перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«The Powers That B» Death Grips

На прошлой неделе вышел двойной альбом главных хулиганов от хип-хопа Death Grips — пластинка практически с первого раза неподъемная и, как всегда, жесткая. Тарлан Абдуллаев — о том, почему «The Powers That B» не мог сложиться иначе и в чем вообще ценность американского трио для любителей музыки.

Если верить неразборчивым надписям на салфетке, самой противоречивой группе современности еще в прошлом году пришел конец. За четыре года существования Death Grips успели превратиться в настоящий культурный феномен. Тогда как Death Grips — далеко не первая группа, пришедшая к популярности благодаря Сети, вряд ли можно вспомнить настолько яркий пример того, как группа «сломала интернет»: в определенный момент они оказались везде — на бесчисленных имиджбордах, тамблелогах и в группах в социальных сетях. Как известно, в интернет-эпоху для того чтобы стать культовым исполнителем, нужно сперва превратиться в мем — как уже было, например, с Neutral Milk Hotel и GY!BE. С Death Grips тоже получилось именно так: с любительских комиксов и макросов Death Grips со временем перекочевали за пределы интернета, оказавшись принтами на футболках, татуировками на предплечьях и граффити на стенах домов. Расширялась и аудитория — если первый микстейп «Exmilitary» оценила только горстка аудиофилов, то к выходу «No Love Deep Web» о них не говорил только ленивый. Произошло необъяснимое: группа, которая делала, казалось бы, все для того, чтобы не быть популярной среди широких масс, неожиданно стала доступной и универсальной. Ни радикальность группы, ни специфическая лирика и манера подачи, не помешала самым разным категориям слушателей ассоциировать себя с артистично выходящим наружу внутренним монстром Эмси Райда. Нынче Death Grips можно найти в плеерах забитых подростков и музыкальных экспертов (что одно и то же), сетах модных диджеев и подборках в машинах недалеких парней с окраин.

Death Grips, очевидно не подходящие для радио и телевидения, тем не менее, заработали и уважение коллег и простых знаменитостей. Бьорк позволяет им себя сэмплировать, The Bug делает при их участии лучший трек своего последнего альбома, Роберт Паттинсон тусуется с ними и подыгрывает на гитаре, Канье Уэст откровенно срисовывает кое-какие наработки для своего «Yeezus», а комик Фред Армисен на национальном телевидении целую минуту говорит о гении барабанщика Зака Хилла.

Иконами первой половины 10-х Death Grips стали благодаря тому, что с их помощью мы ощутили на себе то, что считали пережитком давно ушедших времен — оказалось, что даже в наши дни артисты все еще могут не только вызывать интерес непосредственно музыкой, но и эпатировать, удивлять своими безумными выходками. На протяжении последних трех лет, начиная от истории с бесплатным сливом «No Love Deep Web» вопреки протестам лейбла до намеренного нагнетания ажиотажа вокруг выхода второй части альбома, «Jenny Death», Death Grips всегда умудрялись приковывать к себе внимание. Они не приходили на концерты, постили загадочные сообщения, темнили с датой выхода альбомов, срывали тур Nine Inch Nails, распадались и сходились, а Энди «Флэтлендер» Морен вообще бесследно исчезал — все эти события, как и рассчитывала группа, удостаивались заголовков в прессе и репостов в соцсетях. Поколение, которому не повезло застать Генри Роллинза или Игги Попа на пике, которому The Prodigy и Rage Against The Machine скорее уже кажутся забавными дедами, отчаянно нуждалось в своих фрустрирующих безумцах. И нашло их в лице Death Grips.

Дискография группы в полной мере соответствовала их навязчивой идее удивлять — ни один альбом, даже явная вершина их творчества в лице «The Money Store», не получал логического продолжения заданного им звучания. Вместо этого каждый последующая пластинка обнуляла все достижения предыдущей, все глубже уходя в эксперименты. К примеру, гениальная работа с сэмплами в «The Money Store» была полностью забыта в угоду тяжелым дисторшированным синтезаторам и живым ударным на «No Love Deep Web» — самом, к слову, ритмичном и танцевальном альбоме группы, за которым, в свою очередь, последовал жутковатый, напоминающий саундтрек к слэшеру «Government Plates». Такой подход, когда во главу всего ставилось избегание самоповторов, в конечном итоге, даже пошел группе в ущерб — мир бы точно ничего не потерял от повторения ключевых моментов первых трех альбомов, а эксперименты позднего творчества не всегда можно было назвать удачными.

Возможно «The Powers That B» назван так в честь хитроумного оборота, использованного рецензентом Pitchfork в обзоре «The Money Store» — но в случае с Death Grips ни в чем нельзя быть уверенными

Возможно «The Powers That B» назван так в честь хитроумного оборота, использованного рецензентом Pitchfork в обзоре «The Money Store» — но в случае с Death Grips ни в чем нельзя быть уверенными

Первая часть того самого, якобы завершающего историю Death Grips, двойного альбома «The Powers That B», нашла их как раз на пике экспериментаторства — «Niggas On The Moon» получился самой хаотичной и сложной для восприятия записью группы: здесь нет ни треков, под которые можно трясти башкой, не особо вникая в суть, ни острых панчлайнов и сокрушительных битов. Вместо этого, Death Grips на протяжении всего альбома словно пытаются найти ту точку, на которой заканчивается терпение даже самых преданных фанатов. Что им и удается примерно к середине — треки по ходу альбома смешиваются в беспорядочную кашу, где им не найти начала и конца, а повторяющиеся сэмплы, состоящие только из вокала Бьорк, быстро начинают раздражать. Даже если попытаться вслушаться в реплики МС Райда, оказывается, что за малоразборчивыми загадочными шифрами, из которых здесь сплошь состоят его тексты, ничего нового не кроется: все тот же обнаженный суицидальный монстр, в этот раз на поверку оказывается немногословным и поверхностным, зато откровенно говорит о животной природе секса (по названиям треков легко догадаться, где именно). Но в случае с «Niggas On The Moon» «плохой эксперимент» не значит «неинтересный». Худшая на данный момент запись группы все равно заставляет прослушать себя до конца — не исключено, правда, что в тщетном ожидании приятного сюрприза.  

Сторицей все воздалось на ожидаемой фанатами второй части, «Jenny Death»: грязный синтезаторный гул, живые барабаны и моментально запоминающийся хук первого же трека «I Break Mirrors With My Face In The United States» дают понять, что трио решилось на то, что до этого считало для себя зазорным и то, что было самым логичным путем из всех возможных — вернулось к проверенному звучанию времен «The Money Store» и «No Love Deep Web». И дальше в своей приверженности этому звуку «Jenny Death» как минимум не разочаровывает. На сингле «Inanimate Sensation» агрессия и харизма МС Райда бьет через край как в лучших моментах альбома-с-пенисом-на-обложке, а синтезаторы Флэтлендера напоминают звуки мотора гоночного автомобиля, способного разгоняться до невероятных оборотов в считанные секунды. Сказанное возводится в квадрат на «The Powers That B», титульном треке альбома, самом резком, возможно, со времен «Guillotine». «Turned Off» и «Centuries Of Damn» удивляют ранее неслыханным — довольно сложными гитарными партиями лидера Tera Melos Николаса Рейнхардта, которая в первом случае постепенно перетекает в жирнейший сладж, на фоне которого Райд за один трек проговаривает и делает все то, что популярный некогда жанр рэп-рок не успел за то время, пока был актуален. Альбом также не обижает ждущих от Death Grips танцевальных треков благодаря не самому очевидному в этом качестве, но странным образом напоминающем о Фаррелле Уильямсе «Pss Pss».

Две части «The Powers That B» кажутся полностью противоположными, но в этом, видимо, и заключается идея альбома как дилогии. На роль заключительного он подходит идеально — Death Grips на нем смогли ответить на два главных вопроса, которые вызывали на протяжении последних лет: «как далеко они могут зайти?» и «насколько хорошо они умеют?». Правда, сами же вызвали ещё один — выходит, что это не конец?

Где-то в Америке трое неуверенных в себе, но успешных мужчин смотрят на то, как их фанаты пытаются ответить на последний вопрос и, скорее всего, очень громко смеются. Они в очередной раз все сделали правильно.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить