Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

Гранд-финал «Дома с прислугой»: Шьямалан всех обманул?

23 марта 2023 в 16:25
Фото: Apple TV+
С вами снова рубрика «Где‑то шьямаланит Шьямалан». Разбираемся (со спойлерами!) в финале сериала «Дом с прислугой» и пытаемся понять, понравился он нам или нет.

Уже во время просмотра третьего сезона «Дома с прислугой» появились сильные сомнения в том, что нам планируют детально объяснить все происходящее в доме Тернеров. Наученные опытом разнообразных «Остаться в живых» зрители насторожились в предчувствии того, что не все сюжетные линии получат достойные развязки, а многие загадки так и останутся без ответа.

Становилось все очевидней, что Шьямалан задумал создать свой собственный «Твин Пикс» — сериал, который будут обсуждать и после его окончания. Произведение, анализировать которое можно будет вечно, множа одну теорию за другой.

И все бы ничего, но в многочисленных интервью создатели «Дома с прислугой» уверяли поклонников, что в непродолжительных эпизодах сериала совершенно нет филлеров — все, что вы видите на экране, имеет значение. Понятное дело, что после такого заявления зрители по всему миру стали разглядывать каждый кадр «Прислуги» чуть ли не под лупой. И совершенно естественно, что после нескольких лет таких стараний многие из них остались, мягко говоря, недовольны весьма прямолинейным финалом сериала, оставившим многочисленные загадочные образы и детали без объяснений.

Шьямалан — не Линч, и время покажет, простят ли ему такое небрежное обращение с деталями. Наберется ли в итоге больше зрителей, оставшихся довольными притчевым, образным финалом «Прислуги», чем тех, кто сейчас сыплет проклятиями в сторону создателей сериала. Концовки сериалов, а особенно таких, наполненных таинственными образами и всякими недомолвками, — это всегда непросто. Непременно останутся недовольные.

С самого начала Шьямалан утверждал, что у него есть каркас истории и четкое понимание того, как она должна закончиться. Другое дело, что где‑то к середине всего процесса он заметно устал от собственного детища, отдав возможность другим людям вести к этому давно задуманному финалу. В частности, доверил режиссерское кресло своей дочери Ишане, ответственной за сценарии к доброй половине серий финального сезона.

«Это было испытание огнем! И это сработало, — уверяет гордый отец Шьямалан. — Теперь, после тысяч и тысяч страниц, которые она написала для „Прислуги“, Ишана наработала мускулатуру для того, что испортить свой дебютный полнометражный фильм». Родители всегда будут считать своих детей самыми талантливыми, но действительно ли это так — вопрос открытый.

Итак, что же нам показали в финальном эпизоде?

«Дом с прислугой» — это история, которая разворачивается вокруг невероятной трагедии — смерти младенца. Затрагивание такой непростой темы в формате телесериала само по себе довольно смело, а уж то, как подали эту историю, и вовсе можно считать экспериментом. Ведь в основе эстетики «Прислуги» лежит изящный черный юмор и едкая сатира.

Говорят, когда сталкиваешься с трагедией, подобной той, что пережили герои «Прислуги», все происходящее кажется нереальным. Кажется, что это все жуткий сон, от которого просто невозможно очнуться. Вот и Дороти, ставшая причиной гибели собственного маленького сына, все четыре сезона «Прислуги» как будто находится внутри какого‑то изнурительного бредового сна. Имя героини, как многие давно заметили, конечно же, выбрано не случайно. Это жирная отсылка к «Волшебнику страны Оз», экранизацию которого — чтобы ни у кого уже точно не осталось никаких сомнений — герои «Прислуги» смотрят в финальном эпизоде.

Дороти и две ведьмы — злая и добрая

Героиня сказки, Дороти Гейл, тоже проделывает невероятное путешествие по нереальному миру в компании со своими помощниками, а по пути сталкивается со Злой Ведьмой и Доброй Ведьмой.

Юная Лиэнн в «Прислуге» — это одновременно обе ведьмы, и злая, и добрая. В разные моменты сериала она сама себя воспринимает то одной, то другой. В определенные периоды зрители, как и люди, окружающие ее, тоже видят в ее лице кардинально полярных персонажей. Проблема в том, что сама Лиэнн вообще не хотела быть никакой ведьмой. Это не ее решение, ее никто не спрашивал. Грубо говоря, случившаяся с ней трагедия сделала ее такой. А она всего-то и хотела быть самой обычной девушкой, и чтобы мама ее любила и ценила. Все ее поступки продиктованы любовью. Но, как и Шон с Джулианом, она ошиблась с выбором средств для достижения цели. Она никак не могла помочь Дороти, уводя ее все дальше от реальности. Не это должно было ее спасти.

Как и Дороти из «Волшебника», Дороти из «Прислуги» пробудили слова. Героиня сказки проснулась благодаря определенному набору слов. Дороти Тернер очнулась от своего морока благодаря правде о судьбе ее сына, первым правдивым словам, которые произносит ее муж Шон за все время, прошедшее после трагедии. Неожиданно для всех Дороти не просто примиряется с жуткой правдой, к которой, по мнению ее близких, она совершенно не была готова. Вспомнив о случившемся, убитая горем мать начинает видеть все события четырех сезонов с невероятной ясностью и делает выводы, которые вроде бы все время были на поверхности, но при этом не приходили в голову ни ее мужу и брату, ни зрителям.

К финалу у Шона и Джулиана, как и у зрителей, на руках были все необходимые сведения, нужно было только сложить два и два, но нет — они предпочли поверить очевидной лжи дядюшки Джорджа о том, что Лиэнн — просто психопатка, похитившая чужого ребенка. Зачастую легче поверить в разную дичь, чем принять что‑то необъяснимое.

Принятие реальности и рождение красоты из трагедии

Дороти впускает в себя невероятную боль и не только осознает, что может жить с ней жизнь, но и допускает, что она может сделать ее лучше. Осознание произошедшего в мгновение ока превращает эгоистичную нервную развалину, не способную принять то, что не вписывается в ее картину мира, в человека, готового принять мир во всей его полноте, глубоко ценящего все попытки близких ей помочь.

«Это самая добрая вещь, которую кто‑либо делал для меня, — говорит она Лиэнн. — Я готова отдать все за хотя бы еще одну минуту с сыном, а ты дала мне целые месяцы». Все это время Лиэнн пыталась принести добро в разваливающийся дом Тернеров. Пусть и по-своему — ведь этому ее никто не учил. Все, что она хотела, — это сделать Дороти снова счастливой, но, будучи сама травмированной, она все сделала неправильно. Как известно, благими намерениями вымощены дороги в ад, но кто из нас не давал маху, пытаясь сделать как лучше.

Вспомнив правду, Дороти понимает, что не может и дальше продолжать жить во сне. Ей надо отпустить Джерико и столкнуться с реальностью. Если бы Дороти заключила фаустовскую сделку, сказала бы «да», снова сбежала бы в сон, спрятавшись от реальности в замкнутом мире дома Тернеров, вся история повторилась бы снова.

Падший ангел

Лиэнн, в свою очередь, тоже вынуждена принять неудобную правду о себе. «Завтра дождя не будет», — говорит она в невероятно трогательной сцене прощания с Тоби, к которому явно испытывает сильное чувство. Лиэнн осознает, что является причиной всех катаклизмов, происходящих вокруг, и остановить их может только она сама. Она — взбунтовавшийся падший ангел, который пошел наперекор правилам. Ее сила вышла из-под контроля. Пока она будет рядом с людьми, которых полюбила, они никогда не будут в безопасности. В результате она жертвует собой ради их спасения.

Все, что несчастная девушка знала с самого детства — это догмы, которые ей вбили в голову дядюшка Джордж и «Церковь малых святых». До этого было несчастливое детство с родителями, которые погибли в пожаре. Джордж нашел тело юной Лиэнн, которая закрылась в своей комнате от огня и, очевидно, погибла от отравления угарным газом, и воскресил ее в виде ангела-служителя «Церкви малых святых». Девочка, похоже, оказалось гораздо способней остальных воскрешенных, потому что обладала паранормальными способностями и до смерти, что, возможно, стало причиной пожара. В начале сериала Лиэнн сбегает от «Церкви малых святых» и проникает в дом Тернеров, чтобы помочь Дороти, фанаткой которой она была с самого детства.

Только начав открывать мир простых радостей, доступных простым смертным, она вынуждена принять реальность, в которой она является кем‑то вроде Люцифера. Все, что она хочет, это быть любимой дочерью Дороти и любимой девушкой Тоби, но она вынуждена признать, что дядя Джордж был прав. Чтобы всех спасти, она должна совершить ритуальное жертвоприношение.

Что не так с финальным сезоном? На что жалуются недовольные зрители?

«Шьямалан слил финал!», «Что случилось с человеком, который снял „Шестое чувство“?», «Финал „Остаться в живых“ уже не кажется таким уж плохим!» Примерно так звучат многие комментарии под обсуждением финала «Дома с прислугой» в реддите. И это еще самые мягкие выражения. Что же так возмутило зрителей?

Как было замечено выше, многих расстроило то, что не были объяснены многочисленные детали антуража сериала. Примечательно, что это жалобы не рядовых зрителей, которые могут отвлекаться на смартфон во время просмотра, а внимательных, дотошных фанатов, которые не жалели времени на то, чтобы пересматривать каждый эпизод. А уж они-то давно должны были понять, что концепция «Прислуги» никак не подразумевает объяснения всего необъяснимого. Финальный сезон всеми силами намекал на то, что создатели сериала вовсе не намерены объяснять все секреты.

К сожалению, у многих зрителей были совсем уж нереалистичные ожидания. Как можно было за последние полчаса объяснить все образы и детали, которыми под завязку забиты целых четыре сезона сериала?

Шьямалан традиционно оставляет себе пространство для отхода, расширения вселенной. Может быть, это случится скоро, а может быть, как в случае с «Неуязвимым», спустя долгие 17 лет. Сам режиссер не исключает, что вернется к вселенной «Дома с прислугой». «Только мне надо немного отдохнуть от телеформата», — говорит он в интервью People.

Все не так, как мы придумали! Мы придумали лучше!

Но главным образом фанатов сериала возмутило то, что финал «Прислуги» слишком прост и совсем не похож на их же собственные теории насчет того, чем же все это должно было закончиться. «Все наши предположения и теории были гораздо лучше того, что в результате выдал Шьямалан», — говорят они. «Я рекламировал сериал всем своим знакомым с первого сезона, а они меня постоянно предупреждали, что Шьямалан выдаст что‑то подобное», — сокрушаются особо эмоциональные.

К счастью, они не в чистилище!

Более сдержанные пользователи сетуют на то, что финал был гораздо депрессивней, чем они рассчитывали (или чем на то намекала атмосфера сериала). Но они рады, что в результате главные герои не были все это время в чистилище (пожалуй, это самая популярная теория для всех загадочных сериалов со времен «Остаться в живых») или все события не происходили в сознании Дороти, находящейся в психбольнице. «Такой исход был бы настоящим разочарованием, даже если бы объяснили какие‑то загадочные детали, — считают они. — То, что нам дали в финале, гораздо важней причины смерти мамы Дороти и Джулиана».

И наконец, самые честные зрители признаются, что до сих пор не понимают, получили ли они то, что хотели. Более того, они на самом деле сами не знали, какой финал бы их устроил.

Развитие персонажей было слишком стремительным и не оправданным в финале?

Еще одна из самых распространенных претензий. «Как же так? — возмущаются пользователи реддита. — Они всю дорогу были плохими людьми, а тут тебе раз — и они все хорошие». По мнению таких зрителей, герои «Прислуги» в финальном эпизоде слишком резко изменились по сравнению с предыдущими сериями.

Но, кажется, достаточно сравнить отношения Дороти с Лиэнн в разных сезонах, чтобы увидеть эволюцию персонажей. В самом начале Лиэнн боготворит Дороти, во втором сезоне тотально в ней разочарована. В начале третьего сезона Дороти счастлива, что Лиэнн вернулась в дом Тернеров, а в начале четвертого хочет ее выжить из дома всеми средствами. И так далее. Не заметить развитие персонажей в «Доме с прислугой» можно разве что если очень стараться.

Да, герои «Прислуги» неоднозначны и противоречивы. Как и все живые люди. Но назвать их плохими людьми означает до крайности все упростить. И Шон, и Джулиан, и Дороти — это люди, оказавшиеся в жуткой ситуации. Каждый из них справляется с ней как может. Кто‑то спасается алкоголем, кто‑то — сексом, кто‑то с головой уходит в религию, кто‑то в самобичевание и ненависть к себе. Все это реакции на травму. «Прислуга» — это история о людях, которые пытаются пережить горе. В финале они осознают, что обрекать себя на бесконечные страдания — это не выход, и нужно прекратить наказывать себя.

Как слепой котенок, Дороти пробирается к правде, пытается выбраться из бесконечного дурманящего сна, вызванного ложью, пусть даже и во спасение. Дороти понимает, что Лиэнн — соучастница этой лжи, поэтому пытается избавиться от нее.

«Это был несчастный случай, я не хотела никого убивать», — говорит экранная Дороти из «Волшебника страны Оз» в то время, как Лиэнн и Дороти, оказавшаяся в заложниках в собственном доме, смотрят телевизор. После этого Дороти передает Лиэнн Джерико, первый раз за долгое время делая это по своей воле. Говорит сыну, как его любит, и больше ни разу не прикасается к нему до самого финала. Дороти прощается с ребенком. Подсознательно пытается вырваться из тумана лжи, окутавшего ее, на ощупь выбирается к правде, принятию трагедии. Демонстрирует свою силу, готовность проснуться.

Нельзя сказать, что «новая» Дороти взялась из ниоткуда.

Главные вопросы, возникшие после финала

Без сомнения, «Дом с прислугой» не стоит воспринимать слишком буквально. Но проблема в том, что многие зрители требуют четких ответов и объяснения всего случившегося. Ведь Шьямалан и компания всю дорогу интриговали и говорили, что у всего есть объяснение и все не то, чем кажется, а теперь пытаются спрятаться за общими фразами про метафоры.

Как мы заметили выше, Шьямалан явно не собирался давать конкретных, однозначных ответов. Конечно же, он хочет, чтобы мы обсуждали «Дом с прислугой» и продолжали строить теории даже после окончания сериала. Поэтому мы все-таки попытаемся с помощью пользователей реддита найти ответы на самые животрепещущие вопросы. Тем более что мы, вероятно, стоим у истоков новой киновселенной.

Куда делось тело Джерико?

Куда исчез Джерико после того, как Дороти не пошла на фаустовскую сделку с Лиэнн? Изначально тело погибшего малыша вынесли из дома Тернеров работники полиции. У Джерико 2.0 не было своего тела. Лиэнн превратила куклу, призванную временно заменить погибшего ребенка, в настоящего Джерико. После того, как Дороти отказалась сказать «да», Джерико вновь стал куклой, которая сгорела в пожаре вместе с Лиэнн.

Почему нельзя было воскрешать Джерико, а Джулиана можно?

Воскрешение Джерико было самоуправством Лиэнн. Очевидно, служители «Церкви малых святых» не выбирают для трансформации в ангелов всех умерших подряд, а каким‑то образом получают инструкции насчет того, кого конкретно нужно воскресить. Видимо, Джулиан был изначально избранным. И, возможно, когда‑то ему суждено стать дядюшкой Джулианом, как знать?

А может быть, все дело в том, что сценарий к эпизоду «Гусь», в котором Джулиан умер от передоза, написал автор идеи сериала Тони Басгэллоп, не принявший участие в работе над финальным сезоном.

Что за ужасы рассказывал детектив Роско под гипнозом?

В начале второго сезона детектив Роско рассказывает о том, что он видел, побывав в тайном убежище «Церкви малых святых». Большинство пользователей реддита сходятся на том, что Роско стал свидетелем стандартного ритуала «Церкви малых святых» по «возвращению заблудшей души к свету». Роско видел, как с помощью жуткого ритуала освобождали душу воскрешенного Джерико. Но Лиэнн, разгневанной попытками культа устранить ее, похоже, ничего не стоило воскресить Джерико еще раз в финале второго сезона. Если в первый раз Лиэнн воскресила Джерико из‑за любви к Дороти, то второй раз был бунтарской демонстрацией силы.

Зачем Лиэнн пожертвовала собой?

«Тьма внутри меня сгущается», — говорит Лиэнн в конце второго сезона. С каждым последующим эпизодом она будет становиться все могущественней, сея вокруг своего места пребывания — дома Тернеров — разрушение и гниение. К финалу четвертого сезона сила Лиэнн станет настолько мощной, что «Церкви малых святых» во главе с дядей Джорджем только и останется, что признать свою беспомощность. Дядюшка Джи придет к Лиэнн с белым флагом и наивной просьбой самоустраниться, иначе все живое вокруг нее будет уничтожено.

В тот раз Джорджу не удалось убедить почувствовавшую свою безнаказанность Лиэнн, и он поплатился своей жизнью. Но после разговора с проснувшейся Дороти под дождем на крыше Лиэнн больше не могла избегать неудобную правду и приняла единственное верное решение. Как мы помним, «высвободить свою заблудшую душу» она могла только с помощью жуткого ритуала.

Так что, люди из «Церкви малых святых» теперь оказываются хорошими?

Как нетрудно это признавать, но похоже, что да. То, что все четыре сезона казалось дико абьюзивной сектой, практикующей самобичевание и всякие жуткие ритуалы, оказалось глобальной сетью ангелов на земле, помогающей избранным. Видимо, это имели в виду создатели сериала, когда говорили, что в «Доме с прислугой» все не то, чем кажется.

Даже сам Шьямалан, пусть и нехотя, но признал это: «Я все-таки решил, что они хорошие, но среди них всегда будут непокорные, которые могут использовать свою силу неподобающе».

Другое дело, что нам совсем не объяснили устройство этой организации. И нам совершенно неизвестна судьба отбившейся от культа группы бунтарей-ангелов, увязавшихся за Лиэнн. Помните бомжей-подростков, поселившихся напротив дома Тернеров?

Грядет спин-офф про похождения Жужу-ангела?

Будем ждать подробностей в гипотетическом спин-оффе про Джулиана? Ведь он теперь — а вот и твист по-шьямалановски — ангел. Ведь прямо в Рождество Лиэнн воскресила его после овердоза. Шьямалан, как мы помним, вроде как не против расширить вселенную сериала, просто нуждается в передышке. Пользователи реддита уже начали предлагать свои идеи для Жужу-спин-оффа.

Учитывая весьма скептическое отношение Джулиана к религии, следить за его перерождением должно быть более чем занимательно. Тем более что герой Руперта Гринта — всеобщий любимчик. Таким спин-оффом может быть, например, производственная комедия о буднях «Церкви малых святых», в которой новичок-неудачник вечно влипает в неприятности из‑за того, что накануне слишком перебрал со своим зятем в его новом винном погребке.

Будем надеяться, Шьямалан не отдаст весь сценарий на откуп еще какой‑нибудь своей юной родственнице.

Расскажите друзьям