перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 главных героев-2012 Славой Жижек

«Афиша» называет 10 главных людей планеты в 2012 году. Единственный в мире философ-суперзвезда. Без конца гастролирует по миру, выступает в университетах и на площадях, анализирует Линча и Хичкока, обличает капитализм — и способен собрать на выступлении не одну тысячу человек, которые не читали Маркса или хотя бы слышали фамилию Лакан. Павел Грозный составил краткий конспект нескольких популярных идей Жижека.

архив

Капитал — это абсолют

«Обращение капитала — это ошеломляющее Реальное нашей жизни, а капитал — поистине хрупкий абсолют: все вращается вокруг него, но он существует только благодаря нашей доверчивости, и поскольку мы верим в него — кризис уверенности может вызывать миллиардные издержки».
(Из книги «Размышления в красном цвете»)

 

Кино — это перверсия

«Кино — максимально извращенное искусство. Оно не дает тебе того, что ты желаешь, — оно говорит тебе, как нужно желать».
(Из документального фильма «Киногид извращенца»)

 

Конец света неизбежен

«В 2012 году очевидно, что мы приближаемся к концу времен. Когда люди говорят, что я утопист, я отвечаю: «Нет, настоящая утопия — это считать, что нынешнее положение дел может сохраниться достаточно долго». Мы должны действовать».
(Из интервью программе «Democracy Now!»)

 

Либерализм порождает фундаментализм

«Сорок лет назад Афганистан был, возможно, наиболее терпимой на Ближнем Востоке мусульманской страной. Там был прозападный правитель-технократ, сильная коммунистическая партия и так далее. Мы знаем, что потом произошло. Коммунисты пришли к власти. Когда они начали терять влияние, вмешался Советский Союз. И тогда американцы поддержали исламских фундаменталистов. То есть нужно всегда иметь в виду следующее: Афганистан — это не дремучая фундаменталистская страна, которую мы должны просветить. Афганистан был вполне приличной, толерантной страной. Его фундаментализация — результат включения в глобальную политику».
(Из интервью программе «Democracy Now!»)

 

Мечта должна быть социальной

«Мне говорят: «То, чего вы хотите, невозможно». Вы заметили, как странно сегодня употребляется слово «невозможно»? Когда речь идет о частных удовольствиях и технологиях, возможно все: мы будем жить вечно, мы можем загрузить себя в компьютеры и так далее. Но как только заходит разговор о социальных изменениях — ай-ай-ай, мы извлекли уроки из краха социализма, практически все, что мешает рынку, невозможно! Господствующая идеология говорит нам: мы сможем путешествовать на Луну — но мы не можем улучшить систему здравоохранения. Может быть, настало время перемен. Нужно меньше мечтать о гностических перспективах цифровых сущностей и больше — о социальных изменениях».
(Из интервью программе «Democracy Now!»)

 

Ничего не существует

«На самом деле ничего нет. То есть буквально. Посмотрите на Вселенную — это одно большое пустое место. Но как тогда появляются вещи? В квантовой физике есть идея, что Вселенная — это пустое место, но положительно заряженное. Отдельные вещи появляются, когда баланс пустоты нарушен. Вещи существуют, но это значит, что что-то пошло ужасно неправильно. Существование — это катастрофа, недоразумение. Единственное, что мы можем этому противопоставить, — взять ответственность за недоразумение на себя и пойти до конца. Это называется любовью. Разве любовь не есть способ нарушить космическое равновесие?»
(Из документального фильма «Жижек!»)

 

Почти все люди — идиоты

«Для меня ад — это когда мне говорят что-нибудь вроде: «После дискуссии будет небольшой прием». Это значит, что все неприятные дебилы, которые не способны задать мне вопрос на лекции, придут ко мне и начнут тянуть: «Профессор Жижек, я знаю, вы, должно быть, устали, но…» Да пошел ты. Если ты знаешь, что я устал, чего ты меня спрашиваешь? Тут поневоле станешь сталинистом. Либералы всегда говорят, что приверженцы тоталитаризма любят человечество как таковое, но не сочувствуют отдельному человеку, да? О’кей, это полностью меня устраивает. Человечество — это великие идеи, великое искусство и так далее. Отдельные люди? 99% из них — скучные идиоты».
(Из интервью The Guardian)

 

Провокация — лучший философский метод

«Меня часто спрашивают — почему я провоцирую людей без необходимости? Почему просто не сказать: мол, я, конечно, против фашизма, но… Так это не работает. Если вы говорите: «Конечно, я против фашизма, просто существуют некоторые позиции, более традиционные и даже более левые, но фашизм предопределил их, бла-бла-бла…» — это не может произвести должного политического эффекта. Говорить так — значит позволять либеральному консенсусу вписать ваши суждения о фашизме в логику этого консенсуса. Нужно оперировать крайностями».
(Из документального фильма «Жижек!»)

 

4 важные книги Славоя Жижека


«Violence» («О насилии», 2008)
Повседневное насилие как следствие насилия политической и экономической системы над людьми

«The parallax view» («Параллаксное видение», 2006)
Опус магнум философа: меняются не объекты вокруг нас, а перспектива нашего мозга

«The sublime object of ideology» («Возвышенный объект идеологии», 2008)
Самая любимая Жижеком книга Жижека: реабилитация идеологий

«Less than nothing»
(«Меньше, чем ничего», 2008)
Подзаголовок книги — «Гегель и тень диалектического материализма»: Гегелем Жижек занимался еще в начале 1980-х, но сейчас снова к нему вернулся

 

Свобода — это условность

«Мы «чувствуем себя свободными», потому что нам не хватает языка, чтобы объяснить нашу несвободу. Сегодня все основные понятия, используемые нами для описания существующих конфликтов, — «борьба с террором», «демократия», «свобода», «права человека» и так далее — являются ложными. Они искажают наше восприятие ситуации, а не позволяют ее понять. Сами наши «свободы» в конечном итоге скрывают и поддерживают глубинную несвободу».
(Из книги «Добро пожаловать в пустыню Реального»)

 

Утопия — это необходимость

«Задумайтесь о странности сегодняшней ситуации. 30–40 лет назад мы все еще спорили о том, каким будет будущее: коммунистическим, фашистским, капиталистическим… Сейчас никто это ­даже не обсуждает. Мы все молча приняли глобальный капитализм как факт. С другой стороны, мы все одержимы сценариями космических катастроф. Парадокс в том, что нам гораздо проще представить уничтожение всей жизни на Земле, чем гораздо более скромные изменения в капиталистической системе. Это означает, что мы должны заново изобрести утопию. Утопия не упражнение в воображении, это вопрос глубочайшей необходимости».
(Из документального фильма «Жижек!»)

 

Философия не решает проблемы

«Обязанность философии — не решить проблемы, а переопределить их. Показать, что то, что мы переживаем как проблему, — это мнимая проблема. Если то, что мы принимаем за проблему, является ею на самом деле, тогда нам не нужна философия. Например, давайте представим, что существует смертельный вирус, который пришел из космоса, и он угрожает всем нам. Здесь философия нам не нужна. Нам всего лишь нужна хорошо развитая наука. Философия — это не какие-то безумные упражнения по достижению абсолютной истины. Философия состоит не в том, чтобы спросить, свободны мы или нет, есть ли Бог или нет. Она задает герменевтические вопросы: что значит быть свободным? Что вы имеете в виду, когда называете что-то истинным?»
(Из документального фильма «Жижек!»)

 

Шок — часть системы

«Сама культурно-экономическая машина в целях собственного воспроизводства в условиях рынка сейчас прямо подталкивает к созданию все более скандальных эффектов. Достаточно вспомнить недавние тенденции в визуальных искусствах: прошли дни статуй и картин в рамках — теперь мы выставляем рамки сами по себе, мертвых коров и их экскременты и так далее. (Такая тенденция часто приводит к комической путанице, когда произведение искусства принимают за повседневный объект — или наоборот.) Извращение больше не несет в себе ничего разрушительного: шокирующие эксцессы — часть самой системы. Вероятно, в этом состоит одно из возможных определений искусства постмодерна как противоположности модернизма: в постмодернизме трансгрессивный эксцесс теряет свою скандальную ценность и полностью интегрируется в существующий рынок искусства».
(Из статьи «Когда простота означает странность, а психоз становится нормой»)

 

Экология — опиум для народа XXI века

«Экология сегодня выступает как идеология — если говорить об идеологии как о лживом способе познания реальности. Экология подразумевает, что существующий мир — лучший из всех возможных. Он сбалансирован, но этот баланс нарушается человеческим высокомерием. Я полагаю, что представление о природе как о гармоничном и сбалансированном организме, который выводится из равновесия человеком, — это секулярная версия религиозного мифа о Падении. Проблема в том, что нет никакой природы. Природа не является данностью, которую разрушает человек. Природа — это длительная последовательность невообразимых катастроф».
(Из документального фильма «Исследовать жизнь»)

Ошибка в тексте
Отправить