перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уличное искусство

«У нас не билборд»: кто делает уличные фотовыставки в Москве

Развлечения
Фотография: open-museum.ruzov.pp.ua

Бобер в Столешниковом переулке, горные пейзажи Швейцарии на Тверском бульваре, черно-белые портреты звезд советского кино на Кузнецком и фотографии Дмитрия Медведева. «Город» проследил, как развивалась история с уличными фотовыставками за последние пять лет, и выяснил, кто их делает в Москве.

Как все началось

Выставки в пешеходных зонах Москвы были еще в 90-х. Заново к этой теме вернулись в 2006 году, когда три сезона подряд журнал «Афиша–Мир» показывал фотографии на Чистопрудном бульваре. В 2006-м — снимки Артюса-Бертрана, годом позже Стива Блума и в 2008-м Дэвида Дубиле. Следом за «Афишей» на бульвары вышел российский National Geographic. С 2011 года они показывают реки и океаны, тундры и пустыни, равнины и горы России в исполнении фотографов журнала. Отдельные уличные выставки были про Камчатку и Чукотку.

Главные по картиночкам

«Московский фотоклуб» в истории публичных фотовыставок пошел дальше всех. С 2010 года организация проводит на Бульварном кольце фотовыставку «Мир глазами россиян». С этих экспозиций вы, может, помните бурого медведя с рыбой в зубах  и лисичку в снегу. По подсчетам клуба, первую выставку посмотрело более 217 тыс. человек. Восторженными отзывами прохожие исписали десять книг отзывов и предложений. Выставку решили проводить каждый год. 

С 2012 года «Фотоклуб» не только реализует собственные проекты, но и помогает в согласовании фотовыставок другим компаниям. Участники основанного в 2005-м сообщества — их порядка 10 человек — с камерами объездили все континенты, были даже на Северном полюсе, выслеживали дальневосточного уссурийского тигра, месяц ночевали в засидках в ожидании рыбного филина, суткам караулили на болоте черную цаплю. «Наш костяк состоял из людей, которые уже достигли всего в жизни, — говорит директор «Московского фотоклуба» Андрей Ершов, — кто-то полностью построил бизнес, кто-то достиг карьерных вершин в компании или на госслужбе». К 2010 году материала собралось достаточно, чтобы провести первую выставку на Тверском бульваре. «Тогда нам везде был зеленый свет, — вспоминает Ершов, — в составе наших участников были достаточно известные люди, в том числе фотографы из правительства Москвы». Дважды в выставках «Мир глазами россиян» участвовали работы Дмитрия Медведева: в один это был волгоградский монумент Родина-мать в лучах заката, в другой — фотография Тобольского монастыря.

Все затраты на организацию выставок «Фотоклуб» покрывает своими силами. По словам Андрея Ершова, «выставки недешевые», поэтому для участия в «Мире глазами россиян» члены клуба платят организационный взнос. Точную сумму взноса директор не назвал, но сказал, что она значительно больше, чем 50 тыс. руб. Одного взноса, чтобы вас взяли, недостаточно. По словам Ершова, важны качество, уровень и настроение снимка. Новых участников принимают, если более 80% действующих членов клуба согласны с его кандидатурой.

Выставка «Мир глазами россиян». Тверской бульвар, апрель-май 2010 г.

Выставка «Мир глазами россиян». Тверской бульвар, апрель-май 2010 г.

Фотография: open-museum.ruzov.pp.ua

Коммерческие проекты

Конечно, фотоклуб признает, что брать с участников взносы — нечестно. Искали спонсоров и не нашли. Тогда решили проводить выставки для сторонних организаций, а на полученные деньги организовывать собственные.

Первым коммерческим случаем стала выставка по случаю 130-летия МГТС на Гоголевском бульваре летом 2012 года. «Фотоклуб» помогал согласовать проект с госструктурами и обеспечил техническую поддержку — предоставил конструкции, напечатал фотографии, организовал монтаж, освещение и охрану. Следом были организованы две юбилейные экспозиции: по случаю «Связь большого города» к 100-летию МГТС и 90-летия газеты «Вечерняя Москва». А Сейчас команда Ершова готовит выставку совместно со «Святым источником». Еще в планах на осень «Православные храмы России», которую планируют провести под патронатом Совета Федерации и получить благословение патриарха. Кроме того, на рассмотрении у них еще две коммерческие выставки: одна — от сообщества футболистов, другая — от редакции «Афиши», причем о последней сама «Афиша» не слышала. 

В совсем отдаленной перспективе «Московский фотоклуб» хочет организовать «Открытый музей современной фотографии» — круглогодичную выставку на одной из пешеходных зон Москвы; уже есть сайт проекта. Идей и фотоматериала достаточно на пару лет, технические возможности позволяют одновременно делать по три-четыре выставки, осталось только найти финансирование.  

Согласования и утверждения

По законодательству согласовать проведение фотовыставки можно в любой пешеходной зоне, если она не мешает уже запланированным городским мероприятиям. Московская дирекция массовых мероприятий Департамента культуры дает добро на идею, затем ЦАО выдает распоряжение на проведение мероприятия в указанные даты, согласовав техническую часть. Раньше для финального разрешения на выставку требовалось одобрение со стороны ФСО и МЧС. Сейчас, по словам Ершова, этого не нужно.

Дирекция массовых мероприятий может предоставить конструкции для фотографий. Например, те, что крепятся на фонарные столбы в Столешниковом переулке, принадлежат Департаменту культуры. В июне здесь прошла выставка, посвященная Московскому зоопарку. Впереди выставка под лозунгом «Выйди из интернета». «Все думают: кто нас пустит на бульвар? —комментирует Константин Калинин, начальник отдела спецпроектов дирекции, — а мы на самом деле открыты смелым идеям от горожан». «Московский фотоклуб» — одна из организаций, которая обращается к нам, — продолжает Калинин, — мы следим, чтобы их проекты несли культурно-познавательный контекст, говорили о красоте мира, наполняли пешеходные зоны информацией».

Проект «Легенды кино» журнала The Hollywood Reporter. Кузнецкий мост, апрель-июнь 2014 г.

Проект «Легенды кино» журнала The Hollywood Reporter. Кузнецкий мост, апрель-июнь 2014 г.

Фотография: open-museum.ruzov.pp.ua

Существующая модель управления пешеходными зонами, когда согласование ведется с ЦАО и МДММ, не всегда эффективна. В прошлом году Ершов, придя на площадку со всеми документами на монтаж выставки, обнаружил, что на бульваре уже реализован чей-то чужой проект. Впрочем, в этом году «Фотоклуб» с такими накладками не сталкивался. Его директор не отрицает, что получает прибыль за организацию партнерских выставок, вроде той, что планируется для «Святого источника», и не скрывает, что финансовые отношения не согласованы с департаментами. «Правительство нам никогда никаких денег не платило, — говорит он, — наши убытки — это наши убытки. Прибыль, которую мы получаем, тоже наша. Конечно, если бы речь шла о торговых павильонах или рекламные стендах, это надо было бы согласовывать иначе. Но у нас не билборд. Ты должен придумать историю».

Цены на партнерское участие в проектах клуба Ершов не называет, равно, как и не говорит, сколько стоит через него согласовать коммерческие выставки в госструктурах: «Все зависит от проекта, его сложности, нашей включенности, — говорит он, — если это что-нибудь про уссурийских тигров, то можно обойтись минимумом. А если это чисто коммерческая затея, то я на ней честно должен заработать. Когда ты делаешь уникальный продукт как мы, ты имеешь право за него назначать любую цену, которую готов заплатить заказчик».

Альтернативные пути

Отдел маркетинга изданий National Geographic и The Hollywood Reporter занимаются согласованием и монтажом своих выставок без участия «Фотоклуба». С апреля по июнь на Кузнецком мосту можно было увидеть портреты американских и российских актеров 30–40-х годов на выставке «Легенды кино». По словам главреда The Hollywood Reporter Марии Лемешевой, согласовать ее удалось за 2 месяца. Подписи пришлось получать в Дирекции Массовых мероприятий, Префектуре ЦАО, Управе района и МВД. Поскольку выставка была признана интересной для города, за ее размещение компания не платила. «Самым сложным было соответствовать требованиям городских структур и понять, какая из них отвечает за тот или иной участок улицы, — рассказывает Лемешева, — дольше всего разбирались с подключением к городским электросетям».

Выставками на Крымской набережной заведует администрация парка «Музеон». Два года назад она закупила стенды, cначала их разместили на главной аллее у входа с Крымского Вала, в этом году перенесли на новую прогулочную зону Крымской набережной. Курирует все выставочные проекты «Музеона» Андрей Паршиков, который отдал стенды под современное искусство и научно-популярные выставки. Он говорит, что на набережной «…ежедневно ходят тысячи совершенно разных людей. Поэтому любой проект здесь должен быть интересными и в тоже время простым для восприятия». Парк действует как полноценная выставочная площадка, то есть берет на себя все расходы на монтаж и выплачивает гонорары авторам. 

Коммерческое размещение в «Музеоне» тоже случается, полученные деньги идут на другие выставочные проекты парка. Так, зимой в партнерстве с РЖД прошла выставка Антона Ланге «Россия из окна поезда».

Фотовыставка «Связь большого города» к 130-летию МГТС. Гоголевский бульвар, июнь-сентябрь 2012 г.

Фотовыставка «Связь большого города» к 130-летию МГТС. Гоголевский бульвар, июнь-сентябрь 2012 г.

Фотография: open-museum.ruzov.pp.ua

Какое это все имеет отношение к искусству?

Это главный вопрос, который выпадает из поля зрения во время променадов по уличным фотовыставкам. «Бульвары, городские парки — все это публичные пространства со своей логикой, структурой, типом движения, если угодно, — говорит главный куратор Мультимедиа-арт-музея Екатерина Иноземцева, — мы все за последнее время привыкли к иногда навязчивой экспансии искусства в общественные зоны. Но есть вмешательства естественные, обогащающие эту среду, и есть щиты с фотографиями на пластиковых панелях, перегораживающими перспективу московских бульваров». Иноземцева считает, что странно превращать бульвары в анфилады «Эрмитажа», потому что прогулка сама по себе подразумевает беглые, неглубокие впечатления. 

«Я искренне не понимаю зачем изображения со сканов негативов разгонять на полтора метра и демонстрировать любительские фотографии из серии «Радости туризма или окунись в экзотический мир», — продолжает она, — мне, например, просто физически было тяжело смотреть на контрастные желто-синие фотографии из Иордании на фоне Гоголевского бульвара в его самом нежном, весеннем состоянии».

В искусстве контекст означает едва ли не большее, чем произведение, в котором оно размещено. Писсуар, перенесенный из уборной в галерею, превращается в найденный объект, горы мусора Тима Нобла и Сью Вебстера без специально выставленного света — это просто помойка, а репродукция из «Третьяковки», бездумно налепленная на фасад дома в центре города, не делает проходящих мимо подвыпивших горожан культурнее и просвещеннее. Куратор МАММ считает, что прежде, чем делать выставки в парках, надо задаться вопросом: почему это единственное место для показа того или иного произведения? Что демонстрация конкретной работы в этом месте значит, что за этим стоит? Иноземцева говорит, что политика всех городских департаментов должна трансформировать уличные фотовыставки  в продуктивную ситуацию, а не быть украшательством и без того прекрасных бульваров. «В очередной раз хочется уберечь всех нас от халатного отношения к произведениям искусства», — считает она.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить