перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сильный пол

Тяжелая женская доля: как работает компания женщин-грузчиков

Люди

Van Girls — «Девушки на грузовиках» — единственная в Лондоне компания по перевозке вещей с исключительно женским составом. Основательница компании Эмма рассказала «Афише» о работе в пожарной бригаде, реакции мужчин на девушку за рулем грузовика и странностях клиентов.

В России женщина за рулем такси воспринимается как нечто пикантное, хотя именно женщины, как правило, водят троллейбусы и трамваи, а иногда работают машинистами скоростных поездов. Между тем в Лондоне уже несколько лет работают бригады женщин-грузчиков, женщин-электриков и женщин-сантехников — и это не выпад в сторону сексистов, а вполне уверенный процветающий бизнес. Van Girls — это что-то вроде компании «Грузовичкофф», только пригоняют фургоны, тягают коробки и трамбуют большие коммерческие грузы только девушки. Есть ли у гендерных стереотипов насчет женщин преимущество? Да, есть: c Van Girls охотно сотрудничают музеи, галереи и частные коллекционеры. 

Эмма, основательница компании Van Girls: «Я работала в театре, занималась административными делами. Со временем стало скучно — и я решила стать пожарным. Конечно, это довольно неожиданная смена профессии для девочки: родители слегка запаниковали, но привыкли. У многих пожарных обычно есть второе занятие, потому что между сменами остается свободное время. Я решила найти подработку. Подумала, что проще всего — купить грузовик и помогать людям перевозить вещи. Ясное дело, водителем грузовика всегда представляют мужчину, но почему бы не сломать этот стереотип. 

Год я обсуждала идею с друзьями, мы дурачились и придумывали всякие смешные названия. Потом купила грузовик, покрыла его логотипами, сделала сайт и стала рассказывать о себе всем подряд. Полтора года совмещала свое дело с работой в пожарной бригаде, а потом ушла в него с головой. 

Мои родители уже пережили пять лет моей работы на пожарах, так что им уже ничего не страшно. Они, конечно, переживали: собственный бизнес — это всегда риск. А сейчас они мной очень гордятся! Мама мне даже помогала — отвечала на звонки, когда я уехала в отпуск. Это было очень трогательно, потому что клиенты догадывались, что она моя мама, по ее манере говорить.

Фотография: Tomila Katsman

Мы решили подсчитать специально для вашего интервью, сколько нас всего в компании, а то все время забываем. Сейчас нас 22. Шесть работают на полную ставку, ведь у нас всего четыре грузовика. Те, у кого свободный график, обычно работают еще где-то (кстати, среди нас много пожарных). Другие компании, занимающиеся перевозкой вещей, пытались нанять в команду женщин, но попросту не знали, где их найти. Обычно девушки долго не выдерживают в мужской команде, потому что чувствуют себя неуютно. А я не только работала в пожарной бригаде, но и играла в женской команде регби, поэтому знаю как минимум 20 девушек, сильных физически и обожающих нагрузки. Так что женщины из пожарной бригады всегда приходят работать ко мне.

Мужчины из компаний грузоперевозок пытались нас нанять, чтобы мы были женской частью их команды. Несколько раз пробовали, но как-то не срабатывались. Они всегда хотели, чтобы мы занимались исключительно упаковкой, а ведь это быстро надоедает. Хочется все-таки довести работу до конца и увидеть довольного клиента.

Люди просят, чтобы к ним присылали женщин, по разным причинам. Например, девушке нужно переехать, а у нее маленький ребенок. Или она беременна. Женщина не всегда комфортно чувствует себя наедине с незнакомым мужчиной. В таких ситуациях на помощь приходим мы.

Мы не пытаемся рекламировать себя, говоря, что женщины работают лучше и безопаснее мужчин. Просто у каждого клиента свое восприятие. У кого-то был плохой опыт с другой компанией, а кто-то просто хочет поддержать женщин, которые занимаются нестереотипным делом, — им нравится сама идея. А в целом, как мне кажется, люди считают, что женщины будут осторожнее обращаться с вещами, лучше упаковывать, присматривать за ними. А еще мы всегда чистые и не пахнем.

Фотография: Tomila Katsman

На услуги перевозки в Лондоне гигантский разброс цен. Кто-то просто покупает грузовик и таскает все в одиночку на своей спине за копейки. Конечно, по сравнению с такими ребятами наши услуги стоят дорого. Но если сопоставлять с компаниями нашего уровня, то цены адекватные. Есть и подороже. Мы не можем задирать цены: переезд — это же всего один день. Даже если перевозчик ужасный — ну и что, один раз можно и потерпеть. Мы всегда устанавливаем индивидуальную цену в зависимости от объема задачи. В среднем работа двух из нас и один грузовик стоят 75 фунтов в час плюс налоги.

Девочкам, конечно, приходится слушать всякие замечания от мужчин, но, мне кажется, им это даже нравится. Вот ты сидишь за рулем грузовика, и тут водители по соседству понимают, что ты девушка, — и глазам не верят. Я бы, кстати, с удовольствием взяла на работу мужчин (только хороших работников, конечно), только вот они особо не просятся к нам. Иногда на почту приходят всякие злые письма, но это просто смешно. Один мужчина написал: «Ну да, конечно же, следовало ожидать, что появится такая компания! Это самый настоящий бред! Вы ведь знаете, что мужчина может положить три коробки на тележку и увезти их разом, а вот вы что можете?!» Я про себя подумала: «Ничего себе, целых три коробки, да еще и на тележке». Серьезно, не знаю, откуда люди находят время на такие письма. Но это ерунда, повод для смеха.

А вот трудности в моей работе самые обычные, как и у любого человека с собственным бизнесом. Много людей, ими нужно управлять, делать так, чтобы все были довольны, следить за финансами.

Фотография: Tomila Katsman

В этом году я перенесла операцию на колене: уронила на себя очень тяжелые коробки, сама виновата. Торопилась и сглупила. Все мои работницы проходят подготовку по безопасности, это только я иногда не подчиняюсь правилам. Так что мое ранение (тьфу-тьфу-тьфу) было единственным. А так, конечно, иногда бывают синяки, но это и в обычной жизни случается. Когда таскаешь вещи, то используешь практически все мышцы. Кстати, очень женская штука — синяки на бедрах. Мы любим придержать что-нибудь тяжелое на бедре, пока открываем дверь, например, а мужчины так не делают. Еще на руках бывают синяки, когда несешь что-то тяжелое. У всех девушек специальные безопасные ботинки куча всякого оборудования для поднятия тяжестей. Многие люди из других компаний удивляются нашей изобретательности. Так что я пытаюсь делать все возможное, чтобы мои работницы были в безопасности.

Конечно, мы работаем во время месячных, а кто не работает? Легкие физические упражнения, наоборот, помогают. Поднимать вещи — гораздо лучше, чем в офисе сидеть, когда у тебя такие дни. А представляете, каково быть единственной девушкой в команде перевозчиков, когда у тебя внезапно начались месячные, а ты на работе. Не у кого попросить тампон или обезболивающую таблетку. А так мы можем и поныть, и поддержать друг друга. В пожарной бригаде я была единственной женщиной, но коллеги очень старались быть продвинутыми, поэтому у нас всегда в пожарной машине в аптечке была сумка с тампонами и прокладками.

Нам регулярно попадаются странные клиенты. Кто вообще не странный? Когда заходишь к человеку в дом и видишь его личные вещи, он чаще всего кажется тебе необычным. Никогда не знаешь, кто попадется! Мы как-то перевозили хордеров (барахольщиков. — Прим. ред.) — вот это было очень сложно. Они ничего не хотели выбрасывать, даже всякий мусор, к которому годами не прикасались. У одного из наших клиентов было очень много чучел животных, не очень-то приятно было их упаковывать и перевозить. Вообще, как мне кажется, некоторые люди — немного эксгибиционисты — специально оставляют тебе всякие очень личные вещи для упаковки. Например, гигантскую коллекцию секс-игрушек. Почему бы такое самому не упаковать?»

Ошибка в тексте
Отправить