перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Эннио Морриконе

13 и 14 ноября в Crocus City Hall состоятся концерты Эннио Морриконе с грандиозным симфоническим оркестром, посвященные 85-летнему юбилею композитора. По такому случаю в рамках регулярной рубрики «Учебник» «Волна» составляет путеводитель по лучшим записям великого итальянца.

«Per qualche dollaro in più» (1965)

«Per qualche dollaro in più» (1965)

Что это 

Саундтрек к «На несколько долларов больше» — второй части великой трилогии вестернов Серджо Леоне. Безусловно, с него Морриконе не начинается — к 1965 году композитор уже больше десяти лет сочинял музыку для радиопостановок, писал мелодии для кино и телевидения и продюсировал поп-песни. Более того, это даже не первый эпизод сотрудничества с Леоне — вышедший годом ранее «За пригоршню долларов» обеспечил славу и первому, и второму (не говоря уже о ранее известном как звезда телесериала «Сыромятная плеть» актере Клинте Иствуде). Но именно здесь, пожалуй, лучший саундтрек из всех фильмов трилогии.

Как звучит

Известно, что Леоне сначала заставлял Морриконе сочинять музыку, а уж затем, основываясь на ней, снимал кино. Еще известно, что композитор был весьма ограничен в бюджете, — и поэтому сочинения, рассчитанные на оркестр, приходилось переаранжировывать для доступного в студии скромного инструментария. Результат — идеальная комбинация диктаторского почерка режиссера и сноровки его стесненного в выразительных средствах соавтора. Наигранная на варгане тема сменяется героическим свистом лучшего в истории музыкального свистуна Алессандро Алессандрони, неожиданный плач церковного органа перерастает в мексиканский боевой гимн, атональные порывы струн будто вливаются в тишь и гладь лирического лейтмотива.

Место в истории

Трилогия Леоне задала непреложный канон музыки к фильмам про ковбоев-одиночек  — именно поэтому сочинения Морриконе середины шестидесятых и сейчас кажутся до боли родными.

Фрагмент саундтрека

«Il buono, il brutto, il cattivo» (1966)

«Il buono, il brutto, il cattivo» (1966)

Что это

Музыка к «Хорошему, плохому, злому» Леоне — главный хит Морриконе на все времена. Основная тема, «The Ecstasy of Gold», «The Trio» — все эти мелодии знает и младенец.

Как звучит 

Как логическое продолжение музыки к первым двум частям трилогии Леоне — но при этом не распадающееся на отдельные фрагменты и очень продуманное с композиционной точки зрения. Трехминутные сочинения Морриконе к «Хорошему, плохому, злому» куда более выписаны, чем все, что итальянец делал до этого (включая и музыку к картинам других режиссеров — см., например, симпатичный, но тоже довольно фрагментарный саундтрек к фильму Бертолуччи «Перед революцией»).

Место в истории 

Это тот самый Морриконе, которого принято копировать, — залихватский, умный, тонкий и мелодичный. Сам маэстро сейчас может сколь угодно исполнять на концертах свою оркестровую музыку — но заглавную тему из «Хорошего, плохого, злого» и «The Ecstasy of Gold» ему обязательно придется сыграть на бис.

Cлушать

«Яндекс.Музыка»

«The Ecstasy of Gold»

«La Bataille de San Sebastian» (1968)

«La Bataille de San Sebastian» (1968)

Что это 

Саундтрек к спагетти-вестерну Анри Вернея «Битва в Сан-Себастьяне» с Энтони Куинном и Чарлзом Бронсоном в главных ролях. Большинством знатоков и коллекционеров Морриконе признается чуть ли не лучшим его сочинением — и заслуженно.

Как звучит

К 1968 году Морриконе начали доверять оркестр — и здесь он им пользуется на полную. Хотя действие фильма происходит в Мексике, в доминирующей бесконечной дуэли ноющих струнных и спотыкающихся мелодий духовых слышится серьезное влияние Концерта для оркестра Белы Бартока — и, как следствие, румынские и трансильванские мотивы. Морриконе на «La Bataille de San Sebastian» работает с материями помпезными и торжественными: из ниоткуда возникают пространные католические и фольклорные хоралы, мощный голос вокалистки Эдды Делль’Орсо исполняет вокализы под прыткое меланхоличное фламенко, играет орган, исполняют пляску смерти военные марши, фортепиано неспешно ведет за собой практически брамсовский гимн — в общем, действительно капитальная во всех смыслах этого слова музыка.

Место в истории 

«La Bataille de San Sebastian» может показаться своеобразной пробой сил перед значительно более известным саундтреком к «Однажды на Диком Западе» Леоне, в своей полистиличности похожим на музыку к «Сан-Себастьяну». Обе записи феноменальны, но конкретно эта — лучше: шире размах и меньше бесконечных повторов.

«The Long Trek (Guns for San Sebastian)»

«Vergogna schifosi» (1969)

«Vergogna schifosi» (1969)

Что это 

Музыка к малоизвестному триллеру режиссера Мауро Северино «Ужасный позор».

Как звучит 

Это один из немногих саундтреков Морриконе, переизданный на компакт-диске в оригинальном виде, — поэтому он предельно лаконичен. Всего 23 минуты, за которые сменяются три темы: одна — повторяющаяся четыре раза психоделическая считалка классической сонатной формы «Matto, Caldo, Soldi, Morto… Girotondo», пропетая Делль’Орсо и Алессандрони, вечными сотрудниками композитора; две других — приджазованная инструментальная пьеса «Guardami negli occhi», напоминающая раннее творчество Владимира Косма, и практически барочная баллада «Un altro mare». Удивительно, но всего лишь на основе трех мелодий Морриконе удалось создать настоящий шедевр легкой инструментальной музыки конца 60-х: в этих пьесах, сотканных из бессловесного и легковесного вокала, задушевных струнных и напористого клавесина, будто бы чувствуется прохлада северного ветра, осеняющая прожженный летним солнцем итальянский город.

Место в истории 

«Vergogna schifosi» — обычная для Морриконе конца 60-х — начала 70-х вещь: совершенно неизвестный саундтрек, мимо которого проходить ни в коем случае не следует. В 1969 году композитор написал музыку к куда более заметному фильму «Приходи как-нибудь вечером поужинать» — и построена она приблизительно по тем же правилам, что и дорожка к «Ужасному позору».

«Un altro mare»

«Città violenta» (1970)

«Città violenta» (1970)

Что это 

Саундтрек к прекрасному итальянскому детективу Серджо Соллимы «Город насилия» с Чарлзом Бронсоном в главной роли.

Как звучит 

В начале семидесятых Морриконе часто сочинял саундтреки к криминальным драмам и детективам — и все они очень похожи по формату. И в «Городе насилия», и в «Деле гражданина вне всяких подозрений», и во «Взломщиках» — трех его самых заметных жанровых творениях того периода — Морриконе действует по классической схеме «тема и вариации»: тут доминируют тревожные минорные мотивы, посредством хитрых аранжировок по ходу действия перевоплощающиеся то в психоделические марши, то в нервные фьюжн-импровизации, то в неоромантические пасторали. «Città violenta» — самый любопытный «криминальный» Морриконе, в особенности стоит отметить продолжительный инструментальный запил «Svolta definitiva», явно созданный под впечатлением от позднего Хендрикса.

Место в истории 

Одно из самых впечатляющих творений маэстро — без малого часовой саундтрек, всю дорогу продуцирующий некий оглушительный невроз.

«Svolta definitiva»

«Maddalena» (1971)

«Maddalena» (1971)

Что это 

Еще один саундтрек к позабытому фильму — «Маддалене» Ежи Кавалеровича. На сей раз куда более известный, чем сама картина.

Как звучит 

В 60-х и 70-х Морриконе не только много работал в кино, но и часто отвлекался на многочисленные побочные проекты: был де-факто лидером авангардного импровизационного ансамбля Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza, анонимно сочинял пластинки странной фоновой музыки для лейбла RCA и на правах советника и ментора общался с итальянскими психоделическими и прог-группами.  Все это — вкупе с потребностью сочинять музыку к народившемуся жанру джалло, требовавшему пространства и неопределенности в звуковом оформлении, — оказало значительное влияние на творческий почерк композитора. Его музыка стала куда разнообразнее и смелее, в ней появилась масса композиционных экспериментов. Так, «Maddalena» начинается с девятиминутной пьесы «Come Maddalena», в которой джазовый ритм соединяется с хоровым пением в традициях раннего барокко, а заканчивается и вовсе каким-то оркестрированным эмбиентом. 

Место в истории

Это, конечно, не саундтрек к «Солнечным пятнам» Армандо Криспино, почти целиком состоящий из шорохов, шепотов и криков, но по «Maddalena» хорошо понятно, куда двигался Морриконе в начале 70-х. Кроме того, здесь присутствует первая версия «Chi mai», самой узнаваемой у нас темы Морриконе, позже переработанной в качестве заглавной к «Профессионалу» с Бельмондо. Здешняя версия куда лучше — красивее, чуть сложнее и в то же время стройнее.

«Chi Mai»

«Giù la testa» (1971)

«Giù la testa» (1971)

Что это 

Саундтрек к «забытому» фильму Серджо Леоне «Пригни голову».

Как звучит 

Освободившись от репутации автора музыки в первую очередь к спагетти-вестернам, Морриконе тем не менее не бросил ни жанр, ни режиссера, сделавшего его известным. Как и прежде, здесь музыкой командовал в основном Леоне — и, в полном соответствии с самим фильмом, она получилась меланхоличной, медленной, но при этом элегантной. В отдельные моменты она даже похожа на репетицию перед поздним, голливудским, гроссмейстерским Морриконе: вальяжные переливающиеся струнные, акцентированные неспешной ритм-секцией. 

Место в истории

Последнее заметное обращение Морриконе к захватывающей дух музыке для вестернов, которую он и придумал, — и одновременно признак изменений не в лучшую сторону. 

Фрагмент саундтрека

«Un uomo da rispettare» (1972)

«Un uomo da rispettare» (1972)

Что это 

Музыка к криминальной драме «Человек, с которым считаются» режиссера Микеле Лупо с Кирком Дугласом в главной роли.

Как звучит 

Как настоящий странный Морриконе семидесятых: много пустот, потусторонних шумов, джаза и психоделии. Наиболее эффектен заглавный одиннадцатиминутный трек — мрачная элегия, ведомая малозаметным басовым грувом, неожиданными взъерошенными фортепьянными аккордами и пронзительными соло трубы. 

Место в истории 

В 2005 году Алан Бишоп, гитарист Sun City Girls и большой знаток творчества итальянца, собрал для лейбла Ipecac компиляцию относительно неизвестного Морриконе «Crime and Dissonance» — мрачную, злую и посвященную главным образом авангардизмам в творчестве композитора; именно заглавная тема из «Un uomo da rispettare» ее завершала — и лучшего эпилога к такому диску было не придумать.

«Un uomo da rispettare»

«Il mio nome è Nessuno» (1973)

«Il mio nome è Nessuno» (1973)

Что это 

Еще один саундтрек к вестерну — «Меня зовут Никто», спродюсированному (но не снятому) Леоне. Кроме прочего, одна из лучших ролей Теренса Хилла.

Как звучит 

Скорее всего, заглавную тему фильма вы слышали хотя бы раз в своей жизни. Это три минуты солнечной, веселой, хитро сделанной и гиперактивной инструментальной поп-музыки высшего уровня — и ровно таким же получился почти весь остальной саундтрек к этой ироничной картине. Цитаты из Вагнера, разудалые итальянские фольклорные мотивы, много музыкального юмора, происходящего из студийных ошибок, — Морриконе тут кажется не как обычно предельно серьезным автором тяжеловесной или задумчивой музыки, а настоящим шутником. Даже в формате двухдискового расширенного переиздания саундтрек к «Меня зовут Никто» воспринимается неимоверно легко.

Место в истории 

Больше так Морриконе никогда не шутил: все его дальнейшие работы (даже к комедийным картинам) оказывались полны глубокомысленности, иногда — достойной и осмысленной, но чаще — пустой и позерской.

Слушать

«Яндекс.Музыка»

Фрагмент саундтрека

«Il sorriso del grande tentatore» (1974)

«Il sorriso del grande tentatore» (1974)

Что это 

Музыка к не самому известному на свете фильму — «Улыбка великого искусителя» режиссера Дамиано Дамиани.

Как звучит 

Возможно, самый необычный саундтрек Морриконе вообще — композитор здесь по-своему интерпретирует средневековые католические мессы вроде «Dies Irae», «Stabat Mater» или «Lauda Sion». Интерпретирует, надо сказать, в полном соответствии с канонами — при помощи хора и органа. На средневековую музыку или тем более на Реквием Моцарта или «Stabat Mater» Дворжака это, впрочем, совсем не похоже: по фразировкам, кропотливому использованию студийных средств, проступающему иногда мощному басовому груву здесь легко узнается Морриконе в его психоделической ипостаси. Небольшой фрагмент с цитатой из «Оды к радости» Бетховена смущать никого не должен — музыка эта довольно пугающая и ни капли не пафосная.

Место в истории

Очередной, к сожалению, забытый и сейчас представляющий разве что интерес для коллекционеров саундтрек итальянца из семидесятых — кажется, последний подобный случай в его обширной дискографии.

«Dies Irae»

«Novecento» (1976)

«Novecento» (1976)

Что это 

Саундтрек к эпосу Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век».

Как звучит 

Крайне роскошно — Морриконе здесь командует огромным симфоническим оркестром. Действие картины происходит в период первой половины собственно XX века, с 1901-го по 1945-й, и композитор здесь словно отдает дань музыкальным трансформациям того времени: если начинается саундтрек как оммаж позднему романтизму (Рихарду Штраусу и Малеру), то под конец то и дело проскакивают модернистские мотивы. Звучит все, впрочем, невообразимо лирично — но композиционной вычурности это не мешает совсем. 

Место в истории 

Морриконе всю свою карьеру мыслил себя серьезным академическим композитором — и на «Novecento» впервые вплотную подошел к тому, чтобы оправдать эту претензию. Впервые — и наиболее успешно: из всех неоромантических и неоклассических работ итальянца эта самая выразительная.

Слушать

«Яндекс.Музыка»

«Romanzo»

«Days of Heaven» (1978)

«Days of Heaven» (1978)

Что это 

Музыка к «Дням жатвы» Терренса Малика.

Как звучит 

Саундтрек представляет Морриконе как, перефразируя название альбома сенегальской группы Orchestra Baobab, specialist in all styles — человека, способного на все. Роскошные оркестрированные мелодии — пожалуйста. Псевдофольклорные американские танцы — легко. Основанная на мелодии Сен-Санса тема — вот вам, держите. Разнообразие присутствующей здесь музыки объясняется непростыми рабочими отношениями композитора и режиссера: в отличие от Леоне, Малик не требовал от Морриконе каких-то принципиальных решений, но постоянно вмешивался в процесс сочинения и аранжировки. Интересно, что в расширенной версии саундтрека присутствуют еще и сочинения американского виртуоза Лео Коттке, известного протеже Джона Фейхи и выдающегося мастера акустической гитары, — и их спонтанность и естественность оказываются контрапунктом к продуманности музыки Морриконе.

Место в истории 

Хотя «Дни жатвы» не были первым опытом Морриконе в Голливуде, этот фильм во многом предопределил дальнейшую карьеру итальянца: во-первых, за него Морриконе получил первую номинацию на «Оскар»; во-вторых, на него посыпались заказы от больших американских кинокомпаний; в-третьих, именно после «Дней жатвы» его творческий почерк начал претерпевать прискорбные изменения. Странность сменилась расчетом, лиричность — нарочной грандиозностью, мастерская лаконичность — нарочитым пафосом.

«Happiness»

«The Thing» (1982)

«The Thing» (1982)

Что это 

Неожиданное для Морриконе сотрудничество с великим мастером хоррора Джоном Карпентером, который вообще-то и сам был прекрасным кинокомпозитором.

Как звучит 

Хотя фильмы Карпентера известны своей синтезаторной музыкой, оказавшей огромное влияние на кучу современных артистов — от Зомби до Oneohtrix Point Never, чистые клавишные в «Нечто» звучат редко (самый заметный случай — главная тема фильма). В основном это богато оркестрованная музыка, напоминающая в разных моментах то «Музыку для струнных, ударных и челесты» Бартока, то «Atmosphères» Лигети, то симфонические сочинения Эдгара Варез. Неожиданное обращение к самым оголтелым формам академического модернизма — немного попроще, чем вдохновлявшие его сочинения, но все же само по себе весьма интересное. 

Место в истории 

Пожалуй, последняя по-настоящему интригующая и интересная работа Морриконе. Интересная деталь — в самом фильме хоть редко, но появляется и музыка Карпентера, как раз синтезаторная и написанная с явным намерением сымитировать стиль Морриконе, но это, конечно, не композиции итальянца.

Слушать

«Яндекс.Музыка»

«Solitude»

«The Mission» (1986)

«The Mission» (1986)

Что это 

Саундтрек к сверхуспешному фильму «Миссия» Ролана Жоффе, взявшему, помимо всего прочего, «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Как звучит 

Как самый настоящий нью-эйдж — причем в самом плохом смысле этого слова. Огромный хор однообразно распевает средневековые католические мессы под аккомпанемент то ли синтезатора, то ли оркестра — не разберешь. Выведенные на передний план флейты играют нечто незапоминающееся на фоне заливистых струнных. Стучат драм-машины, крадется из ниоткуда в никуда цифровой бас. Такой альбом мог бы записать артист Янни, располагая он чуть большим бюджетом, чем обычно. Эта музыка могла бы стать худшей в карьере певицы Энии, даром что на ее опусы очень похожа. В «The Mission» нет ни единой свежей мысли, ни одного тонкого хода, ни малейшей скромности — только самоповторы, упакованные под плотную стену восьмидесятнического стерильного звука.

Место в истории 

Понятное дело, за саундтрек к «Миссии» Морриконе получил свой первый «Оскар» — и, кажется, в этот момент, во-первых, обрел статус полноценной американской звезды, а во-вторых, перестал сочинять что-либо толковое вообще.

Слушать

«Яндекс.Музыка»

«Gabriel's Oboe»

«Nuovo cinema Paradiso» (1988)

«Nuovo cinema Paradiso» (1988)

Что это 

Музыка к «Кинотеатру «Парадизо», отлично прошедшему в международном прокате фильму Джузеппе Торнаторе.

Как звучит 

Как идеальный образец позднего Морриконе — то есть скучная, безумно неоригинальная и приторно красивая неоромантическая музыка. Чем-то саундтрек к картине Торнаторе похож на «Novecento», с которого фактически и начался Морриконе-суперзвезда, — но при этом в нем совершенно не чувствуется собственно композиторской работы. Только скучный саунд-дизайн, оформленный в аккуратные фортепьянные пассажи, меланхоличные камерные струнные и партии духовых, которые мог бы запросто написать третьесортный подражатель Брамса. От такой музыки не может быть ни жарко, ни холодно — она просто звучит, не обязывает ни к чему и не служит никакой цели.

Место в истории 

После успеха этого саундтрека Морриконе в своей дальнейшей карьере будет ориентироваться как раз на эту формулу. Его музыку 90-х годов, за исключением каких-то совсем уж редких проблесков, слушать внимательно просто невозможно — да она для этого и не предназначена. Собственно, его постоянные выступления с симфоническими оркестрами последние годы преследуют ровно те же цели, что и основное творчество: доказать всем подряд, что маэстро — не просто сочинитель мелодий для фильмов, а большой серьезный композитор. Хотя им он — на самом деле — перестал быть еще тридцать лет назад. 

Слушать

«Яндекс.Музыка»

«Colonna sonora»

  • Концерты Эннио Морриконе выступит вместе с симфоническим оркестром Sofia в Crocus City Hall в среду, 13 ноября, и четверг, 14 ноября
Ошибка в тексте
Отправить