перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь на колесах

Как составлять велосипедные маршруты в центре города

Развлечения

Переходы, разрытые улицы, горки — за пределами парков езда на велосипеде в Москве превращается в квест. «Афиша» попросила автора блога Velonation Анастасию Ромашкевич суммировать ее опыт в виде инструкции о московском планировании пути и карты с подсказками.

Езда на велосипеде в Москве напоминает компьютерную игру со множеством уровней: чем дольше практикуешься, тем дальше продвинешься. Вчера ты катался по парку, сегодня пытаешься маневрировать среди пешеходов по тротуару, а завтра спокойно двигаешься по дороге в потоке с машинами. Главное — держать себя в руках, не форсировать ситуацию и не перескакивать через уровни: если человек в последний раз садился на велосипед пятнадцать лет назад у бабушки на даче, сразу гонять по Тверской точно не стоит. Тем более что, в отличие от компьютерных игр, тут запасные жизни не предусматриваются.

Поездки в городе: базовые принципы

Выступим в роли Капитана Очевидность: да, дороги Москвы — это вам не Копенгаген. Машины могут вполне легально развивать скорость до 80 км/ч (в большинстве европейских городов предел 50 км/ч), светофоры настроены так, что ждать зеленого приходится минуту-две, а на каждом шагу подземные переходы, которые к тому же непрестанно ремонтируют, вместо того чтоб поскорей их все зарыть. Но даже с учетом этих обстоятельств по городу можно успешно перемещаться на велосипеде. Особенно в центре, где улицы поуже и поспокойней, имеются пешеходные зоны и даже стало появляться что-то похожее на велодорожки. 

Не берите в голову эти кровожадные посты автомобилистов в соцсетях в духе «давайте-ка поскорей задавим всех велосипедистов» — на самом деле никто никого давить не собирается, и уж точно не будет это анонсировать в соцсетях. Выезжать в город на велосипеде как на войну — плохая идея. Гораздо лучше исходить из того, что люди в автомобилях ничем принципиально от вас не отличаются и тоже хотят поскорей попасть из пункта А в пункт Б. При всякой возможности старайтесь установить с водителями визуальный контакт, благодарите кивком, когда вам уступают дорогу, а при случае, например, стоя на светофоре, перекиньтесь с ними парой реплик. Хуже от этого точно никому не станет, добрососедство на дороге всем на пользу. Пусть это будет правилом безопасности номер один. 

Правило номер два тоже очень простое: оставайтесь в зоне комфорта. Если при выполнении нового маневра в ушах застучал адреналин, переходить на новый уровень пока рано. Если вы все еще вздрагиваете от звука проезжающих мимо на большой скорости джипов, держитесь от них подальше. Это дело привычки, привычка — вопрос времени. Не надо устраивать марш-броски через весь город, пока вы хотя бы раз не съездили на велосипеде в ближайшее кафе или булочную. Кстати, поездки по району — отличный вариант для начинающих: наверняка обнаружите в радиусе двух-трех километров от дома массу интересных мест, а заодно освоитесь на двух колесах.

Карта местности: советы, подсказки и лайфхаки

Информация, размещенная на этой яндексовской карте, получена исключительно на личном опыте, соответственно, ее нельзя считать объективной. Возможно, то, что кажется удобным нам, вам представляется сомнительным и с точки зрения комфорта, и соблюдения дорожных правил. Надо оговориться, что ПДД в Москве, как и в любом другом большом городе, следуют с отступлениями: есть общие представления о том, что делать на дороге уместно, какие ограничения глупы и что делать нельзя никогда. 

Точки на карте разделяются на четыре типа. Зеленые проходят под условным тегом «удобство» — это те места, где есть хотя бы какие-то огрызки велосипедной инфраструктуры, где в целом на двух колесах вам будет хорошо. Оранжевые — проблемы: дорожки в горку, подземные переходы, забитые пешеходами улицы. Красные — стройки: разбитые переулки, перекрытые площади, которые стоит избегать. И синие — лайфхайки, которые помогут срезать путь или пересечь дорогу без утомительного спуска под землю. С помощью этой карты не получится нарисовать свой маршрут, но ее имеет смысл изучить дома: ваши представления о велосипедной жизни внутри Садового кольца немного расширятся. 

Мы будем также рады, если вы знаете какие-то неучтенные нами московские кочки или хитрости — их можно оставлять в комментариях под этим материалом, и до конца лета мы обновим эту карту с новыми данными.   

Составление плана: чем пользоваться

Никакого однозначного сервиса для прокладки велосипедных маршрутов в Москве нет. Все опции небезупречны. Но есть совсем негодные: даже не пробуйте нажимать на кнопку «Построить маршрут» в дептрансовском приложении «Велобайк» — вас перенаправят на карты «Яндекса», после чего на экране чудесным образом возникнет надпись «Иран», что бы это ни значило.

Strava, которую многие используют для замера расстояний и сбора прочей статистики, имеет также конструктор маршрутов. Основой для него служат данные о поездках пользователей — кто все эти люди, абсолютно неясно, и одно это настораживает. Пользовательскую информацию сервис дополняет своими, явно романтическими представлениями об устройстве города Москвы. Конструктор запросто может отправить вас на левый разворот через четырехполосную улицу — это, кстати, не только небезопасно, но и против правил.

Самый лучший вариант — «Гугл-карты» для пешеходов. Если на дороге вам не понравилось, можно будет сместиться на тротуар. Неплохая идея — заранее прокрутить маршрут через визуализацию улиц. Особенно когда вы едете в новое, незнакомое место. Но и данные пешеходной карты надо осмыслять творчески, потому что самый короткий и очевидный маршрут — необязательно самый быстрый и удобный. Перекрестки и светофоры, даже если ехать в потоке машин, съедают кучу времени. А если перемещаться по тротуару, то на преодоление наземных переходов, где по правилам велосипедист должен спешиваться, и подземных, где велосипед часто приходится тащить на закорках, уходит едва ли не треть времени в пути. Удачной альтернативой может оказаться путь по набережным или через парки, даже если по километражу он вдвое длиннее, — вы экономите время на переходах, да и ехать вдоль реки или по зеленой зоне приятней и безопасней, чем лавировать среди машин или людей.

Вообще, с поездками по тротуару все немного загадочно. Правила дозволяют это при отсутствии велодорожки и невозможности двигаться по проезжей части. В чем конкретно должна выражаться такая невозможность, из правил абсолютно непонятно. Логика подсказывает, что если на дороге страшно и некомфортно, то можно с чистой совестью ехать по тротуару.

Некоторые так и ездят, всегда и везде, но и это неоднозначный выбор. И не только из-за потери времени. Ощущение безопасности на тротуаре — штука очень обманчивая. Автотранспорт худо-бедно подчиняется правилам движения. Пешеходам, пока они у себя на тротуаре, никакие правила вообще не писаны. Могут хоть задом наперед ходить — кое-кто так и делает. Прибавьте к этому собак и детей, высокие бордюры, арки, из которых выезжают машины, а также состояние асфальта и плитки, и станет понятно, что на тротуаре есть масса возможностей покалечить себя и окружающих. Так что тротуар — хорошее решение до тех пор, пока вы едете с невысокой (10–15 км/ч) скоростью и готовы делить дорогу с пешеходами. Как только люди начинают бесить и возникает желание разогнаться посильнее, с тротуара надо самоликвидироваться. Собственно, ваш дискомфорт — это и есть верный признак готовности к переходу на новый уровень.

Лучшие во всех смыслах маршруты обнаруживаются опытным путем. Практика показывает, что даже жители расположенных далеко за ТТК спальных районов умудряются находить приятные пути для поездок в центр — в обход диких развязок, многополосных магистралей и прочих дорожных ужасов. Велосипед, помимо прочих своих достоинств, отличный способ узнать город с новой стороны.

Если вам нужен вариант на каждый день, например, чтоб ездить из дома на работу, можно поэкспериментировать в выходные, когда обстановка в городе поспокойней и нет необходимости куда-то спешить. Иметь в запасе лишние пять-десять минут вообще никогда не повредит. Велосипед может быть самым быстрым, экономичным, экстравагантным, практичным, экологичным (нужное подчеркнуть) способом передвижения по городу, но главное все-таки удовольствие от поездки. Собственно, этим принципом мы руководствовались, составляя список полезных советов на карте: они призваны увеличить объем положительных эмоций и свести к нулю разочарования.


Еще больше полезной информации о передвижении на велосипеде в Москве ищите в блоге Анастасии Ромашкевич velonation.wordpress.com.

Ошибка в тексте
Отправить