Руководитель Департамента культуры Александр Кибовский решил начать весну 2016 г. с обновления кадров. За одну неделю Москва лишилась нескольких управленцев, назначенных в свое время предшественником Кибовского Капковым. Без объяснения причин убрали директора музея «Царицыно» Наталью Самойленко, за которую впоследствии вступился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Затем департамент решил объединить две подведомственных организации — «Центр музейного развития» и «Выставочные залы Москвы». Работы лишились главы обеих площадок, новую структуру возглавила директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. Другая громкая история случилась в сентябре прошлого года, когда Кибовский освободил от должности Ольгу Захарову, управлявшую парком Горького, — ее не спасла ни поддержка в фейсбуке, ни публикации в прессе, ни петиции к Собянину. В эту среду РБК выяснили, что вице-мэр Леонид Печатников негласно запретил Кибовскому увольнять подчиненных. Похоже, что его главные достижения в столичном минкульте — умение сокращать и сливать.
Мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил о снятии Капкова с должности и назначении на его место Александра Кибовского, который раннее руководил Департаментом культурного наследия. В Мосгордуме предлагают объединить Департамент культуры и Департамент культурного наследия. Инициатива не находит поддержку.
В парках начинаются увольнения: некоторым директорам не продлевают трудовые контракты, увольняют сотрудников без профильного образования. Говорят, что изменения начали происходить еще до Кибовского.
Появляются слухи, что Департамент культуры могут реорганизовать. Подозрения не подтверждаются.
Сотрудников Департамента культуры уведомили о возможных сокращениях. Причина — реорганизация подведомственных организаций.
Ушла заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Елена Зеленцова. Она работала в ведомстве с 2013 года в команде Капкова и курировала, в частности, обновление домов культуры. Со своего поста уволился Борис Куприянов — основатель магазинов «Фаланстер», который руководил обновлением московских библиотек.
Александр Кибовский подписал постановление, согласно которому сотрудников ведомства будут штрафовать за орфографические и пунктуационные ошибки при оформлении документов. За нарушение сроков исполнения поручений премия отныне сокращается на 25% для исполнителя, на 15% для руководителя отдела и на 10% — для заместителя начальника отдела.
После акции «Линия памяти» 22 июня без объяснения причин уволена директора Московской дирекции массовых мероприятий Сага Бунина.
Москонтроль попросили проверить Департамент культуры из-за ситуации с московскими театрами. Российский профсоюз работников культуры обратил внимание на финансовые трудности в «Гоголь-центре», увольнения актеров в Театре на Таганке и ликвидацию Театра имени Рубена Симонова.
Половину сотрудников Департамента культуры Москвы сократили в ходе оптимизации. Кибовский пообещал, что дальнейших увольнений не будет — ни в самом ведомстве, ни в культурных учреждениях Москвы. По его словам, рассматривался вопрос о повышении зарплаты в театрах, музеях и так далее (эту задачу перед департаментом поставили в Администрации президента).
Глава Департамента культуры запретил «Пятьдесят оттенков серого», а также книги Захара Прилепина, Дины Рубиной и Дарьи Донцовой в московских библиотеках.
Директора музея-заповедника «Царицыно» Наталью Самойленко уволили без объяснения причин. Исполняющим обязанности руководителя «Царицыно» назначили директора «Коломенского» Сергея Худякова.
«Выставочные залы Москвы» и «Московский центр музейного развития» присоединили к «Музею Москвы». Возглавила новую структуру директор музея Алина Сапрыкина. Руководители «Выставочных залов Москвы» и «Московского центра музейного развития» остались без работы.
Директор Эрмитажа и глава Союза музеев России Михаил Пиотровский написал письмо Департаменту культуры Москвы, в котором попросил разъяснить причины увольнения директора музея-заповедника «Царицыно» Натальи Самойленко.
Вице-мэр Москвы Леонид Печатников запретил Александру Кибовскому увольнять директоров музеев без его ведома.
«В декабре 2015 года заместитель руководителя Департамента культуры сообщил мне, что планируется объединить наш „Центр музейного развития“ с „Выставочными залами Москвы“. Я посчитала это слияние нецелесообразным и возглавлять новую организацию не хотела, о чем и сообщила господину Филиппову (заместитель главы Депкультуры, назначенный еще при Капкове. — Прим. ред.). Кроме того, становиться директором я не собиралась по этической причине: место должно было достаться Елизавете Фокиной, директору объединения „Выставочные залы Москвы“. Ее работу я всегда уважала, а с самой Лизой дружу больше десяти лет. Тем не менее я не исключала, что могла бы стать ее заместителем в новой структуре. В результате 10 марта руководство в очередной раз сделало мне предложение возглавить организацию. Я отказалась. Тогда меня попросили написать заявление по собственному желанию и пообещали сделать некое предложение после назначения директора. Однако на следующий день из интернета я узнала, что „Центр музейного развития“ и „Выставочные залы Москвы“ присоединяют к „Музею Москвы“, а руководителем объединенной структуры становится его директор Алина Сапрыкина. Сам же „Центр музейного развития“ вольется в образовательный отдел музея. Что меня, естественно, возмутило — у нашего центра было гораздо больше функций: мы занимались межмузейными проектами, помогали разрабатывать концепции развития, комментировали новые законодательные акты, а тут на вооружение берется только один образовательный отдел. Никакого предложения о сотрудничестве мне не поступило. Собственно, как и Елизавете Фокиной, — мы обе остались без работы».
«Меня уволили по той же статье, что и директора „Царицыно“ Наталью Самойленко, — 278, п. 2, без объяснения причин. Нас обеих с Татьяной пригласили на встречу и ознакомили с приказами. Один был о моем увольнении, второй — якобы об объединении наших организаций (его нам не показали). Татьяне прямо при мне предложили возглавить новую структуру, она отказалась. Вообще, это отдельный вопрос — насколько этично увольнять одного человека и при нем же предлагать его место партнеру по цеху. Вся проблема в несоблюдении закона. Меня должны были уведомить о реорганизации за два месяца, я должна была уведомить сотрудников, поскольку являюсь руководителем, но меня поставили перед фактом. Мало того, позже выяснилось, что приказ о реорганизации официально был выпущен только 16 марта, но задним числом.
У нашего объединения была своя концепция развития, направленная на развитие художественной культуры в районах города, стратегический план на три года и диалог как с профессиональным сообществом, так и с жителями районов. То же самое было и у „Центра музейного развития“. За два года было сделано многое. Больше всего меня беспокоит то, сколько сейчас сократят людей из двух объединяемых организаций, и, кроме того, судя по тенденциям, увольнять их будут в обход трудового законодательства».
«Меня уволили после успешно проведенной акции „Линия памяти“ ко Дню памяти и скорби 22 июня на оперативном совещании на следующий день. Уволил сам руководитель Департамента господин Кибовский со словами „к вам у меня поручений больше нет, покиньте помещение“. С приказом в этот день ознакомлена я не была. Как узнала позже, увольнение было на основании п. п. „а“ п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (прогул). Я обратилась в Мещанский районный суд; в процессе разбирательств на одно из заседаний ответчик принес два приказа. В одном из них было восстановление в должности, во втором, тем же числом, увольнение по статье 278, ч. 2, — расторжение трудового договора в одностороннем порядке, без оглашения причин.
24 декабря суд вынес решение о частичном удовлетворении иска. Выплату трех среднемесячных заработков, предусмотренных законом и трудовым договором, отклонили судом, так как выяснились новые причины увольнения — невыполнение устного поручения руководителя департамента. Кибовский просил восстановить экспозицию и продолжить акцию „Линия памяти“, хотя в приказах об увольнении что по одной, что другой статье, эти действия описаны не были».
«Перед совещанием в Департаменте культуры 4 марта меня завели в отдел кадров и дали ознакомиться с приказом о моем увольнении. Все мои попытки связаться с руководителем департамента провалились. Я до сих пор в недоумении: никаких выговоров, взысканий у меня никогда не было. За два года работы наш музей стал лучшим по посещаемости в городе. Кроме того, у нас появилась концепция развития, на которую не было потрачено ни копейки, — ее разработали сами сотрудники музея. Мы ее начали реализовывать с прошлого года, у нас были успешные проекты.
Статья № 278 — об увольнении без оглашения причин — существует, и сейчас активно собирают подписи за ее отмену. Директора крупнейших музеев России, включая Пиотровского, высказались против нее: получается, что директор музея оказывается абсолютно беззащитен, и его можно в любой момент выкинуть. Говорят, что причиной моего увольнения стало невыполнение предписания Ф. С. Действительно была история, что ФАС нашли у нас нарушения в проведении конкурса на уборку территории. Но мы сразу же направили обращение в арбитражный суд, чтобы оспорить это решение. Наше заявление до сих пор рассматривается, и суд должен был решить, что делать, выписать нам штраф или встать на нашу сторону. Ни о каких увольнениях речи не шло, это стандартная ситуация в бюджетной организации.
Сейчас я работаю заместителем директора Ленинской библиотеки, но все равно, конечно, очень переживаю за „Царицыно“ и его сотрудников».
«Зачем это все? Мы делу не поможем никак и ничего не вернем. Не вижу смысла после драки махать кулаками. Это все равно, что рыться в грязном белье. Я уже нахожусь в будущем и не хочу возвращаться к прошлому».
Представители Департамента культуры Москвы, занятые проведением Московского культурного форума, не смогли предоставить комментарий.