10 главных героев-2012 Миучча Прада
«Афиша» продолжает рассказывать о десятке главных героев планеты в 2012 году. В этом выпуске — краткая энциклопедия знаний о Миучче Праде — наследнице модного бизнеса, сумевшей наилучшим образом распорядиться этим самым бизнесом, и при этом совместить моду и современное искусство.
Наследница модного бизнеса, долгое время не желавшая заниматься дизайном одежды, оказалась главным визионером в моде 2000-х и доказала, что можно скрещивать фэшн с современным искусством, игнорировать общепринятые стандарты красоты, комбинировать шерстяные носки со шпильками, придумывать юбки из перьев и пластиковые серьги в виде бананов и при этом оставаться исключительно коммерчески успешной. Нина Назарова составила краткую энциклопедию того, что следует знать о Миучче Праде.
Прада и индустрия моды
Несмотря на то что бренд Prada ассоциируется в первую очередь с самой Миуччей, марка была основана ее дедушкой, Марио, еще в 1913 году. Компания «Братья Прада» занималась производством аксессуаров из кожи, и первые тридцать лет своей жизни Миучча не желала иметь с семейным бизнесом ничего общего. Попробовать свои силы в дизайне ее убедил будущий муж, Патрицио Бертелли. Первым опытом стал черный нейлоновый рюкзак. Дебютную коллекцию женской одежды она сделала, когда ей было сорок, а еще семь лет спустя, в 1992-м, основала второй бренд, Miu Miu, взяв в качестве названия свое детское прозвище. Сейчас у Prada больше 250 магазинов по всему миру; их общая выручка в 2010 году составила 2,15 миллиарда долларов.
Прада и современное искусство
Fondazione Prada, которым Прада руководит вместе с мужем, занимает два выставочных пространства в Милане (одно из них — прямо в штаб-квартире компании) и палаццо в Венеции. Внутри показывают персональные выставки Аниша Капура, Сэм Тейлор Вуд, Стива МакКуина и прочих. На произведения современного искусства похожи и лукбуки марки: вместо снятой в лоб одежды там можно увидеть коллажи и иллюстрации. При этом Прада всегда подчеркивает, что для нее мода искусством не является: «Главная задача искусства — трактовать абстрактные идеи, а одежды — хорошо продаваться». В 2012 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке открылась выставка, посвященная Праде и Эльзе Скиапарелли как двум главным женщинам-дизайнерам XX века.
Прада и политика
Прада долгие годы была убеждена, что придумывать сумки — самое бессмысленное занятие на свете: она закончила аспирантуру по политологии в Миланском университете, состояла в коммунистической партии Италии и активно выступала за права женщин. Впрочем, на демонстрации Прада предпочитала ходить в костюме Yves Saint Laurent, а переоценивать важность собственной профессии она не склонна и по сей день: «Я прекрасно понимаю, что мода — занятие довольно глупое и легкомысленное». В 2011 году Прада обмолвилась, что может начать политическую карьеру, но пока ни в какой партии не состоит и вообще крайне в этом смысле осмотрительна.
Прада и архитектура
Магазины марки можно смело искать в учебниках по истории современной архитектуры: флагманский бутик в Нью-Йорке строил Рем Колхас (на открытие в 2001 году пришел мэр города Джулиани), а шестиэтажное здание в Токио, напоминающее пузырчатые стеклянные соты, — швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон, до того перестроившие Тейт-Модерн в Лондоне. Оба проекта были запредельно дороги, амбициозны и эффективны: компания, несмотря на огромные на тот момент долги, не побоялась потратить 125 миллионов долларов — и не прогадала.
Прада и муж
Бертелли — сама Прада называет мужа исключительно по фамилии — любит пошутить, что вступил в брак только ради денег. С 1979 года он служит генеральным директором Prada, и административный темперамент у него довольно специфический. В 2000 году компания приобрела сразу несколько важных брендов — Jil Sander, Helmut Lang и Azzedine Alaïa: сначала из собственной марки из-за разногласий с Бертелли дважды уходила Жиль Сандер, а затем тем же путем последовал и Ланг. Через несколько лет все лишнее распродали, чтобы сосредоточиться на собственных брендах, и не зря: в этом году супруги вновь оказались в списке миллиардеров журнала Forbes.
Прада и модели
Моделям в мире Миуччи Прады также не обязательно быть красивыми в привычном смысле слова, свидетельством тому — героиновый шик Саши Пивоваровой, которую Прада первой и открыла. При этом дизайнера долго подозревали в скрытом расизме: чернокожие девушки участвуют в ее показах достаточно редко. Работать для Prada — вообще непростая задача. На показе коллекции весны-лета 2009 года модели плакали и хором жаловались на панические атаки — их страшили слишком высокие каблуки, и недаром: две девушки упали прямо на подиуме. Сама Прада, по собственному признанию, осталась этим очень довольна — шоу оказалось еще интереснее.
Прада и кино
После университета Прада несколько лет профессионально занималась пантомимой, играла в миланском театре Piccolo, а последние годы, судя по всему, переживает увлечение кино. Архив марки был использован при создании костюмов для «Великого Гэтсби» База Лурманна, в Каннах в этом году показали снятую Романом Поланским для Prada короткометражку «Терапия» про психоаналитика, который понимает, что он — меховой фетишист (в ролях Бен Кингсли и Хелена Бонэм-Картер), а на показе осенне-зимней коллекции 2012 года на подиум вместе с профессиональными моделями вышел Гэри Олдман, пропустивший по такому случаю церемонию вручения «Золотого глобуса».
Прада и сексуальность
Прада не любит смотреться в зеркало, презирает нарочитую сексуальность и не упускает случая обругать соотечественников-итальянцев за страсть к слишком высоким каблукам и голым пупкам. В офисе компании царит практически пуританский дресс-код: сотрудницам регулярно напоминают, что откровенный наряд — верный признак отчаяния, а сама дизайнер любит подчеркнуть, что даже в работе с кружевом ей важно лишить материал романтических и эротических коннотаций. Джорджо Армани за это однажды упрекнул Праду в пропаганде уродства, а рецензенты чаще всего дипломатично описывают эстетику Prada словами ugly cool.