Уличное искусство
«До легализации граффити так же далеко, как до легализации марихуаны»
Вслед за арт-центрами и прогрессивными магазинами к уличным художникам потянулись городские власти: последние пару лет в Москве чуть ли не каждую неделю рисуют на домах и прочих крупных постройках. «Город» выбрал 10 примечательных работ — и выяснил, как они были сделаны.
Waone «Парящий и пресмыкающийся разум»
Владислав Стефанский, менеджер стрит-арт программы фестиваля «Лучший город Земли»: «Эта работа была сделана в рамках нашего фестиваля, во время которого больше 70 художников из городов от Буэнос-Айреса до Новосибирска создали 150 арт-объектов, в том числе на фасадах 40 домов. До этого лета уличные художники с опасением относились к любому сотрудничеству с властью. Можно понять, почему — например, вспомнив истории о том, как муниципальные власти принуждали их рисовать героев советских мультфильмов в обмен на краску и тому подобные истории. В этом году согласованиями занимался Департамент культуры. Есть художники, которые желают рисовать в поездах, жить в своей атмосфере и ловить свой кайф. А если кто-то хочет увидеть свою работу размером в 700 кв. м., может обратиться к нам и взаимодействовать со средой по-своему».
Aske «The Key»
Дмитрий Aske: «Меня на фестиваль «Лучший город Земли» позвала Сабина Чагина — куратор художественной части мероприятия. Художников не ограничивали по темам, но эскизы необходимо было официально утверждать.
Если коротко, то моя работа с девушкой, держащей в руках ключ, символизирует решение задачи или проблемы. Вода, в которую погружена героиня, может трактоваться как рутина. Я рисовал один и закончил работу за семь дней, несмотря на затяжной дождь и непогоду. Замечу, что я бы не называл подобные работы граффити — скорее, это уличное искусство или монументальная графика. Классическое граффити — это, прежде всего, написание собственного псевдонима. Так что это по своей природе незаконное явление. Большинство граффити-райтеров просто пишут свой псевдоним и получают удовольствие от процесса. Они могут делать это где угодно и когда угодно».
ZukClub «Авангард»
Иван Пантелеев, генеральный директор «Новатек АРТ» , организатор фестиваля MOST: «Сергей из арт-группы ZukClub — наш большой друг. Я знаком с этой работой с момента ее задумки авторами, правда, вначале там фигурировали Ван Гог, Дали и Уорхол. Я показал этот эскиз Паше 183, и он заметил, что хорошо бы вместо работы с чужими символами, продвигать свои. Я поделился этой идеей с Сергеем, а потом увидел уже обновленный проект — правда, там был еще портрет Малевича».
Сергей Овсейкин, художник группы ZukClub, один из создателей работы: «Мы давно перестали заниматься граффити — занимаемся муралистикой, то есть монументальной живописью, иногда делаем инсталляции и арт-объекты. Большинство последних проектов — легальные. А если нет возможности сделать легально — делаем нелегально. Для меня важно реализовать проект любым путем».
Akue «Высший взгляд»
Анатолий Akue, создатель: «Недавно посчастливилось поработать с галереей Street Kit, разрисовать несколько объектов в Москве. Эта работа называется «Высший взгляд»: все синие объекты напоминают волны в океанах, из них складывается слово Wisdom, а очки вплетаются в рисунок и задают направление взгляда. Он устремлен вверх — туда, где пролетает маленькая птица, означающая высший смысл свободы. Дым, огонь — самый яркий элемент рисунка, он символизирует то, что порой из целой картины мы выбираем только самый интригующий момент. Так и в нашей жизни, когда мы считаем какое-то событие критически важным, мы перестаем видеть всю картину.
Сейчас в городе спокойно относятся к различным видам оформления и граффити как методу рекламы. Легализация — явление коммерческое, художников чаще используют в своих целях, вместо того чтобы развиваться вместе, учиться и творить. Но художники тоже хотят есть, да и людям порой приятней видеть что-то цветное».
Zmogk x Street Kit for LGZ festival
Ches и Akse в Химках
Тима Радя «Люби маму»
Безымянная работа Миши Most
Конечно, выделение легальных мест для граффити — это один из видов борьбы с вандализмом, и, с одной стороны, хорошо, что это есть. Но свободу я очень люблю, поэтому, по-моему, легальные граффити — это не очень клево».
Игорь Поносов «Стена»
Игорь Поносов, куратор, художник: «Я не мыслю работами, а мыслю, скорее, большими проектами. Вот, например, проект «Стена» на «Винзаводе» — показательный для меня. Я горжусь, что курировал его, горжусь масштабами. За проект я взялся, потому что вдохновился городом. Сейчас я занимаюсь «Партизанингом», городскими улучшениями: мы делаем нелегальные зебры, где люди обычно перебегают дорогу, — рисуем полоски и ставим знаки, таким же методом развиваем велосипедную инфраструктуру. Что бы я ни делал, для меня важно соблюдение тактики стрит-арта: несогласованность, работа ночью. Стрит-арт должен остаться нелегализованным, другим он не бывает. То же, что обсуждали на фестивале MOST, называется монументальной живописью, по-другому паблик-арт. Это то, что согласовано и избавлено от каких-либо социальных и политических смыслов. Это мне не очень близко, потому что уличное искусство — это все-таки форма активизма, политический протест».