О блокировке бота «Умного голосования»
— Привет, а можешь рассказать, насколько РКН реально грозит Telegram? У вас есть хорошие идеи обхода блокировок или уже все? Понятно, что биполия маркетов (имеется в виду доминирующее положение магазинов приложений Google и Apple на рынке, — Прим. ред.) — это проблема в любом случае.
— Дело не столько в РКН, сколько в Apple и Google. Если Apple и Google придут к нам завтра с требованием привести приложение Telegram в соответствие с местными законами и удалить каналы ФБК* для пользователей из РФ, то вариантов противодействия не будет.
— Интересно, а если под угрозой того же самого власти потребуют выдать личные данные пользователей, господин Дуров сделает это?
— Нет, и это обсуждалось.
— Тогда почему бот был заблокирован на второй день выборов, а не на первый? Значит, вы позволили нарушить закон (сейчас, согласно закону, предвыборная агитация при многодневных выборах должна прекращаться с началом первого дня голосования. — Прим. ред.)? Разве этот бот подходит под понятие агитации, ведь это только некий справочник? Почему бы изначально не сказать напрямую, что пришлось из‑за давления заблокировать бот, ведь «все все понимают»?
— До удаления приложения «УГ» из App Store и Google Play (в маркетах оно называлось «Навальный», — Прим. ред.) мы не рассматривали возможность приостановки работы бота «УГ» вообще. После их шагов и сигналов 16 сентября мы начали юридический анализ требования об удалении бота. Независимый юридический анализ подтвердил, что бот может использоваться в рамках агитации. В изначальном объявлении о блокировке бота ситуация была описана подробно: принуждение [разработчиков] мобильных приложений к исполнению местных законов, которые не противоречат правам человека, со стороны Apple и Google. Другое дело, что большая часть пользователей ознакомилась не с ним, а с пересказом.
— Павел, а вы будете блокировать подобные боты в других странах в дни тишины?
— Да, если мнения всех четырех сторон по подобному вопросу снова совпадут (Apple, Google, местный регулятор, наши юристы).
— Павел, ты же сам говоришь, что играть в карты с шулерами — это глупо. Ты же понимаешь, что в конечном счете они тебя либо прогнут, либо кинут? Что не даст эта мера Telegram дальше существовать спокойно в РФ?
— В конечном счете мы все умрем. Значит ли это, что стоит завершать жизнь сейчас? 😆
О канале «Мужское государство»
— Паш, почему не блокируешь паблики, например Позднякова? Если ты за закон, то блокируй уже все.
— Мы анализировали этот канал, по нему пока нет однозначной юридической оценки. В связи с ним также в настоящее время нет риска блокировки Telegram, что серьезно отличает эту ситуацию от ситуации с ботом «УГ».
— Там «Мужское государство» хочет [Михаила] Светова (один из популяризаторов либертарианства в России, член незарегистрированной Либертарианской партии России. — Прим. ред.) посадить, как насчет поддержать его, ну или на крайняк снести канал «МГ»?
— Если канал выступает против либертарианцев, это, конечно, меняет дело. Передавайте им, чтобы немедленно прекращали. 😆🙅♂️
Об ужесточении режима и штрафах
— Павел, как вы думаете, до какого предела в России будет проходить ужесточение режима? Просто вы, как человек, который принял решение свалить [из России], думаю, можете посоветовать что‑то по-настоящему стоящее.
— Как я говорил, изменение позиции Apple и Google по России будет иметь фундаментальные последствия для свободы слова в РФ. Это будет касаться всех мобильных приложений.
— <…> Теперь Telegram будет блокировать всех, на кого покажут пальцем в Кремле? Все данные уже сливаются ФСБ?
— Каналы оппозиции в Telegram никогда не блокировались и прекрасно работают, несмотря на то что суды РФ выписывают нам за это штрафы. Но да, если Apple и Google решат, что они должны быть заблокированы на устройствах с iOS и Android, они будут сразу же заблокированы.
— Является ли секретом, за какие посты выданы штрафы? Только ли там посты ФБК?
— Там все протестные каналы ФБК.
— Павел, ты же понимаешь, что требования от властей будут [все] радикальнее и неадекватнее. А судя по тому, что под них начали стелиться Google и Apple, то рано или поздно придется либо идти на сделку с совестью в плане принципов и свобод, либо потерять место в магазинах компаний. Как думаешь выходить из этой ситуации и учить россиян качать apk-файлы (формат файлов, который используют для быстрой установки приложений, — Прим. ред.) с сайта Telegram? И, возможно, к этому сценарию стоит прибегнуть или подготовиться скорее в ближайшем будущем, нежели позже и в неподходящей ситуации?
— Я думаю, что готовиться в любом случае всегда стоит к худшему. Летом 2017 года мы дали РКН внести нас в «реестр распространителей информации» и получили время на подготовку к блокировкам, точно так же и сейчас нам нужно время, чтобы подготовиться к возможному исключению Telegram из российского App Store в будущем. Идти на конфликт без стратегии — это не храбрость, это самоубийство.
— А какая у вас стратегия, если не секрет?
— Когда мне было 18 лет, я прочитал «Искусство войны» Сунь Цзы. Там было сказано, что никогда не стоит раскрывать свою стратегию.
Про ситуацию с арестом главы Group-IB
— В курсе ли вы про арест главы Group-IB по делу о госизмене и, если да, какое ваше мнение на этот счет?
— Лучше избегать арестов. Какой смысл проводить время в тюрьмах? 🤔
Про продажу «ВКонтакте»
— На вас давили, когда вы продали «ВКонтакте»? Очень грустно заходить во «ВКонтакте» сейчас, когда помнишь, что было вначале.
— Там тоже был выбор из двух не самых пригодных для сидения стульев. 🪑
Про любимый чай
— Павел, я — представитель локального и малоизвестного сообщества любителей чая, и я хотел бы поинтересоваться: а вы любите чай? И если да, то какой?
— Шалфей.
Про лучшую игровую приставку
— PlayStation или Xbox?
— PS.
* ФБК признан в России экстремистской и запрещенной организацией.