Конспект Что мы узнали из книги «Инкубатор Twitter»
«Воздух» пересказывает изданную на русском летопись Twitter — компании, борьба за власть в которой достойна захватывающей голливудской экранизации.
Книга Ника Билтона претендует на роль объективной истории Twitter, но скорее пытается развенчать сложившиеся представления о том, кто из его основателей внес наибольший вклад в сервис: слишком уж явно автор пытается принизить роль (а заодно и моральные качества) самого узнаваемого лица Twitter Джека Дорси и подчеркнуть заслуги его бывших друзей, со временем ставших врагами. Все дело в том, что история компании была весьма бурной: за несколько лет существования в ней не один раз менялся CEO, а из людей, действительно придумавших и создавших стартап, почти никто уже не работает в нем на данный момент. Из Билтона вышел бы неплохой голливудский сценарист: простую, в сущности, историю дружбы и соперничества нескольких амбициозных калифорнийских программистов он подает искусно, интригует и держит напряжение до самого конца. Книга не надоедает и в целом читается с увлечением — с другой стороны, по-настоящему интересны все эти перипетии будут только фанатам Twitter и создателям стартапов, мечтающим однажды тоже снять дом в окрестностях Сан-Франциско.
13 вех истории самого феноменального стартапа Кремниевой долины
Blogger
1999 год. Сын фермера из Небраски Эван Уилльямс, приехавший в Кремниевую долину за американской мечтой, создает сайт Blogger.com и становится, таким образом, одним из изобретателей блогов. В России Blogger остался в тени LiveJournal, но в Америке начала тысячелетия именно этот сайт сделал блогерство из забавы гиков общественно значимым явлением. Сервис со временем был куплен Google и тихо растворился, но Эв получил за сделку хорошие деньги, а также известность и уважение в долине — оба эти фактора потом очень помогли Twitter подняться над десятками стартапов-однодневок.
Odeo
2005 год. С Эвом знакомится молодой программист Ноа Гласс, прочитавший о нем статью и узнавший, что они соседи. У Ноа возник проект сайта подкастов — в то время идея победить старомодное радио с их помощью была весьма актуальной. Вместе с несколькими друзьями Эва (главного инвестора) из долины, среди которых оказались будущие соучредители Twitter Джек Дорси и Биз Стоун, они основывают компанию Odeo и начинают строить одноименный сайт.
Идея
Конец 2005 года. Дела у Odeo шли так себе, сайт почти не привлекал пользователей. Когда на очередной презентации Apple Стив Джобс объявил, что подкасты отныне включаются в новую версию iTunes, команда Odeo мгновенно поняла, что это конец: сделать жизнеспособный сайт они не успели, а конкурировать с гигантом было уже поздно. Надо было придумывать, во что переделывать сервис, и тут на помощь пришел уже упомянутый LiveJournal: в нем помимо самого текста поста можно было кратко указать «статус» — чем автор занимается или о чем думает в данный момент. «Почему бы нам не сделать сервис, посвященный исключительно обновлению статусов?» — подумал однажды Джек Дорси и поделился своей идеей с Ноа, фактическим лидером Odeo.
Название
Само название Twitter придумал именно Ноа — ныне самый неизвестный из отцов-основателей голубой птички, уехавший из Сан-Франциско после того, как Эв и Джек уволили его из компании. Причиной стало все растущее непонимание между ними и несдержанность Ноа, раньше времени разболтавшего о Twitter журналистам. Ноа потерял и работу, и друзей, и шансы на славу, но автором известного всему миру словечка остался именно он.
Первый твит
21 марта 2006 года. Именно в этот день был отправлен первый твит в истории. Сделал это Джек с помощью ранней версии программы, написанной Эвом под названием Twitlog. Сам Эв (на деньги которого существовала вся компания) уже несколько раз обновлял статус с помощью Twitlog, но именно первое сообщение Джека стало первой записью общедоступного Twitter.
Прорыв
В первый год своего существования Twitter было непросто привлечь к себе внимание. Смысл сервиса был непонятен большинству людей, количество регистраций росло медленно, ни о какой бизнес-модели и речи не было. Однако постепенно новинка стала интересовать людей в Силиконовой долине, и многие начинали ценить ее по достоинству. В марте 2007 года Twitter получил премию в категории «Лучший стартап среди блогов» во время крупной IT-конференции, и этот момент стал решающим. О Twitter заговорила вся долина, динамика регистраций подскочила прямо во время конференции, и начался эффект снежного кома — который в очень скором времени приведет сервис к миллионам пользователей и миллиардам сообщений.
Неопределенность
В 2007 году интерес к Twitter рос, им начинали пользоваться звезды и политики. Однако на том этапе он воспринимался скорее как забавная, но бесполезная игрушка. Все больше витал в воздухе насущный вопрос: что, собственно, такое Twitter и зачем он нужен? В ответе на этот вопрос крылось зерно последующего конфликта, который и составляет основную драматургию книги. Автору идеи и CEO (после ухода Ноа) Джеку казалось, что Twitter — это способ рассказать миру о себе, а автор изначального кода и владелец большинства акций Эв начинал видеть в нем потенциал инструмента для рассказа о том, что происходит вокруг.
Появление символов
Во второй половине 2007 года Twitter все быстрее рос и все чаще отключался — простенький программный код не справлялся со все увеличивающимся потоком посетителей, сайт не работал. Несмотря на растущую популярность, никаких доходов не было, и сайт делали все той же небольшой командой из пары десятков человек, объемы работы которых возросли многократно. Именно в этот период героических усилий команды по спасению внезапно ставшего востребованным сайта возникли те черты интерфейса Twitter, которые впоследствии стали фирменными — например, использование символов @ и # для обращений и хэштегов.
Первые конфликты
Растущие проблемы и явная неспособность довольно аморфного в менеджменте Джека их решить вызывали все большее недовольство Эва и сторонних инвесторов, которые к тому времени уже появились — хотя компания стабильно приносила 0 долларов дохода. Возник план по смещению Джека с должности CEO, который постепенно привели в исполнение. Его место занял Эв, а Джека поставили почетным председателем совета директоров — должность столь же звучная, сколь и бессмысленная. Новый председатель давал многочисленные комментарии прессе, уверенной в важности его роли для компании, но в реальности никаких решений он не принимал. Однако, в отличие от Ноа, он решил не исчезнуть, а отомстить.
Протесты в Иране
В 2009 году Twitter мечтали купить уже многие. Переговоры шли и с Марком Цукербергом, и с Google, и с Microsoft, но IT-компаниями дело не ограничивалось. Одно из предложений команде Эва сделал бывший вице-президент Эл Гор, мечтавший объединить Twitter со своим медийным проектом Current TV. Основатели Twitter решили остаться вне политики. Но вскоре она сама пришла к ним — в 2009 году в Иране состоялись президентские выборы, которые выиграл Махмуд Ахмадинежад; по стране начались протесты в связи с обвинениями властей в подтасовке подсчета голосов. На уровне прессы информация из закрытой страны оказалась практически заблокированной, но мир узнавал о событиях в Иране из Twitter — и он же помогал иранским протестующим консолидироваться. Так, еще за несколько месяцев до «арабской весны» Twitter показал свою силу как политического инструмента.
Новый член команды
В сентябре 2009 года в Twitter на роль исполнительного директора пришел Дик Костоло — опытный айтишник и очередной приятель Эва по тусовке Кремниевой долины. В своем первом твите в качестве сотрудника компании он написал: «Задача №1: подсидеть CEO, консолидировать власть». Костоло начал вести свой твиттер с ироничной поддевки, однако очень скоро этот твит оказался пророческим.
Визит Медведева
23 июня 2010 года. При беспрецедентных мерах безопасности офис Twitter посещает Дмитрий Медведев, который отправляет оттуда свой первый твит. К тому времени в офис на экскурсию приезжали уже десятки знаменитостей, но никого из них не сопровождала столь внушительная служба безопасности. Позже сотрудники признались, что все висело на волоске — сайт сломался за несколько минут до того момента, когда Медведев должен был под вспышки камер набрать твит, и по счастливой случайности ожил буквально за секунды перед этим. Твит Медведева ретвитнул Обама, об этом сообщили все новостные агентства, а массовая популярность Twitter дошла и до России.
Контрреволюция
Несмотря на популярность, о которой нельзя было и мечтать, и наконец-то пришедшие рекламные доходы, правление и инвесторов все меньше удовлетворяла работа Эва на посту CEO. Немалую роль в этом сыграл и мстительный Джек, который мечтал вернуться на активную роль в компании и плел интриги против бывшего друга. По сути, повторилась ситуация двухлетней давности, только с другими действующими лицами, — на новом этапе развития компании Эв, эффективный при меньшем размахе бизнеса, уже не справлялся. За его спиной сложился заговор с участием Джека, в результате которого Эв был отстранен от должности CEO и уволен из компании. Вместе с ним ушли Биз Стоун и еще несколько человек из «первого призыва» Twitter. Джек вернулся к активной роли в совете директоров, а новым руководителем стал Дик, воплотивший, таким образом, в жизнь свой первый твит. Справедливости ради, сам Дик практически не участвовал в заговоре и был выбран инвесторами на роль временного CEO, пока будут идти поиски постоянного на стороне. Но обстоятельства сложились иначе. Дик Костоло занимает должность CEO Twitter до настоящего времени.
- Издательство «Азбука Бизнес», Москва, 2015, перевод П.Бавина