перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Баста/Смоки Мо»

Самым первым альбомом года стала выложенная в полночь 1 января на «Яндекс. Диске» совместная работа Басты и Смоки Мо — теперь альбом уже лежит на iTunes, но о нем так толком никто и не написал. Андрей Подшибякин рассказывает о том, почему «Баста/Смоки Мо» первый не только в смысле даты выхода.

Смоки Мо — это питерский рэпер из обоймы сначала «Касты», а сейчас — лейбла Gazgolder; его первый (и лучший) альбом «Кара-Тэ» как раз недавно перевыпущен к десятилетнему юбилею. Баста — это Баста. «Баста/Смоки» — едва ли не лучшее, что оба выпускали за свои карьеры. Здесь есть удивительные штуки: гимн Петербургу «Каменные цветы» с семплом из Елены Ваенги и барочным инструментальным проигрышем. Лютый кранк «Миллионер из трущоб» с участием молодого дарования Скриптонита. Словно бы ускоренная вокодером (но на самом деле нет) пятиминутная скороговорка «Старая школа». Стадионного размаха «Музыкант vs. музыкант», под которую хочется немедленно выкинуть, как поется в другой песне Басты, «руки в озон». Дворовая баллада «Африка». Телефонный звонок от Трики, наконец.

Несколько наблюдений. У Басты часто спрашивают, кто в большей степени настоящий он — собственно, Баста, Ноггано, Нинтендо или «Братья Стерео»? От прямых ответов он неизменно уходит. Так вот, настоящий Баста как раз здесь — неслучайно в нескольких треках проходит рефрен «ин да хаус эмси и битмейкер Вася Вакуленко». Это взрослая история — Смоки 32 года, Васе через пару месяцев 35. В этом смысле «Баста/Смоки» напоминает совместную работу Джея-Зи и Канье Уэста «Watch the Throne» — со всеми полагающимися скидками на контексты, масштабы, бюджеты и цвет кожи участников.

Основная претензия фанатов музыкантов была к немудреной обложке; Смоки постоянно выкладывает в своем инстаграме альтернативные версии, но то, что для многих именно это — главный минус альбома, определенно хороший знак

Основная претензия фанатов музыкантов была к немудреной обложке; Смоки постоянно выкладывает в своем инстаграме альтернативные версии, но то, что для многих именно это — главный минус альбома, определенно хороший знак

Но если участники «Watch the Throne» половину пластинки ищут Бога и потом понимают, что боги — это они сами и есть (Канье это потом прямым текстом проговаривал весь свой следующий альбом), то у Смоки и Басты таких еретических иллюзий нет. См. «Суисайд»: «Сам не сдох — тут помогут с наскока всем скопом». Это не то чтобы депрессивные речитативы, как у прикованного к инвалидной коляске Рема Дигги, — это просто свойственный многим из тех, кому за тридцать, фатализм; страновая, можно сказать, специфика. О том же прямым текстом — «#Живемумирать». Ответ на это, кстати, примерно такой же, как у Эминема в «Rap God», «ярость и юношеский максимализм»: «Говорят, мне наступают на пятки. Оглянусь — нет никого, наверное, супергерои играют в прятки». В России рэп находится в странной ситуации — де факто это давно уже поп; см. количество соответствующих пабликов «ВКонтакте» и то, что творится на любом из концертов Басты, Смоки и их подопечных. Признавать и понимать никто этого особенно не хочет, но на самом деле и не надо. «Баста/Смоки» — ни разу не субкультурная история: для него не надо вырасти на Чкаловском или Купчине, не надо расписывать руки до плеч чернилами, не надо даже знать, кто такие Баста и Смоки и что такое Gazgolder. Это точка входа.
Ошибка в тексте
Отправить