Жизнь на колесах Мотоциклист, владелец «хаммера», девушка на «мини», шофер машины с мигалкой и другие водители говорят о пробках, в которых они стоят
В рамках исследования московской жизни на колесах «Афиша» составила краткий справочник машин, из которых состоят городские пробки, и поговорила с их владельцами о жизни за рулем.
Фура
Модель: Mercedes-Benz Actros
Водитель: Максим
Стаж: 22 года
Основной маршрут: отсутствует
За рулем: 17 часов в день
«Я за рулем уже давно и за это время сумел узнать все тайные пути, которыми можно воспользоваться, чтобы не попасть в пробку. Так что я в пробках обычно не стою. Ну а если все-таки приходится встать на несколько часов, то у меня в машине есть миллион развлечений — плитка, кофе, телевизор и выход в интернет. Не соскучишься, я в машине почти как дома. Пару лет назад в городе не было зимней солярки, но для Москвы это было терпимо — всего плюс пять на улице. Но я поехал в Ростов — а там минус двадцать два! И пробка. Часть машин встала, люди мерзли. Ну и тогда я пошел по рядам и приглашал всех пострадавших в свою машину, где поил кофе и отогревал. Или как-то заметил семью, которая замерзала на улице, и разместил их у себя в кабине, пусть в себя придут, согреются. Это не то чтобы какой-то кодекс чести дальнобойщика, просто нормальное человеческое отношение. А чтобы избежать пробок, у меня есть несколько приемов. Во-первых, есть рация, по которой можно связаться с коллегами, которые едут впереди, и спрогнозировать или узнать ситуацию. К тому же я никогда не въезжаю в город с того шоссе, где еду, это обычно печально заканчивается — многочасовым простоем. Обычно я пользуюсь для въезда Ленинградским шоссе, Можайским, шоссе Энтузиастов, Волгоградкой и Варшавкой. Там всегда более-менее свободно. Скоро наступит зима, и все будут упрекать водителей фур в том, что это из-за них МКАД стоит, дескать, негодяи, зимнюю резину не надели. А для грузовиков нет зимней резины вообще. Не существует. По идее, есть специальные цепи на колеса, которыми пользуется вся Европа, но у нас в последний раз такие были году в восьмидесятом.
Меня дико раздражает, что легковые автомобили объезжают заторы по обочине. Ребята, это запрещено! А сотрудники ДПС не обращают на них внимания. Зато к водителям фур у них всегда особый интерес: «А что везете? Оружие, наркотики? А есть что для меня?» Обидно».
Мотоцикл
Модель: Honda CB 400 SS
Водитель: Антон
Стаж: 14 лет
Основной маршрут: Фрунзенская набережная — «Красный Октябрь» — Дербеневская набережная
За рулем: полчаса в день
«Когда я жил в районе Свиблово, то проводил в пробках минимум часа три в день. А потом купил мотоцикл. В смысле пробок это идеальное средство. Бывает, конечно, машины стоят так плотно, что между ними не проедешь. Но постоишь минуты три и, как только начинается движение, ищешь лазейку. Почему так мало людей пересаживается на мотоциклы? Думаю, в первую очередь их останавливает страх. Обезьянок с гранатой — и среди тех, кто на машинах, и тех, кто на мотоциклах, — по-прежнему очень много. А как бороться с пробками, я не знаю.
Перехватывающих парковок, о которых все говорят, я лично не видел. Но слышал, что они как-то не очень разумно устроены: в километре от метро, например. Это бред. Мне кажется, лучше обратиться к опыту других городов. Посмотреть, как решают эту проблему тот же Лондон или Бангкок, где введены ограничения на передвижения по городу. У нас вот зачем-то сделали выделенные полосы для автобусов. Но они пока вообще не нужны — люди их игнорируют. Хотя, думаю, самая большая наша проблема — это культура вождения. Если бы люди нормально пропускали друг друга в пробках, такого кошмара бы не было. Я часто вижу — вот идет сужение из двух рядов в один, и люди, вместо того чтобы въезжать на полосу по очереди, лезут и лезут, перекрывая движение. Вообще, пробки — нормальная городская история. Просто подстраиваешься под них: понимаешь, в какое время надо ехать и по какому маршруту. Но если я еду на встречу и гарантированно попадаю в пробку, меня это не раздражает. Это данность. Никаких народных примет — будет пробка, не будет пробки — у меня нет. Хотя я не прав. Есть одна плохая примета — Новый год. И у меня полное ощущение, что в этом году последняя неделя перед 31 декабря будет страшной».
Эвакуатор
Модель: Nissan Patrol
Водитель: Алексей
Стаж: 17 лет
Основной маршрут: по всей Москве
За рулем: 8 часов в день
«Мы приходим на помощь сломанным и попавшим в ДТП. Нас называют любителями нажиться на чужом горе, но можем сказать в ответ: «Ваше горе — наше счастье». Раньше эвакуаторов не было, пробок не было, раньше люди были другие. Вот что на поверхности лежит — нет больше уважения, на дороге поведение просто хамское. Есть среди дальнобойщиков деятели-идиоты, на Ленинградке пируэты исполняют, а проходишь километров двадцать и видишь их в кювете. Я начинал в те годы, когда ездить можно было более-менее нормально, а сейчас кого готовят? Приезжаешь порой на выезд, человек даже не знает, как капот открыть. И это не только женщины, процентов тридцать мужчин такие. Автобусные полосы отрисовали, почти в половине Москвы сузили дороги, стало стоять то, что никогда не стояло. И это еще зима не пришла, зимой мы будем стоять все и круглосуточно. Банальную ситуацию взять: ДТП на МКАД, перевернулась «газель», но я еду к нему так же, как и все остальные, так же стою в этой пробке. Нам выдали спецсигналы, но они предназначены, только чтобы я себя во время работы обозначал на проезжей части. В той же Европе что у полицейских, что у службы сервиса одинаковые проблесковые маячки, и если машина идет на вызов, то она действительно идет на вызов. Хотя у нас это, наверное, и правильно, потому что много левых людей в бизнесе. ДПС пора перестать заниматься только констатацией нарушений. Они не занимаются организацией движения. У них нет в обязанностях этого. У нас вообще ситуация такая, что в большинстве случаев, когда люди должны чем-то серьезным заниматься, они делают рожу. А для блага не делают ничего».
Скорая помощь
Модель: Mercedes-Benz Sprinter
Водитель: Сергей
Стаж: 3 года
Основной маршрут: по Бибирево
За рулем: 8 часов в день
«Спецсигналы, конечно, помогают, люди уступают, но не всегда. Был случай: ехал в больницу, и человек меня не пропускал, я ему и моргал, в рупор орал, типа, «уступите машине скорой помощи». В ответ, когда я его обгонял, он мне еще палец средний показал. А пару месяцев назад был случай: мы уперлись в какую-то машину во дворе, так оттуда вышли люди и обстреляли скорую из травматического пистолета. В другой раз нашего водителя вытащили прямо на дороге из машины и фингал поставили. А почему некоторые не хотят пропускать? Потому что ходит слух, что звезды и политики покупают скорые. Но с этими скандалами у нас жестче стало, теперь все контролируют, после работы даже до метро по дороге доехать нельзя. По правилам мы должны стоять в потоке, а врачи лечить в машине, все оборудование есть. Но врачи все равно торопят, и мы нарушаем правила. Часто приходится пересекать двойные сплошные и красные светофоры. За это 100% премии могут лишить. Однажды выезжал с Алтуфьевского шоссе со сложным ребенком под капельницей, весь на нервах, уже все равно, накажут или не накажут, сирену врубаю, слева пробка, справа пробка, а шоссе перекрыли, президента ждали, и на МКАД не вырулишь. Заехал на обочину, подъехал к гаишнику и говорю: «Уважаемый, у меня ребенок умирает, мне нужно в больницу». Он говорит, что пропустить не может, едет чиновник. Поверил только врачу. В итоге гаишник связался по рации с кем-то и нас пропустили. Скорая нужна не для того, чтобы люди в пробках умирали».
Джип
Модель: Land Rover Discovery 3
Водитель: Элина
Стаж: 15 лет
Основной маршрут: Кузьминки — Динамо
За рулем: 3 часа в день
«Я часто стою в пробках. Возможно, потому что живу в Кузьминках, а Волгоградка забита с утра до вечера. Самая длинная пробка в моей жизни — это шесть с половиной часов от метро «Шоссе Энтузиастов» до Кузьминок. Кстати, после этого история с туалетом у меня решена раз и навсегда: с собой у меня специальный инструмент, какой-то контейнер типа мочесборника, я его на заправке BP купила. Он, кстати, универсальный: подходит для мужчин и для женщин.
В Москве непродуманная автомобильная логистика. Взять хотя бы Садовое кольцо. Оно, по идее, должно быть бессветофорным, переходы — внешними, заезжающие трассы — верхними. Об этом никто не подумал, и в результате Садовое, которое должно лететь, стоит колом. Плюс люди плохо водят — как чайники. Это касается не только бесов на «газелях». Женщины, к примеру, перед маневром включают поворотник и одновременно сбавляют скорость до 20 км/ч. А «девяточники», люди, которые на «девятках» ездят, мечутся постоянно. Перестраиваются резко, тормозят резко — я таких еще называю «блохами на дороге». А вот если говорить про мигалки, то тут уже включается вопрос беспредела. Если я вижу автомобиль с мигалкой, я всегда сторонюсь. Потому что действия его непредсказуемы. Он как животное — куда полетит, неизвестно. Честно признаюсь, уже неделя, как я пересела на метро: из пяти рабочих дней только два езжу на автомобиле. Все равно с толком провести время в пробке невозможно. Не знаю, как мы в этой Москве выживаем! Я звоню бабушке в Пятигорск, а у них в восемь часов начинается отход ко сну. А у нас?! Возвращаемся домой в одиннадцать, ужинаем, потом сериалы, а вставать-то все равно в семь утра. Ущербное какое-то существование получается».
Мини-вэн
Модель: Dodge Grand Caravan
Водитель: Радик
Стаж: больше 10 лет
Основной маршрут: Мытищи
За рулем: 2–3 часа в день
«Пробки — уже постоянное состояние города. Я живу в Мытищах, и по вечерам тут все стоит. Поэтому в Москву на работу я на машине ездить перестал. Теперь только на электричке. Если поедешь туда на своей — попадешь обязательно. Самые жесткие пробки на МКАД, когда дорогу перекрывают. Можно три-четыре часа стоять из-за этих людей с Рублевки. Я вообще крайне негативно отношусь к этому. Слышал о «Синих ведерках», но никаких активных действий никогда предпринимать не хотелось. И наклеивать «Пропускаю только 01, 02, 03» я не хочу. Мне мигалки на дорогах не мешают. Летом я передвигаюсь строго на мотоцикле, чего и всем советую. И в пробки в принципе стараюсь не попадать, использую для этого навигатор с обновлением пробок, объездами и маршрутами. Если все-таки попадаю, то включаю рацию, слушаю переговоры водителей и иногда принимаю участие. В основном дальнобойщики переговариваются, хают наше правительство благим мужским матом. На МКАД только и разговоров по рациям, что о Москве, перекрытиях и гаишниках. Между собой тоже ругаются, но обычно все заканчивается анекдотами. Насчет МКАД, кстати: не мешало бы развязочки-розочки поменять — они кольцуются, и движение во всех направлениях встает. Мешают очень движению «шахматисты», которые из ряда в ряд мечутся только ради ощущения передвижения, а ряды из-за них встают. А от меня какие помехи?»
Хаммер
Модель: Hummer H3
Водитель: Вячеслав
Стаж: 8 лет
Основной маршрут: Ленинградское шоссе
За рулем: 2–3 часа в день
«Я каждый день час-полтора стою. Раньше ездил на седанах, а когда пересел на Hummer, заметил, что больше стали уважать на дороге, сложно не заметить. Всегда по объездным езжу, спасибо «Яндекс.Пробкам». Бывало, из-за аварий знакомые стояли в пробках всю ночь. Сам как-то не попадал. Последнее долгое — это часа три перед Новым годом прошлой зимой. Я стараюсь не бывать в центре, максимум проезжаю по Садовому кольцу. Прилетел той зимой знакомый, ехал из аэропорта, где-то на МКАД уперлись в пробку, и никакого движения полчаса вообще. Он вышел, снегопад, метель, пошел пешком в Москву и там сел на метро. Другая коллега подняла на уши всех друзей однажды, у нее телефон разрядился, и она не могла предупредить никак мужа, попала в такую пробку, что вернулась только к утру. Кажется, ее по телевизору показывали потом.
Пора строить дороги и развязки широкие, а то полос пять, а съезд однополосный. А вот идея с общественным транспортом провальная. Люди привыкли к частному, никто не полезет туда, где полно чужих людей, алкоголиков и бомжей. У меня отрицательно-негативное отношение к чиновникам. Милиция и скорая пусть проезжают — а чиновник куда, на работу торопится? Но меньше стали с мигалками гонять, вижу. По Кутузовскому только гоняют по-прежнему.
Я никогда не конфликтую с ДПС. Они, кстати, камеры развесили, и эта система работает, меньше на дорогах летать стали».
Мини
Модель: Mini Cooper Countryman
Водитель: Мария
Стаж: 7 лет
Основной маршрут: Аэропорт — Петровка
За рулем: 2 часа в день
«Я байер в компании Mercury. Сейчас мое рабочее место в ЦУМе, а недавно было в Барвихе. И вот тогда я была настоящим патриотом, потому что пропускала нашего президента три раза в день: с утра, перед работой, потом в обед, когда он, видимо, тоже ехал кушать, и вечером. Всего три часа. Поначалу я думала, что мой работодатель святой, раз терпит все мои опоздания, а потом поняла, что он стоит в одной со мной пробке. Тогда я читала всю периодическую прессу — от «Афиши» до «Лизы». Разве что до «Рыболова» не дошла. Конечно, иногда хочется буквально биться головой об руль, особенно если торопишься. Но поскольку у меня очень плотный рабочий график, то только в пробке есть время почитать. Но у меня есть персональная примета: только книжку открываешь, все, как назло, начинают ехать.
Однажды мы поехали с моим молодым человеком в больницу на другой конец Москвы. Каждый из нас на своей машине — он впереди, а я за ним. В итоге мы все четыре часа проболтали по телефону, находясь в двух метрах друг от друга. Причем на дороге не было ни перекрытия, ни аварии, просто поток. Вероятно, в пробках виновато мироздание в целом. Слишком хорошо бы нам всем жилось, если бы еще и не было проблем с передвижением. Во многом пробки возникают из-за водителей, которые тупят за рулем. Несмотря на то что я женщина, к женщинам за рулем я отношусь с претензией: зачастую пробка образуется из-за того, что в левом ряду едет какая-то тетечка на маленькой хорошенькой машинке, а справа ее пытаются обогнать какие-то дядечки. По встречной я никогда в жизни не поеду, но вообще нарушить могу. Ну по обочине могу проехать, особенно летом, когда езжу к родителям на Новую Ригу. На тротуаре могу припарковаться. Например, мой спортклуб находится в Романовом переулке. Туда заезжаешь, и если видишь какую-то дырку на тротуаре, просто говоришь спасибо всевышним силам, что они ее тебе послали».
Нелегальное такси
Модель: ВАЗ-2105
Водитель: Абу Алихан
Стаж: 20 лет
Основной маршрут: по городу от Казанского вокзала
За рулем: больше 12 часов в день
«Не, нас не гоняют больше. Но в пробках я часто стою. Не каждый день, иногда. Сейчас лучше стало в городе. Из-за чего лучше стало? Не знаю, все нормально, все работают хорошо, нам тоже хорошо. Пробок меньше стало, порядок навели. В каких районах стою? В разных районах. А вообще сижу в машине, жду поезд, их немного, так что вожу четыре человека в день. Когда стою в пробке, всегда Филиппа Киркорова слушаю, всегда он меня радует, и песни его мне нравятся. На дороге мне никто не мешает: все по своим дорогам, все по своим делам. А когда попадаю к мигалкам, знаю, что надо к краю отойти, гаишники говорят освободить дорогу. Ну а что? Порядок есть порядок. Я в Москве второй год, когда приехал, было хуже. И зимой труднее будет, снега навалит, не проедешь. Но самое главное — мы сыты, дети сыты. Мир у нас, ни к кому претензий нету. Нам хорошо, интересная жизнь».
Маршрутка
Модель: Iveco Daily 50C15
Водитель: Сергей
Стаж: 10 лет
Основной маршрут: Выхино — Ивановское
За рулем: 12 часов в день
«Сложно постоянно дело иметь с пассажирами. И не потому, что злые и нервные пассажиры попадаются, а потому, что клиент всегда прав. Мне, как и всем москвичам, приходится очень много в пробках стоять. Много времени тратится. И это вопросы к ГИБДД: надо правильно отрегулировать светофоры, отрегламентировать движение общественного транспорта, а то ездят одни пустые автобусы и троллейбусы. Вот мэр пришел — и появились парковочные места, много газонов переделали, проезжая часть освободилась. Но разве стало меньше машин? Дорог стало больше? Зимой я даже не могу представить, что нас ждет. Поддерживаю «Синие ведерки»: перед законом все должны быть равны — и президент, и простой рабочий. Из-за них сложности в центре, на периферию-то они не заезжают. Мой рекорд в пробке — 6 часов на Садовом у Курского вокзала, так и не выяснил, почему стоял тогда. Думал о телепортации. По Москве не хотелось бы ею пользоваться, но куда-нибудь подальше бывает желание переместиться, например, к одноклассникам в Лос-Анджелес.
Пошутить у нас все любят. Кричат: женщины не умеют ездить. Хотя статистика показывает, что они гораздо аккуратнее, чем мужчины. Вот говорят, что маршрутчики дураки, а я считаю, что дураков везде хватает. Про себя сказать не могу, это надо со стороны посмотреть».
Такси
Модель: Renault Fluence
Водитель: Владимир
Стаж: 20 лет
Основной маршрут: весь город
За рулем: 12–13 часов в день
«Пробки — это метафизика, философия. Уверен, этому нет рационального объяснения. Да, есть пиковые часы. Но если всем известно, что они есть, зачем в это время выезжать? Логистические недоразумения в нашем городе имеются в достаточном количестве. И там всегда мертво. Например, улица Борисовские Пруды в месте соединения с Каширским шоссе. Или трасса М7 Горьковского направления через Балашиху. Скажу так: поверьте мне на слово. Не рекомендую персонально проверять, так это или нет. В особенности это касается Балашихи. А центр… Знаете, центр смывается достаточно быстро. Мне все говорят, мол, стоял на Садовом три часа. А зачем стоять на Садовом? Там можно и двадцать четыре часа простоять. Кольцевые магистрали в целом хуже радиальных. Но я не Перельман, поэтому мне сложно понять и объяснить, почему поперек и вдоль неодинаково. Я — таксист. У меня работа — как рыбалка. График свободный, и когда пробки особенно большие, я стараюсь не работать. Какой смысл? Люди все разумные: если стоим дольше 40–50 минут, они расплачиваются и идут пешком до метро. А чего им сидеть-то? У всех дела. Что касается трансферов из аэропорта или в аэропорт, то там тем более в пробках не заработаешь. Что за две секунды в аэропорт домчи, что за два дня, цена одна и та же. Почему нечестно? Жизнь — это не только пироги. Вот я сегодня ехал мимо «Киевской» и видел, что творится на Минской дороге. В Москву — все чисто, хоть зигзагом на самокате въезжай, а в область — куда ни глянь, в обе стороны, пробища такая, что мурашки. И ведь понятно, что у всех уже шашлык нанизан, баки горят, а тут приходится стоять. Вам жалко этих людей, что тратят свой выходной на пробки? А вы смотрите на них не с жалостью, а с наслаждением. Позитивные флюиды передаются».
Ретроавтомобиль
Модель: Cadillac Eldorado
Водитель: Константин
Стаж: 15 лет
Основной маршрут: «Домодедовская» — «Динамо»
За рулем: 2 часа в день
«Мой рекорд — девять часов на Новой Риге. Из деревни ехал в Москву, а там чинили газопровод какой-то. Но мне повезло: я с друзьями был, мы общались, и как-то незаметно время пролетело. Изначально пробки понятно откуда: город строился давно, он не был рассчитан на такое количество машин. А так как город богатый, то в семьях по одной-две, а то и по три машины. Город поделен на сектора, между которыми нет связи. Вот, например, Варшавка и Каширка: две огромные трассы, которые разделяет железная дорога. Через нее нет ни переездов, ни мостов. Плюс сам город застраивается очень плотно. Возьмем, к примеру, новые районы — Новокуркино, Бутово. Я вот заехал в Бутово на своем кадиллаке, а выехать не смог: улицы узкие, машин много. Так и ехал задом через весь район. Москву спасут только радикальные методы: платный въезд, разграничения по четным-нечетным номерам. Например, сегодня едет 606-й, а завтра 307-й. Кажется, эта история реализована где-то в Швейцарии. Других вариантов нет. Ну если не считать расширения дорог за счет асфальтирования газонов, но город жалко. Я живу в районе Каширского шоссе, и оно стоит в любое время суток. Я в три ночи был «счастлив» и удивлен — с работы поздно возвращался, думал: ну как раз приеду, посплю немного и обратно на работу. Куда там! До самого утра стоял. Я спокойно отношусь к метро, но понимаю: это фактор риска — быть обокраденным, обиженным. И вечером в машине приятней, чем в метро. Ты уже сел и как дома сидишь, расслабляешься, музыку любимую слушаешь, получаешь удовольствие. С другой стороны, возможно, все дело в моей машине — американские машины располагают к спокойствию, сидишь на диване и смотришь через лобовое стекло, как в телик. А в телике пробка».
Дизайнерская машина
Модель: Honda Element
Водитель: Андрей
Стаж: 7 лет
Основной маршрут: Севастопольский проспект — Сыромятническая набережная
За рулем: 4 часа в день
«Я не настолько много стою в пробках, чтобы выступать в роли эксперта. Правда, вот на прошлых выходных мне пришлось перевозить с Artplay на «Арму» габаритный лайт-бокс. Короче, я ехал примерно час до «Атриума», потом попал в микроаварию — поцарапал какой-то девушке машину, — простоял час с ней и еще потом час ехал до улицы Казакова. Три часа! Хотя там идти двадцать минут. Мне кажется, что в настоящую пробку я попал только однажды: шесть часов на МКАД — еще в те времена, когда там потоком шли десятки фур. Подробностей не помню. Я решил сразу об этом забыть, потому что абсурдно терять столько времени на дорогу.
За много лет я выработал схему: если выезжать в город, то только очень-очень поздно. Обычно я выдвигаюсь после часа-двух и возвращаюсь после одиннадцати. Но даже при таком расчете не всегда удается избежать пробок. Я довольно флегматично отношусь к ситуации на дороге: окна не открываю, «Ты козел!» никому не кричу. Запасаюсь музыкой, стараюсь использовать время с пользой. Мое рабочее место плавно перетекает в автомобиль: я включаю почту, веду переговоры. И блюду одно правило: покушать перед тем, как поехать куда-то. Самый эффективный метод борьбы с пробками — никуда не выезжать вообще.
Метро — это гораздо больший стресс, чем пробки. К тому же там нет свободных мест. И в автобусах их тоже нет. К тому же очень сложно понять, как они ходят. Вот я живу на Юго-Западе и вообще не понимаю. Ну вот куда я попаду, если сяду на этот автобус?»
Мигалка
Водитель: отказался назвать свое имя
Стаж: 40 лет
Основной маршрут: от Госдумы
За рулем: неизвестно
«Государственные номера мне не помогают. И с мигалкой не проще. На прошлой неделе один знакомый на BMW столкнулся лоб в лоб с Audi, оба сверкали, трещали прямо посреди Тверской. Вообще, с мигалкой нельзя сплошную пересекать, но нам приходится, потому что настаивают пассажиры. Я больше не хочу с мигалкой ездить, зарплата почти та же самая, только нервы себе трепать. Гаишники еще останавливают постоянно, проверяют.
Я не чувствую со стороны других водителей неприязни. К нам негативно относятся — но как можно машину со спецсигналом не пропускать? Это закон. Кто не пропускает — мы их чурками зовем. Вот работал я в кортеже Путина несколько лет назад. Впереди всегда проезжают машины милиции, прочищают дорогу. Видим, едет «волга» по левой полосе, никак не реагирует, не уступает. Ее вынесли другим специальным автомобилем с укрепленным корпусом к противоположной обочине. Сразу подъезжает другая машина, пятерых пассажиров грузят для разговора. Машину их бросили открытую. Насколько я знаю, всем пришлось уехать, без регистрации были.
Я ушел на более спокойную работу, депутата вожу. Когда начальнику надоедает стоять, он спускается в метро. Сыну предлагают работать в кортеже.
Почему пробки? Не пускают, бл…дь. Перекрывают для каждого президента. Может и не Путин поехать. Священник этот едет, для него закроют. ЛУКОЙЛ едет, для него закроют. Сколько же женщин стало за рулем! И я не про то, что они плохо водят, но они раньше не ездили, а теперь их как мужчин почти.
Пробки никогда не уберутся, машины выпускают и выпускают. Ничего не изменится, пока предприятия не перенесут в другие города. Со всех сторон едут работать сюда, из Рязани, Каширы, Твери. Была бы там работа — сюда бы не ездили. Правительство и не думает создавать рабочие места. Ни заводов, ни колхозов. О чем там ребята думают?»
Спортивная машина
Модель: Chevrolet Camaro
Водитель: Виктор
Стаж: 14 лет
Основной маршрут: Нежинская улица — Москва-Сити
За рулем: 45 минут в день
«Лучшее средство по борьбе с пробками — жить поближе к работе. Я живу на Кутузовском, работаю в Сити. Дорога туда занимает 15 минут, обратно 30. Конечно, я попадаю в пробки, как и все. Мне, как и всем, обидно в них стоять. Хотя, в принципе, они меня не раздражают. Вполне комфортно себя чувствую: газету читаю, интернет смотрю с помощью айфона. При этом есть-пить в спорткаре не очень удобно: посадка низкая, и для пищеварения это не очень полезно. Места здесь мало, особенно для людей большой комплекции — во мне, например, под сто килограмм. Но я выбирал эту машину сознательно. Мне захотелось — я купил. Да, моей четырехместной Camaro негде разогнаться с нуля до 100 км/ч за пять секунд, в ней не поешь, особо не разляжешься, но я все равно ее очень люблю. Главная градостроительная проблема Москвы в том, что в городе кольцевое движение, концентрическое, а это плохо. Многие исследования показывают, что движение в городах должно быть квартальное, как в США, например. Если кольцо замыкается — движения нет. Рекорд по пробкам у меня был такой: часа четыре на Садовом кольце. Причины уникальной не было. Просто много машин при неправильной организации дорожного движения. Бывали случаи, когда я бросал машину на обочине и дальше шел пешком или пересаживался на метро. А многие мои подчиненные вообще давно пересели на метро. И не то чтобы они боятся получить ата-та за опоздание. Просто в Сити с этим очень удобно: станция метро «Международная» находится прямо в одном из зданий, и даже не нужно на улицу выходить. Нужно понимать, что идеальная модель дороги — без светофоров, с «карманами» для съездов и разворотов — появится в Москве не скоро. Дай бог, через несколько десятков лет. А пока придется потерпеть».
Троллейбус
Модель: СВАРЗ-6235
Водитель: Ирина
Стаж: 10 лет
Основной маршрут: Фили — Китай-город
За рулем: 11 часов в день
«Пришла в этот парк (Филевский автобусно-троллейбусный парк. — Прим. ред.) десять лет назад. За это время заметила, что движение стало более интенсивным. У меня маршрут по Новому Арбату проходит до Кремля. Стоим много, но двигаемся, хоть и медленно. С общественной полосой попроще стало, и на нее даже не заезжают уже почти. Водители побаиваются, вроде бы везде повесили камеры. Если машины мешают, сообщаем диспетчеру, и там вызывают через ГИБДД эвакуаторы. Мешают мне в основном так называемые бомбилы, они подрезают, а мы возим в основном бабушек, и они могут упасть. В нерабочее время я почти на своем автомобиле не езжу, все-таки привыкла к общественному транспорту. Хотя большинство все равно на него не перейдет».