перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь на колесах

Трамвай Russia One — так называемый айфон с Уралвагонзавода

Перемены

29 октября на выставке «ЭкспоСитиТранс» в Москве покажут последнюю разработку Уралвагонзавода — трамвай Russia One. «Город» узнал, чем интересен «айфон на рельсах» и собрал мнение экспертов о футуристичном трамвае.

Кто разработал

Впервые инновационный трамвай R1 (или Russia One) широкой публике показали в июле на международной выставке «Иннопром-2014» в Екатеринбурге. Разработали его на «Уралтрансмаше» — дочернем предприятии «Уралвагонзавода», известного своими патриотичными работниками. За дизайн и инжиниринг отвечали дочерняя компания ОКБ «Атом», а за брендинг и фирменный стиль — компания «Лаборатория Маслова».

Своим внешним обликом трамвай, похожий на модную микроволновку, обязан одному человеку — дизайнеру Алексею Маслову. Математик по профессии уже не один год до Уралвагонзавода занимался исключительно дизайном. На его счету сайт прокремлевских активистов Russia.ru, работа на НТВ, ВГТРК и арт-директорство в «Снобе» (именно он придумал нынешний логотип). Поворотным моментом в карьере молодого дизайнера стал заказ брендбука Первого канала, который преобразовался в «Красный квадрат». Благодаря этой работе на Маслова обратил внимание Уралвагонзавод.

Машиностроительное предприятие в 2009 году сменило руководство. Новый начальник Олег Сиенко вместе с консультантом Алексеем Жаричем решил осовременить компанию и провести ребрендинг Уралвагонзавода. Задачу поручили Маслову и его студии «Лаборатория Маслова». После трехлетнего ребрендинга Маслов остался в проекте и в 2013 году решил разработать дизайн инновационного трамвая R1.

Чем трамвай Russia One так хорош

Заняться промдизайном и разработать R1 Маслов решил не просто так. Летом 2012 года он побывал на тестовых испытаниях низкопольного трехсекционного трамвая 71-409. Технически с ним все было хорошо, однако дизайн вызывал вопросы. Маслов решил: для того чтобы российский транспорт могли оценить на Западе, ему необходимо поменять внешний вид. Так за четыре месяца дизайнер со своей командой разработал «айфон на колесах», или «трамвай Дарта Вейдера», как его окрестили сразу после презентации. На его создание в общей сложности ушло всего шесть месяцев, и уже в июле 2014 года первый образец показали на выставке в Екатеринбурге. 

10 важных фактов о трамвае R1

01

Вмещает до 270 пассажиров

В зависимости от конфигурации кабины в трамвай влезут до 270 стоящих пассажиров и до 50 сидящих.

02

Кабина с водителем отклонена на 12 градусов

По словам разработчиков, такая форма кабины увеличивает обзор для машиниста, не нагревается под солнцем и меньше бликует.

03

Большинство деталей произведены в России

Как утверждают создатели, 79,5% комплектующих для трамвая произведены в России, остальные — в Австрии (16%) и Германии (4,5%).

04

Трамвай обеспечен интернетом

В салоне R1 появится вайфай для пассажиров. Для водителя трамвая будут работать навигационные системы ГЛОНАСС и GPS.

05

R1 будет бороться с заразой

Вот это по-настоящему смешно: для того чтобы пассажиры не заражали друг друга инфекциями, поручни собираются изготавливать из антибактериального материала. Для отпугивания преступников и вандалов трамвай оснастят четырьмя камерами видеонаблюдения снаружи и еще тремя изнутри.

06

Считается, что у трамвая есть перспектива серийного производства

Поставить на поток изготовление таких трамваев Уралвагонзавод планирует уже к концу 2015 года.

07

Отличие от прототипа всего на 10%

От своего аналога, трамвая 71-409, Russia One отличается всего на 10%. Они включают в себя внешние изменения.

08

Трамвай будут выпускать в трех классах

В зависимости от того, где будет ездить трамвай, Russia One собираются выпускать в трех модификациях: эконом, комфорт и бизнес. Отличаться друг от друга они будут стоимостью отделочных материалов.

09

Первым трамвай отправится в города чемпионата мира по футболу в 2018 году

То есть трамвай запустят в 11 городах России: Москве, Петербурге, Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

10

Russia One нельзя назвать бюджетным

Стоимость одного трамвая в зависимости от комплектации будет составлять от 40 до 50 миллионов рублей.

Мнения

В едином мнении о трамвае не сошлись. Одни критикуют чересчур футуристичный дизайн, другие — небезопасно отклоненную кабину машиниста. «Город» понаблюдал, что говорят о нем российские эксперты, блогеры и дизайнеры. 

Артемий Лебедев Артемий Лебедев Дизайнер

«Название модели («Россия-1») показывает нехилую силу переживаний авторского коллектива о национальной гордости. Даже космические ракеты не называют в честь стран. Казалось бы, при чем тут трамвай?

Это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка. Категорически нельзя делать форму с таким наклоном кабины и приподнятым носом. Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса. Вспомните, как выглядят отбойники на паровозах и электровозах — как усы у товарища Сталина. Это чтоб минимизировать жертвы. Так что оценивать этот дизайн можно только тогда, когда его реально выпустят на улицу.

Уверен, что по опросам общественного мнения в интернете все будут в полном восторге: «могут же, когда захотят», «… (слово из трех букв, женский род, единственное число, популярное вводное восклицание. — Прим. ред.), не верю, что я вижу такую красоту» и «Россия, вперед!» Для меня гораздо показательнее то, как в этом трамвае выглядит пульт водителя. Он выглядит как полное говно, как кнопки в бойлерной. А внешним видом в стиле «медведка с Альфы Центавры» сегодня сложно кого-нибудь удивить. Зайдите в любой отечественный промдизайнерский вуз — там таким футуризмом все стены увешаны» (для «Бизнес-линча»)

Tramekb Tramekb Известный екатеринбургский блогер, водитель трамвая

«В трамвайном вагоне R1 с его обратным наклоном лобового стекла проблема бликов и прямых солнечных лучей решена пусть и не полностью, но в большей мере. Про обзор и исключение мертвых зон в такой кабине я уже писал в первом обзоре R1.

Обратный наклон, на который грешили в интернетах, мол, при перпендикулярном столкновении водителя засыплет битым стеклом, замечу, что такие столкновения происходят чуть чаще, чем почти никогда. Если, конечно, гипотетически подходить к разработке внешнего вида трамвая, то считаю, что и возможность падения на вагон подводной лодки тоже исключать не стоит. С такой интенцией и подходом можно вообще ни одно ТС с завода не выпускать. Мало ли чего?

Теперь про триллеры с попаданием пешеходов под вагон.

Вообще, ДТП трамвая с участием пешеходов — это большая редкость. Я специально пересмотрел несколько видеозаписей таких дорожных и проанализировал.

Если мы говорим о боковых или касательных столкновениях, то тут форма кабины вообще не играет никакой роли. Учитывая средние скорости в таких случаях, массы вагона и человека и направления их движения, то такие наезды заканчиваются тем, что пешехода отбрасывает в сторону и вперед согласно вектору движения вагона и его кинетической энергии. Ни одно боковое столкновение из тех, что я видел, не привело к наезду. Форма контура внешней поверхности кузова мало влияет на его способность препятствовать попаданию под тележки каких-либо предметов» (у себя в «Живом журнале»). 

Михаил Цымбал Михаил Цымбал Главный редактор Motor.ru

«Да, этот проект трамвая имеет множество недостатков. Он не идеален с аэродинамической точки зрения (электричество тоже можно и нужно экономить). У него настолько сложная пластика боковых панелей, что их производство (и последующий ремонт) наверняка окажется слишком высоким, — все эти изломы, выступы, многообразие используемых материалов. Плюс есть проблемы с безопасностью — столкновение с автомобилем, человеком, выбежавшей собакой из-за характерной формы носовой части повлечет за собой куда больше неприятных последствий, чем с существующими трамваями… В идеале — такой трамвай должен ездить только по выделенным и тщательно огороженным путям, что в городской среде практически невозможно.

С другой стороны, это нормально. Концепт-кары, которые автопроизводители так любят придумывать и показывать на крупных автомобильных выставках для создания вау-эффекта, тоже обычно имеют мало общего с серийными автомобилями. У них такие же нереализуемые в массовом производстве кузовные детали, которые делают даже из войлока, меди, базальта или переработанных пластиковых бутылок. У них фантастические интерьеры, которые украсят любой голливудский фильм про далекое будущее, и невероятные силовые установки. Но именно благодаря таким проектам, в которых дизайнерам дают шанс выплеснуть свою фантазию и реализовать свои самые безумные идеи, мы имеем возможность получить через 5–7 лет новую серийную модель, хоть немного похожую не на жестяную коробку, а на тот самый концепт. 

И если считать R1 таким вот концептом от Уралтрансмаша, то все здорово. Здорово потому, что хоть кто-то задумался о том, как должны (и могут) выглядеть трамваи будущего. И если лет через пять на улицах города появится общественный транспорт, хоть немного похожий на R1, — это будет неплохо».

Умберто Джираудо Умберто Джираудо Руководитель направления «промышленный дизайн» Британской высшей школы дизайна

«Я помню, когда Russia One только представили, среди моих коллег и студентов бушевали дискуссии. Я был шокирован этим и пытался объяснить, что здесь не тот масштаб, чтобы оценивать трамвай только как черное или белое.

Одним из главных преимуществ я считаю то, что он низкопольный, а значит, рассчитан на людей с ограниченными возможностями. Кроме того, наконец-то появилась возможность узнать, как за границей оценивают русский дизайн. Я считаю одной из главных задач таких проектов — показать горожанам новую эстетику и показать им, что такое дизайн. Я могу легко представить себе бабушку, ожидающую трамвай где-то на окраине Москвы, которая восклицает «О Господи, что это?» при виде R1. Думаю, в этот момент она может посчитать, что ее время пришло и пора говорить миру «До свидания». 

Москве необходимо научить людей улыбаться. Дизайн может это сделать, ведь его главная задача — не самовыражение, а воспитание людей. В то же время этот трамвай — отличное начало новой эпохи в дизайне.

Мне кажется, R1 вполне может вписаться в пейзаж российских городов. Правда, единственное, что меня смущает, — это черный цвет. Трамвай, конечно, не должен быть розовым. Но и черный цвет — странный выбор: Москва и так зимой довольно серая».  

Top Gear Russia Top Gear Russia

«Даже если эта красота и дойдет до серии, то вряд ли сдюжит без суровых повреждений ежедневную эксплуатацию в Екатеринбурге или Омске, куда планируется отправить первые трамваи.

Поэтому мы предлагаем на Moscow Raceway проложить рельсы параллельно дорожному полотну и поставить на них этот трамвай для прохождения быстрых кругов. Стиг еще не водил трамвая» (обзор трамвая на официальном сайте Top Gear)

Рустем Адагамов Рустем Адагамов Блогер

«Кроме вопроса безопасности инновационной формы трамвая R1 есть еще и сомнения по поводу концепции дизайна изделия как части городского ландшафта. На картинке, где небоскребы и современный городской пейзаж, R1 выглядит замечательно. Но представьте себе этот сверкающий черным стеклом самородок на улице провинциального российского города со всем его тяжелым архитектурным наследием и бытом. Как этот внеземной объект впишется в такой городской ландшафт? Я не к тому, что трамвай своим внешним видом должен соответствовать постсоветским хрущобам, но все же приходить на сельскую дискотеку в костюме Дарта Вейдера как-то… ну странно, что ли» (в своем блоге)

Росс Лавгроув Росс Лавгроув Промышленный дизайнер, работал над продуктами для Sony и Apple

«Это абсолютная фантастика… Серьезно, это произвело огромное впечатление на меня… Сногсшибательно… Автомобильный дизайн на вашем уровне очень требователен, и, как вы понимаете, это не моментальный проект.

На самом деле именно поэтому я так и отреагировал на ваш дизайн… У него есть, я бы сказал, противодействующие силы, мне нравится подъем торцов и способ наклона окон, чтобы избежать бликов для водителя… В этом есть логика и красота» (на официальном сайте трамвая R1)

Илья Варламов Илья Варламов Блогер
«Трамвай действительно наш: дизайн, разработка и производство — все сделано у нас. Иностранные только некоторые комплектующие — гармошка и механизмы дверей. Выглядит очень круто. Если серийный образец будет не сильно отличаться от представленного вагона, то это будет первый отечественный трамвай, за который не стыдно. Города, которые по дурости своих мэров успели уничтожить трамвайные системы, теперь будут кусать локти» (у себя в блоге).


Ошибка в тексте
Отправить