Другие города
Как выксунские рабочие воспринимают искусство из Москвы
Корреспондент «Города» побывал на фестивале Art Ovrag в Выксе, куда съехались люди из «Стрелки», «Гаража», «Театр.doc» и других высоколобых московских институций, — и узнал у сотрудников Выксунского металлургического завода, как им все это понравилось.
Выкса — маленький город в четырех часах езды от Нижнего Новгорода. Население — примерно 60 тысяч, треть из них работает на местном металлургическом заводе. Выксунцы и выксунки живут, в общем, неплохо. Завод уже четвертый год подряд помогает организовывать местный фестиваль новой городской культуры Art Ovrag, основной куратор этого года — Олег Шапиро из бюро Wowhaus.
Принято считать, что урбанистика, уличное искусство и молодые русские группы никому не интересны за пределами двора «Стрелки». И что городские фестивали — это когда поет Бабкина и проходит конкурс поедания блинов. В Выксу же рискнули привезти мастер-классы по современному искусству «Гаража», стрит-арт представляла команда «Партизанинга», на главной площади города каждый вечер выступали группы «Наадя», EIMIC и другие герои сайта «Афиша–Волна». Театральную часть курировали Александр Вайнштейн и Елена Гремина из «Театр.doc», за еду отвечал хозяин московского бара Cervetti. «Город» узнал у металлургов, как им это понравилось.
«Я на заводе 28 лет работаю машинистом компрессорных установок. Родилась в Выксе и живу тут всю жизнь. Раньше мы в забитой глуши жили, а теперь вроде в люди выходим. У нас теперь такой тут авангард. Само искусство больно-то не понимаем, но ведь весело, хорошо и задорно, и детям нравится. Нарисовано на улицах все красиво. Для инвалидов условия сделали.
Музыку на концертах я не понимаю, но мне нравится. Я за прудом живу — там хорошо слышно, когда на площади играют. Вообще-то, я классику люблю, Моцарта, например. Из наших Варвару уважаю — она может петь и фольклор, и эстрадную музыку.
Мы все правда расстроились, когда скульптуру «Джинни» сожгли (работу американского скульптора Джона Пауэрса неизвестные сожгли весной этого года. — Прим. ред.). Не понимаю, кто это сделал, — недоросль откуда взялась. Сейчас шла — на стадионе девочку изрисовали. Думаю, у кого вообще рука поднялась. Мне это дико. Инопланетяне, наверное, сделали, которым не нравится, что нам тут так хорошо».
«Я уже пять лет работаю прорабом, мы занимаемся строительством дорог. Наша предприятие — часть Выксунского завода. И жена с заводом связана, и у нее все тендеры на заводе. За счет завода город и живет.
Местная администрация развлекает молодежь, вот фестиваль привезли, он нас тут как-то объединяет. На строительство дорог у нас спонсоров мало найдется, а вот на фестиваль находятся. Так что пусть лучше его проводят, чем ничего. Из программы мне нравится музыка и то, как город преображается, — красиво стены домов у нас разукрашивают. Вместо серых обшарпанных стен теперь у нас яркие интересные рисунки. Вот скульптуры, если честно, я совсем не понимаю — это уже на любителя».
«Я пошла на завод, как только у меня появилась возможность работать. Мне тогда лет 19 было. Сначала работала на самом заводе, теперь я менеджер. Городок у нас маленький — никогда тут ничего не было. А теперь и фестиваль есть. У нас ведь до этого не знали, например, некоторые виды танцев. Вот бальные и танец живота у нас преподают, а теперь и танго привезли. На мастер-классы по жонглированию даже взрослые ходили. Они показывают, что есть и другие варианты для работы. Вот посмотрит молодежь и может захочет в цирк пойти.
Для маленьких детей хотелось бы больше мероприятий, а то у меня их двое. Старшая пошла в музей на мастер-класс, а младшая у меня — ребенок-инвалид. Хочется занять их как-то. На концерты я пойти не смогла из-за личных обстоятельств, но музыку я люблю — Филиппа Киркорова, например. Из западных знаю и люблю старых типа Scorpions и The Beatles. Так-то я обычно слушаю «Русское радио».
Очень хотелось бы у нас в городе иметь побольше 3D-рисунков. Я в интернете видела, как их на асфальте делают. Такая красота!»
«Я специалист по пожарной сигнализации. Мы занимаемся пожаротушением и обслуживаем системы сигнализации. Жена — педагог. Из Выксы уезжать не хотим — нравится.
Я считаю, что такие фестивали должны чаще проводиться, — они нас как-то объединяют, ориентируют в сторону добра. Мы с женой и детьми везде ходим — участвуем, где можем. Были в «Гараже» на мастер-классе, а потом повели детей на жонглирование. Уличное искусство мне нравится. Может быть, мы и сами хотели бы так сделать, но не умели. На концерты я не попал, но музыку очень люблю. Слушаю Morcheeba, из более альтернативного — Animals as Leaders. Из российских групп могу назвать альтернативщиков Shokran — это стиль джент или прогрессив».
«Я рабочий, уже 15 лет на заводе. Родители тоже заводские, из Выксы. Мы с женой из музыки больше 80-е слушаем, Юрий Антонов нам нравится, а также «Чайф». Но все равно — во время фестиваля специально окошки открытыми держим, чтобы всех послушать.
Мы не всегда можем с работы уйти, но на акциях фестиваля бывали. Жаль, что работу «Джинни» какие-то вандалы сожгли. Таких людей надо однозначно наказывать. Все очень переживали. За четыре года много памятников архитектуры появилось. Уличное искусство — это, конечно, красиво, но вообще хотелось бы в городе больше порядка».