Канны-2012 Лозница, Кроненберг, Роберт Паттинсон уходит от ответа
Все дружно болеют за Каракса, но шансов мало. По Круазетт туда-сюда ходит режиссер Лозница, — сегодня была премьера его фильма «В тумане», где ему устроили пусть и короткую, но все-таки овацию.
«В тумане» — экранизация повести Василя Быкова про двух партизан, которые идут казнить изменника родины, который на самом деле конечно же никакой не изменник, а просто относительно везучий человек. Если продолжать играть в игру «найди параллели в конкурсной программе», то примерно аналогичная сюжетная ситуация была у Винтерберга в «Охоте». Снято все точно по тексту, который, в сущности, — история о трудном выборе, который базируется на моральной ответственности перед самим собой. Лозница об этом и говорит, — но на своем языке, похожем на математическое уравнение, где все просчитано с холодной точностью, где партизаны — это X и Y, переменные в компании простого числа. Чем дальше в лес, тем больше дров, — второй игровой фильм документалиста Лозницы — это практически театральная постановка, где безэмоциональные герои говорят с наигранной неестественностью. Выбор обуславливается простым русским «не могу», Лозница все еще пытается абстрагироваться как от своих персонажей, так и от суровой российской действительности, стараясь половчее ударить зрителя по лицу.
С утра же показали «Космополис» — новый фильм Кроненберга по книжке Делилло про миллионера по имени Эрик Паккард, который едет в лимузине стричься и тяготеет к саморазрушению. Неожиданно, что склонный к эффектности Кроненберг выкинул все самое зрелищное — фразу «i want to bottlefuck you with my sunglasses on», эпизод с парой сотен голых тел, неподвижно лежащих на улице и стеклянные апартаменты главного героя. Не осталось также ничего от размышлений Пакарда о птичьих скелетах и этимологии, а половина и без того немногочисленных сцен в интерьерах переехали в лимузин. Зато остались уличные беспорядки, рушащийся капитализм и крысы в качестве предполагаемой новой валюты. В итоге — двухчасовой разговорный фильм, где в каждой сцене есть Роберт Паттинсон. При этом ритмичный и визуально впечатляющий (в салоне машины многое можно провернуть — помимо того, что там есть туалет, и в какой-то момент является Жюльет Бинош в нижнем белье, постоянно что-то светится, шуршат мониторы и удивительно динамично меняются ракурсы). «Космополис» — не гениальное кино, но состоятельно доказывает две главные вещи: во-первых, Дэвид Кроненберг в хорошей форме, а во-вторых, ему все еще очень интересно снимать фильмы.
Паттинсон, кстати, помимо того, что отлично сыграл, был самым смешным на пресс-конференции — мялся, мычал и минуту подбирал слова, а потом сочинил универсальный ответ на все вопросы: «Давайте это лучше Дэвид объяснит». Кроненберг, который дико похож на свои фильмы, хлопал Паттинсона по плечу, защищал от дурацких вопросов и, кажется, один раз погладил по голове. Реплика, которая многое объясняет: «Я надеюсь, вы понимаете, что мой мир и ваш мир — это не одно и то же» (это когда его попросили интерпретировать свои фильмы). Напоследок — в рубрику «познавательное» — Делилло, который на конференцию тоже приехал, сказал, что роман решил написать, когда на улицах появилось слишком много белых лимузинов, так что здесь лимузин тоже можно считать одним из главных персонажей. Хоть он и не разговаривает, как у Каракса.