыка

Фотография: Промо

Einstürzende Neubauten проделали путь от яростных и шумных записей времен «шоковой терапии» до утонченных баллад на позднем этапе творчества. И, превратившись со временем в почти полную свою противоположность, в главном себе не изменили.

«Kollaps» (1981)

Что это

Лидер группы Бликса Баргельд говорит, что он хотел записать альбом, «который никто не будет слушать». Но из всего раннего творчества команды именно эта пластинка оказалась наиболее продаваемой. Диск вышел на гамбургском лейбле ZickZack Records, к которому положено обращаться, когда появляется желание послушать пару десятков мало кому известных авангардных немецких команд тех лет.

Как звучит

Грязно, шумно, хрипло и надрывно. В качестве инструментов, помимо баса и электрогитары, которых вы, скорее всего, просто не расслышите, используются отбойный молоток, стальные листы и просто всяческий мусор, украденный со строек. Тут же — неповторимые вопли Бликсы, который на тот момент еще и не думал заниматься вокалом. Композиция «U-haft muzak» с этого альбома может служить идеальным примером почти амузыкальной, но крайне увлекательной инсталляции: вообразите себе мерные удары молота, на которые в совершенно хаотичном порядке накладываются все шумы, известные человечеству. Есть и откровенно постмодернистские шуточки вроде композиции «Vorm krieg», склеенной из джазовых семплов. Венец альбома — «Kollaps» — трансовое восьмиминутное полотно, при прослушивании которого вас вряд ли отпустит напряжение до самого конца. Подытоживая, можно сказать, что неподготовленного слушателя этот альбом способен изнасиловать. Подготовленный же ценитель нойза и индастриала (как бы Бликса ни отговаривался, а Einstürzende все равно являются одними из отцов жанра) определенно получит от этого процесса удовольствие.

Место в истории

На тот момент у группы попросту не было нормальных инструментов. Ударную установку пришлось продать почти сразу после первого выступления в клубе Moon, и решение использовать подручные средства было вынужденным. Но необычные инструменты навсегда остались визитной карточкой Einstürzende Neubauten. Кроме того, именно на записи этого альбома собирается «золотой состав» — Бликса, Александр Хаке, Айнхайт и Марк Чунг, который сохранится в неизменном виде на протяжении ближайших десяти лет. А их выступления зарабатывают славу самых диких и необузданных.

«Kollaps»

«Zeichnungen des Patienten O.Т.» (1983)

Что это

Второй альбом группы и первая пластинка, к записи которой Einstürzende Neubauten подошли серьезно. Назван он в честь работ душевнобольного художника Освальда Тширтнера. Бликса вообще любит связывать свое творчество — явно или неявно — с различными элементами немецкой культуры, объясняя это желание быть ее частью, пусть и наиболее радикальной. Не зря первые работы Einstürzende Neubauten позиционируются как дадаистские.

Как звучит

Похоже на первый альбом, но чуть более связно и структурированно. На нем появляются первые тихие композиции («Herde», представляющая собой самый настоящий дрон), семплированный детский плач, кинематографично-зловещая песня про Армению. Хватает и типичных для ранних Einstürzende Neubauten работ, которые не стоит оставлять без внимания: «Vanadium-I-Ching», «Abfackeln!» и «Zeichungen des Patienten O.T.».

Место в истории

Именно после «Abfackeln!» именитые европейские музыкальные критики обращают внимание на молодых немецких радикалов, устраивающих громкие шоу с поджогами сцены. Сам Бликса, впрочем, о нахлынувшей славе отзывался негативно, признавая, что она была скорее дурной. Из-за этого в ближайшие два года Einstürzende Neubauten и вовсе не будут выступать на территории Германии.

«Abfackeln!»

«Halber Mensch» (1985)

Что это

Третий и во многих смыслах эпичный альбом, где Бликса бросается цитатами из Ницше и смешивает сюжет традиционной китайской сказки, популяризованной председателем Мао, с реалиями амфетаминовых восьмидесятых. Здесь впервые появляется песня на английском, причем это кавер на Нэнси Синатру. 

Как звучит

Непривычно качественно. Einstürzende Neubauten наконец-то озаботились чистотой звука. Излюбленный шум никуда не делся, но теперь его присутствие кажется абсолютно оправданным. Бликса пробует экспериментировать с голосом, а первый трек и вовсе записан а капелла. Снова всплывают приемы, характерные для этнической музыки, как, например, горловое пение на «Trinklied», про которые Einstürzende не вспоминали со времен чудовищной записи «Stahlmusik», сделанной в 1980 году под железнодорожным мостом. Между треками начинает чувствоваться контраст, это уже не сплошной поток хаоса. Вообще, после прослушивания «Получеловека» остается ощущение, что при его создании группа действительно пробовала искать именно что новые музыкальные формы, а не просто очередной способ эпатировать публику. Тут впервые появляется самый обыкновенный рояль, а отбойный молоток выброшен за ненадобностью.  

Место в истории

Не только альбом, но и сам год оказался для Einstürzende одним из наиболее удачных. Главным событием, конечно же, становится мировое турне, маршрут которого проходит через США и Японию. Концерты в Денвере на кладбище автомобилей, концерт на заброшенном складе в Амстердаме, куда в итоге нагрянула полиция, — эти гастроли становятся целым кладезем забавных воспоминаний для участников группы. Особняком стоит поездка в Японию, где Einstürzende Neubauten воспринимали как заезжих поп-звезд. Из-за чего, ориентируясь на график девочек-подростков, концерты организовывались очень рано — в половину седьмого вечера.

«Halber Mensch»

«Fünf auf der nach oben offenen Richterskala» (1987)

Что это

Холодная и минималистичная пластинка, незаслуженно считающаяся проходной в творчестве группы. Ориентирована на японскую публику, на обложке — только черные силуэты участников; ни названия группы, ни названия альбома.

Как звучит

Медленно, тягуче и очень мрачно. Впрочем, есть и энергичные треки, напоминающие о былой анархии, творившейся на концертах Einstürzende Neubauten, например «MoDiMiDoFrSaSo». А еще здесь есть кавер на старую песню Бонни Добсона «Morning Dew», не менее прекрасный, чем «Sand» с пластинки 85-го. Пожалуй, главной особенностью этого альбома можно считать то, что здесь слушателя не пытаются напугать или шокировать. Ему предлагают в первую очередь послушать музыку. А появление нетипичных для индастриала скрипок, акустической гитары и фортепиано делает этот сборник только интереснее.

Место в истории

Бликса впервые в своих текстах напрямую обращает внимание на социум и его проблемы. Во многом это связано с тем, что параллельно группа была задействована в исключительно коммерческой театральной постановке «Andi». После этого проекта Einstürzende еще не раз будут писать музыку для спектаклей и театрализованных шоу.

«Zerstörte Zelle»

«Haus der Lüge» (1989)

Что это

Одна из самых известных и цельных работ группы (притом что сам Бликса всегда искренне удивлялся этому определению, не признавая за альбомом никакой структуры и концептуальности). В настроении пластинки чувствуется оскал, адресованный обществу и массовой культуре старушки Европы. А еще тут есть эякулирующий красный конь на обложке, прискакавший туда прямиком с гравюры Ханса Бальдунга, одного из лучших учеников Дюрера.

Как звучит

Сногсшибательно эклектично. В одной только «Fiat Lux» соединилось все — и плавность, и тяжесть, и мелодичность, и шаманский речитатив, и дроуновые синты, и металлические гремящие ударные. Также стоит присмотреться к заглавной теме и к «Feurio», ядерной, почти танцевальной композиции, представленной на альбоме сразу в трех вариантах. В любом случае «Haus der Lüge» — это то, что нельзя пропускать при знакомстве с Einstürzende Neubauten. Один из лучших их альбомов.

Место в истории

Einstürzende Neubauten подводят итоги восьмидесятых, мастерски манипулируя жанрами и не утрачивая своего уникального стиля. В следующем году они создадут собственный сублейбл, сменят кожаные куртки на элегантные костюмы, а их звучание вскоре кардинально поменяется.

«Prolog/Feurio!»

«Tabula Rasa» (1993)

Что это

Самый популярный альбом группы, если не сказать попсовый. Все тексты — о личных переживаниях Бликсы, вся музыкальная составляющая — максимально доступная широким народным массам.

Как звучит

Достаточно приятно, что в случае Einstürzende Neubauten скорее минус. Конечно, на пластинке все еще встречаются абсолютно сумасшедшие вещи — вроде двадцатиминутной «Headcleaner», состоящей из грохота, ора и с мясом вырванных фрагментов из битловской «All You Need Is Love», но слушается это скорее как бонус-трек, нежели как часть основного блюда. А еще не стоит забывать, что здесь есть дуэт с Анитой Лейн, музой небезызвестного Ника Кейва, с которым Бликса к 1993 году работал чуть ли не больше, чем с Einstürzende Neubauten.

Место в истории

Это, кстати, было одной из причин, почему Айнхайт — бессменный звукоинженер и человек, сделавший звук импровизированной перкуссии делом своей жизни, — ушел из группы (впрочем, в следующем альбоме он еще поучаствует). За ним последовал и Чунг, чья бас-гитара к тому времени стала чуть ли не основным ведущим инструментом. С этих пор название Einstürzende Neubauten и имя Бликса Баргельд — практически синонимы.

«Die Interimsliebenden»

«Ende Neu» (1996)

Что это

Парадокс с пророческим названием (Ende — «конец», Neu — «новое», оба слова вырваны из названия группы). Большинством критиков и фанатов признается как самый слабый из поздних альбомов «новостроек», тем не менее в любой подборке по EN в сети вы обязательно обнаружите пару треков из этого альбома.

Как звучит

Весьма зрело и достаточно разнообразно. Красивейшие лирические вещи Бликсы находятся именно на этой пластинке — это «Stella Maris», «The Garden» и «Die Schacht von Babel». А вот уже звучащие привычно индустриально другие треки альбома, как, например, заглавная «Was ist ist», смотрятся на их фоне скучновато.

Место в истории

Только-только реформированную группу в далеком девяносто шестом поджидало техническое потрясение — в их жизнь ворвался looper. Педаль, которая позволяет моментально записывать семпл и закольцовывать его, заставляя повторяться до бесконечности долго. Раньше EN не пользовались подобными штуками, да и вообще игрой с цифровым звуком, но теперь и до них дошли веяния времени. Бликса благодаря этому теперь начнет выступать сольно, используя собственную речь в качестве единственного инструмента.

«Stella Maris»

«Silence Is Sexy» (2000)

Что это

Юбилейная пластинка, в записи которой не использовался ни один из любимых EN нечеловеческих инструментов, собранных из подручных материалов.

Как звучит

Соответствующе своему названию. По большей части — негромко, меланхолично и очень-очень неторопливо. Правда, при всем желании язык не поворачивается назвать альбом затянутым. Тем более что Бликса и компания регулярно возвращает к жизни сладко засыпающего слушателя бодрыми техно-треками вроде «Zampano». На первую песню диска («Sabrina») снят, может статься, лучший клип «новостроек». Иногда группа вдруг вспоминает о былой ярости, но вовремя и со вкусом себя одергивает — как, например, в «Redukt». Без лишних слов, достойная работа.

Место в истории

Альбом, окончательно убеждающий, что списывать со счетов новый Einstürzende Neubauten было бы делом поспешным.

«Sabrina»

«Perpetuum Mobile» (2004)

Что это

Неудачная попытка выпустить альбом без помощи стороннего лейбла. Удачная попытка ввести море духовых инструментов, ранее часто оставляемых Бликсой без внимания.

Как звучит

Просторно, вдумчиво и попросту красиво. Уже упомянутое обилие аналоговых духовых и мягкие басовые риффы создают совершенно непривычное музыкальное пространство, в которое хочется то ли слепо нырнуть, то ли взлететь. Пожалуй, единственная пластинка Einstürzende Neubauten, под аккомпанемент которой можно отдохнуть. Не зря здесь есть величественное посвящение похмелью.

Место в истории

Einstürzende пробуют новую для себя, весьма любопытную практику — делают записи непосредственно во время выступлений и продают эти диски сразу же после концерта. Так они записали практически весь тур 2004-го года, который, кстати, начался в Петербурге.

«Perpetuum Mobile»

«Alles wieder offen» (2007)

Что это

Практически лишенный пафоса изумительный проект уставших тевтонцев. 

Как звучит

Отточенно и выдержанно. Если «Haus der Lüge» — это концентрация того, что делали Einstürzende Neubauten в 80-х, то «Alles wieder offen» вобрал в себя все лучшее, что делала команда, начиная с середины 90-х. При этом стоит помнить, что в основу материала ложились самые разные записи. Гитара для «Susej», например, — это запись двадцатипятилетней давности, сделанная в затопленном гамбургском подвале. Кстати, на альбоме присутствует трек «Nagorny Karabach», но не стоит видеть в этом какой-то интерес Бликсы к восточной культуре — сам Баргельд признавался, что ему просто понравилось, как звучит это словосочетание. А в треке «Let's Do It a Dada» (возвращаясь к теме дадаизма) он как бы напоминает слушателю, как и почему все начиналось.

Место в истории

Очередная важная точка в развитии современной альтернативной европейской музыки. Слово «прогресс» здесь более чем уместно.

«Nagorny Karabach»

«Lament» (2014)

Что это

Страшная история великой войны, рассказанная красиво.

Как звучит

Пугающе, торжественно и правдиво. К столетию Первой мировой Бликса поставил перед собой колоссальную задачу — пересказать ее историю в музыкальной форме, используя малоизученные свидетельства, — и выполнил ее. Подражание немецкому кабаре 20–30-х годов, переписка Николая II и кайзера Вильгельма в качестве текста одной из композиций, интерпретации военных гимнов, иудейские притчи и полное отсутствие каких бы то ни было идеологических воззваний. Einstürzende Neubauten превратили историю войны в страшную притчу, от которой нельзя оторваться. Но оценить это все, поскольку альбом глубоко концептуальный, можно, только слушая его целиком, от начала до конца.

Место в истории

На данный момент это последняя крупная работа EN. Величественное полотно, написанное по мотивам одной из главных трагедий XX века.

Выступление Einstürzende Neubauten с программой альбома «Lament» в Праге

Ошибка в тексте
Отправить