перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь на колесах

Удался ли проект платных парковок в центре Москвы: за и против

Перемены
Фотография: ТАСС

Один из идеологов проекта платной парковки в Москве Максим Кац и яростный противник этой инициативы Петр Шкуматов спорят о том, в какую сторону изменился город.

Этот материал подготовлен редакцией сервиса The Question

«Проект платных парковок безусловно удался»

Максим Кац Максим Кац Сооснователь «Городских проектов Варламова и Каца»

Если вкратце резюмировать, проект платных парковок безусловно удался и его надо продолжать. Более того, я считаю, что нужно сделать платной вообще всю парковку в черте города, как в Пекине. Пусть на каком-нибудь пустыре у МКАДа это будут 5 рублей в час — важен сам факт. Резиденты должны платить за парковку на общих основаниях. Сейчас жители центра почему-то имеют скидки, хотя паркуются они на улицах, которые принадлежат в равной степени всем жителям города. Вы же не требуете себе скидку в кафе на том основании, что оно находится в вашем доме? Это был правильный компромиссный шаг в момент введения платных парковок, но рано или поздно придется уравнять в правах всех жителей.

Ощущение, что все под контролем

Раньше люди парковали автомобиль где угодно и как удобно, лишь бы не шагать далеко от офиса. Они могли перекрыть тротуар или встать на переходе, потому что парковочной разметки не было. Сейчас в зонах платной парковки все размечено и контролируется. У людей появилось ощущение, что движение в центре — это контролируемый процесс, что очень важно для формирования бережного отношения к своему городу. 

Больше свободных мест для парковки

Приехав в центр, водитель тратит меньше времени на поиск места, а это приводит к уменьшению трафика ищущих парковку. Как посчитали авторы книги High Cost of Free Parking, такой трафик может составлять до 30% от всего движения в центре города.

Удобная безналичная система

Система использует карточки и СМС и не работает с наличными. Безналичную систему дешевле обслуживать, а обойти ее невозможно. Да, поначалу были баги, но у меня, например, ни разу не было проблем, хотя я с первого дня нововведения ездил на машине в центр из Щукино и исправно за все платил.

Дополнительные деньги для муниципалитетов

Автомобиль занимает в 30 раз больше места, чем пешеход, а пользуются машинами 35% москвичей. Логично, что автовладельцы должны как-то отплатить остальным жителям за место, которое занимают. Управы центральных районов получают за счет платных парковок дополнительные 50 миллионов рублей в год. Эти деньги идут не в городской бюджет, который расходуется крайне неэффективно, а достаются именно районным муниципалитетам, которые тратят их на капитальный ремонт, реконструкцию общественных пространств и прочие мелкие, но важные для местных жителей улучшения.

Правда, пробок не стало меньше

Платная парковка — только часть комплекса мер по борьбе с пробками. Ее цель — дестимулировать перемещение по городу на личном автомобиле и поощрить использование общественного транспорта. Но мэрия по-прежнему тратит деньги на расширение дорог и строительство развязок, то есть одной рукой стимулирует езду на общественном транспорте, а другой — на автомобиле. Пробок не становится меньше, общественный транспорт не улучшается: взять хотя бы эти нелепые турникеты.

Цены на парковку одинаковы в разных районах

Цены на парковку жесткие и не учитывают спрос, хотя у мэрии есть инструменты, чтобы эти цены регулировать. На каждой улице стоят датчики, которые собирают статистику по дорожному движению. В Сан-Франциско, например, с помощью этих данных высчитывается цена парковки для каждой улицы в зависимости от количества машин на ней. Робот сам устанавливает разумную цену для каждого участка города. В Москве эти датчики просто собирают статистику, что само по себе уже неплохо, но можно их использовать эффективнее.

Неразумная организация штрафования

Главным условием эффективности штрафа является его неотвратимость, но у нас ее нет. Необходимы пешие патрули со специальными устройствами, выписывающими штрафы в автоматическом режиме. Они есть, но их явно недостаточно. Самый эффективный способ — дать возможность людям самим жаловаться через приложение, просто прикрепляя фотографию неправильно припаркованной машины. Я знаю, что Дептранспорта обсуждает этот проект с ГИБДД, но последние пока не согласны. На создание такого приложения уйдет месяц, а еще через два месяца у нас не будет ни одной неправильно припаркованной машины: граждане с айфонами позаботятся».

Ненужная эвакуация

Эвакуировать машины нужно, только когда они мешают проезду или проходу: если машина стоит на пешеходном переходе, на тротуаре, во втором ряду. А когда машина нарушает правила парковки, но никому не мешает, нужно ставить блокиратор, а не эвакуировать ее. Необходимо четко прописать правило: если человек пришел к машине, то эвакуация заменяется штрафом, даже если ее уже загрузили в эвакуатор и тот успел отъехать от места нарушения.

«Эксперимент с платной парковкой провальный»

Петр Шкуматов Петр Шкуматов Координатор движения «Общество синих ведерок»

В общем и целом эксперимент с платной парковкой провальный. Его следует продолжать у транспортных узлов и в других местах, привлекающих большой трафик, и отменить во всем остальном городе, где он приносит гораздо больше вреда, чем пользы.

Лишний трафик на парковочных местах

Платные парковки — это средство увеличения трафика, а не борьбы с пробками. Там, где раньше весь день стояла одна машина, теперь сменяется несколько. Соответственно, каждая из них приезжает и уезжает, только увеличивая движение. Департамент транспорта рапортует, что количество машин в центре уменьшилось на 30%. Но скорость движения при этом выросла в лучшем случае на 5%. Из парковки центр превратился в перекресток, через который все ездят, вместо того чтобы бросить машину и ходить пешком.

Очень мало парковочных мест

На весь центр — около 20 тысяч, хотя нужно хотя бы в два раза больше. Таким образом людей делают нарушителями: у них нет другого выбора. Это просто подлость, подстава. Количество мест, где разрешена парковка, искусственно занизили, чтобы таким образом бороться с пробками. Но центр Москвы можно и нужно превратить в одну большую парковку — это неизбежно. Если задачей было превратить центр в пустое пространство, чтобы мигалкам было удобно ездить, то все получилось. Если задачей было удобство людей — это провал.

Переполненное метро

95% человеческого трафика в центр — это пассажиры метро. Такого высокого показателя нет нигде, кроме Москвы. Теперь эта цифра еще увеличилась: людей буквально загоняют в метро, которое работает на пределе.

Удар по бизнесу

Крах малого бизнеса в центре Москы очевиден: вся Тверская завешана объявлениями об аренде. Ликсутов ударил по рукам тем людям, которые приезжали в центр тратить деньги, и эти люди потихоньку покидают центр. Все переносят встречи из центра. Недавно зашел в обеденное время в кафе на «Пушкинской», где раньше не было ни одного свободного столика — теперь оно стоит полупустое.

Усиление моноцентричности

Власти говорят о борьбе с моноцентричностью Москвы, но сами делают все, чтобы эту моноцентричность усилить. Как только вы выезжаете за пределы Садового кольца, у вас только две дороги — из центра и в центр. Москва превращается в такую звезду, все лучи которой ведут к центру и закрепляются концентрическими кругами: Садовое, ТТК. Теперь вот строят МКЖД. Связей между соседними районами все меньше. Если ехать с «Юго-Западной» в Чертаново, то на машине это проще сделать по МКАДу, а если ее нет — то на метро, и опять центр. Ехать на наземном транспорте долго и неудобно.

Неправомерное сравнение с европейскими городами

Власти ссылаются на опыт европейских городов, в первую очередь, Лондона. Но в Лондоне в четыре раза больше протяженность дорог, а на душу населения — в восемь раз. Так происходит потому, что московские власти защищают в первую очередь интересы девелоперов, которым важнее построить как можно больше квадратных метров — неважно, обеспечено ли это жилье инфраструктурой. Сравнивать Москву и Лоднон — абсурд. Нас надо сравнивать с Зимбабве, а не с Лондоном.

Правда, хотя бы улучшилась ситуация у вокзалов и аэропортов

Улучшилась транспортная ситуация у вокзалов: теперь можно спокойно подъехать, выгрузить чемоданы и уехать. То же самое у аэропортов и других транспортных узлов, там необходимость платной парковки очевидна.

Итоги эксперимента с платной парковкой по версии Департамента транспорта: 5 быстрых цифр

01

153 улицы вошли в зону платной парковки

02

53 миллиона рублей в год зарабатывают муниципалитеты, находящиеся внутри Бульварного кольца, на платной парковке

03

На 11,7% выросла средняя скорость движения внутри Бульварного кольца после введения платной парковки

04

На 19% увеличился пассажиропоток наземного общественного транспорта в центре

05

На 21% уменьшилось количество машин, паркующихся больше чем на 4 часа

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить