перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Канны-2012 Финал: Джефф Николс, Эндрю Доминик, первые победители и список любимых фильмов фестиваля

Архив

Раздали первые награды: приз FIPRESCI — у Лозницы, в Cinéfondation победила дипломная короткометражка студентки ВГИКа Таисии Игуменцевой (страшно интересной, кстати. Там, например, в какой-то момент человек выходит на улицу и громко кричит «Х…!»), в «Особом взгляде» победил «После Люсии» Мишеля Франко. Далее — коротко про последние фильмы из конкурса и personal top ten.

Джефф Николс, автор «Укрытия», в жизни оказался приятным, милым и — что самое поразительное — счастливо женатым человеком. Здесь у него в конкурсе «Мад» — третий полнометражный фильм про то, как два ребенка случайно находят беглого преступника (МакКонахи) на острове в Миссисипи и начинают помогать ему общаться с бывшей невестой (Уизерспун). «Мад» выглядит как самая настоящая, гораздо более удачная, чем все существующие, экранизация «Приключений Тома Сойера», но кроме того — тут прослеживается магистральная тема многих других конкурсных фильмов: это фильм про любовь. Любовь универсальную, не относящуюся ни к чему конкретному, — то странное, почти эйфорическое чувство любви ко всему миру, которое встречается, наверное, только в детстве и воссоздать которое практически невозможно. У Николса же получается — он практически растворяет героев в теплом желтом свете, детском смехе так, что даже условный криминальный сюжет начинает выглядеть как большое приключение. Это экранизация несуществующего романа, представляющего собой что-то среднее между Марком Твеном и Кормаком МакКарти, смотреть которую — все равно что вспоминать счастливое детство, где солнце стояло выше, люди были проще, а для того, чтобы поладить с беглым преступником, всего-то и надо было — принести ему банку фасоли.

«Мад»

Другие новости экранизаций. Про «Ограбление казино» Эндрю Доминика важно помнить одну вещь: он снят по роману Джорджа Хиггинса, мастера диалога и автора «Друзей Эдди Койла». Хиггинс вообще гений камерных криминальных триллеров, где действие курсирует из баров на парковки, а оттуда в багажники «мустангов» и «плимутов», которому, кажется, страшно повезло, — сначала его экранизировал Питер Йетс, теперь вот Доминик. Доминик добавил к роману только одно: параллель с выборами и инаугурацией Обамы («America is not country, it’s business. So fucking pay me!»), превратив антропологический этюд Хиггинса в метафорическое высказывание про текущее положение Америки в мире, страны, живущей по самопровозглашенным правилам, где нет ни драмы, ни романтики, и каждый получает то, что хочет, где противостояние пары дилетантов и команды профессионалов заканчивается тем, чем и должно по логике заканчиваться, — неминуемой гибелью первых. Тут нет ни одной секунды, ориентированной на зрителя, — это что называется inside job, рассказанный на том языке и с применением тех приемов, которыми нормальные люди перестали пользоваться лет тридцать назад. Немножко «Криминальное чтиво», немножко «Настоящая кровь», немножко «Славные парни» — сложно было бы назвать его сатирой, хотя «Ограбление казино» явно находится где-то рядом, но Доминик явно слишком умный, для того чтобы так легко выкрутиться, — подводит его разве что избыток сарказма и неприкрытой самоиронии.

В заключение хочется сказать, что у фестиваля в этом году была действительно мощная программа, про которую непонятно только то, как туда попали Хиллкот, Саллес и Ли Дэниелс. Par contre в русском павильоне на днях презентовали программу ММКФ, где помимо ретроспективы Любича будет, например, кинофильм «Духless» (исполнитель главной роли и кумир миллионов Данила Козловский пил на веранде вино с красным лицом во время презентации) и новый фильм Ренаты Литвиновой. Еще презентовали фильм «Маяковский» с Чулпан Хаматовой и показали пару минут из нового Хлебникова (который по материалу «Большого города») — арфистка, певец Шнуров, Авдотья Смирнова, пьяные драки. Страшно увлекательно, в общем. А теперь поздравим друг друга с прекрасным фестивалем и пойдем смотреть под дождем, как Нанни Моретти вручает главный приз какому-нибудь Жаку Одиару. Вперед, Каракс.

Главные фильмы фестиваля, версия «Афиши»: 

 

«Доля ангелов» Кена Лоуча

 

«Любовь» Михаэля Ханеке

 

«Mud» Джеффа Николса

 

«Мы и я» Мишеля Гондри

 

«No» Пабло Ларраина

 

«Mekong Hotel» Апичатпонга Вирасетакуна 

 

«Охота» Томаса Винтерберга

 

«Post Tenebras Lux» Карлоса Рейгадаса

 

«Holy Motors» Леоса Каракса

 

«Ты и я» Бернардо Бертолуччи

Ошибка в тексте
Отправить