Итоги нулевых 20 пьес 2000-х
Главные театральные тексты десятилетия — и их лучшие постановки.
1. «Гамлет» Уильяма Шекспира
Главная пьеса мирового репертуара была впору девяностым: тогда Гамлета играли Евгений Миронов и Константин Райкин. В нулевых Гамлета играли актеры, имена которых вам ни о чем не скажут: очевидно, человек в нулевых измельчал.
2. «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова
«Новая драма» десять лет самоопределялась — заодно ли она с театром, какой он есть, или против него. В конце концов один из самых талантливых, Вячеслав Дурненков, определился — и выдал пьесу о двух семьях, схлестнувшихся насмерть, когда встала дилемма: подыхать с гордо поднятой головой или жить по законам нового времени. Ровно так же две лучшие постановки «Экспонатов» — омский спектакль Дмитрия Егорова, выдержанный в традициях реалистического театра, и прокопьевская постановка Марата Гацалова, которая выглядит модным европейским спектаклем, — схлестнулись между собой на театральных фестивалях.
3. «Вишневый сад» Антона Чехова
В 1904-м Станиславский поставил ее как реалистическую элегию, и Чехов был недоволен — он считал пьесу комедией. Но мхатовский стиль был канонизирован, а к середине века превратился в замшелую традицию. В 70–80-х театр взялся ее оспаривать, и пьесу ставили резко, как трагикомедию, подпуская прозрачные антисоветские намеки. Во весь голос о «России, которую мы потеряли» заговорили в девяностых. В нулевых же родился великий спектакль — шестичасовая постановка Эймунтаса Някрошюса с Людмилой Максаковой, Евгением Мироновым, Алексеем Петренко и Ингой Оболдиной. За нагромождением метафор в нем читалась метафора глобальная — про потерянный рай.
4. «Дядя Ваня» Антона Чехова
«Дядю Ваню» всегда играли как пьесу о кризисе среднего возраста. Римас Туминас год назад поставил ее в Вахтанговском как пьесу о прошлом, которое, стоит ему довериться, уничтожает будущее. К Войницкому, в грандиозном исполнении Сергея Маковецкого, являются тени из прошлого, чтобы вконец измучить и увести с собой.
5. «Изображая жертву» братьев Пресняковых
Братья Пресняковы написали, а Кирилл Серебренников поставил, а потом снял «Гамлета» новейшей истории. У Пресняковых Валя, за мелкий прайс изображающий жертву во время следственных экспериментов, не умеет связать двух слов. Вместо него о «распавшейся связи времен», как умеет, рассуждает капитан милиции, по совместительству тень Валиного отца. Его вопль «Вы откуда, на х…, прилетели сюда?!» в нулевых стал исчерпывающей характеристикой отношений отцов и детей.
6. «Ксения. История любви» Вадима Леванова
Валерий Фокин, реформировавший питерскую Александринку, пришел туда с новой пьесой. Для тольяттинца Вадима Леванова, воспитавшего Клавдиева и братьев Дурненковых, это была первая постановка на большой сцене за 40 с небольшим лет жизни.
7. «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха
Мартин МакДонах пишет об ирландской провинции, поразительно похожей на Россию, вместе с ее провинцией и обеими столицами. В нулевых его пьесы, и самая популярная — про калеку Билли с богом забытого острова — пожаром шли по сценам России, а одной из них — пермскому театру «У моста» — постановки МакДонаха составили не просто репутацию, но более того — славу. Слух об этом дошел до МакДонаха только в конце 2010-го — судя по тому, что тогда он впервые взялся взыскать с театра авторские права.
8. «Жизнь удалась» Павла Пряжко
В лидера нового поколения «новой драмы» минчанина Пряжко влюблены все молодые режиссеры. Михаил Угаров поставил Пряжко адекватней всех. Его спектакль — о жизнедеятельности, которая всегда «удалась» и которую по ошибке называют жизнью.
9. «Братья Ч.» Елены Греминой
В стране, где играют преимущественно Чехова, не было пьесы про самого Чехова. Елена Гремина написала ее для постановки в Театре Станиславского в 2010 году. В ней Чехов еще молод, здоров и еще очень остро помнит, что значит «выдавливать из себя раба по капле».
10. «Кислород» Ивана Вырыпаева
«Кислород», который Вырыпаев вместе с Ариной Маракулиной сыграл в «Театр.doc» в 2002-м, называли манифестом поколения нулевых, из чего можно сделать вывод, что поколение влеклось одновременно к страшному, красивому и непознаваемому. С тех пор Вырыпаев чрезвычайно талантливо выражает одно через другое, другое через третье.
11. «Я, пулеметчик» Юрия Клавдиева
Юрий Клавдиев — воин городских окраин, у которого в настоящем питерская прописка, а в прошлом — Тольятти, «групповые драки, торговля краденым, наркотиками, работа главным редактором, спекуляции валютой, игра в группах, шаманизм». Лучшее из написанного — монолог «Я, пулеметчик» от имени братка, ощущающего свое родство с воевавшим дедом.
12. «Номер 13» Рея Куни
В 2001-м один знакомый британец был поражен, увидев на афише МХТ имя Куни: автор легкомысленных английских комедий оказался на афише главного театра России, который тогда под руководством Олега Табакова интенсивно реформировался. Но факт есть факт, и вслед за МХТ в ту же сторону в нулевых реформировался весь российский театр. Сейчас Куни есть в репертуаре едва ли не каждого крупного театра, и не скажу про британца, а переводчик Михаил Мишин сделал на нем состояние.
13. «Пластилин» Василия Сигарева
Пьеса Василия Сигарева про замученного мальчика, а в конечном счете про худший из миров, в который новичкам не имеет смысла приходить. Когда Сигарев получал за нее в Лондоне премию Лоренса Оливье из рук Тома Стоппарда, тот сказал, что если бы сейчас был жив Достоевский, его звали бы Сигаревым. Кирилл Серебренников поставил «Пластилин» в такой жизнелюбивой оптимистической манере, что получился спектакль о лучшем из миров, который новичкам имеет смысл как следует перетряхнуть.
14. «Кухня» Максима Курочкина
Максим Курочкин к началу нулевых был известен как юный гений, но все его пьесы проваливались на сцене. Олег Меньшиков предложил ему написать что-нибудь веселое, чтобы можно было петь и бить степ, но Курочкин не таков, чтобы писать под ногу. Меньшиков получил от него ни много ни мало — версию легенды о нибелунгах. Так зимой 2000 года Меньшиков стал Гюнтером.
15. «Облом-off» Михаила Угарова
Михаил Угаров написал свою версию гончаровского «Обломова» по заказу Олега Ефремова, когда тот еще был жив. Обломов был похож на самого Угарова — стоик, сложивший над головой руки домиком, не пожелавший взрослеть, в то время когда ровесники превращались в чертовски деловых людей. Но пьеса лежала во МХАТе без дела, поэтому в 2002-м драматург взял, да и перепрофилировался в режиссеры — поставив в казанцевском Центре драматургии и режиссуры один из главных спектаклей нулевых.
16. «Док.тор» Елены Исаевой
Елена Исаева записала монолог астраханского врача о мытарствах по поселковым больницам без инструментов и лекарств. Тот доктор давно эмигрировал, а пьеса встала в один ряд с булгаковскими «Записками на манжетах» и чеховской «Палатой №6». Кроме того, на этой документальной пьесе Владимир Панков отточил придуманный им синтетический жанр саундрамы и сколотил свою труппу.
17. «Терроризм» братьев Пресняковых
Пьеса про бытовой терроризм, с которой началась карьера Кирилла Серебренникова в МХТ и непрерывное путешествие братьев Пресняковых по миру на свои премьеры. В 2005-м, когда журнал «Афиша» провел фестиваль их пьес и опубликовал роман «Убить судью», британские агенты Пресняковых подсчитали, что их пьесы ставят в мире чаще, чем русского драматурга номер один А.П.Чехова.
18. «Час восемнадцать» Елены Греминой
Первая и единственная политическая пьеса нулевых. Поводом к ней послужило дело юриста Сергея Магнитского, умершего в Матросской Тишине. Дело имело резонанс и привело к каким-никаким переменам в пенитенциарной системе. Свой вклад внес и спектакль Михаила Угарова в «Театр.doc», представляющий из себя театрализованный суд над судьями, тюремщиками и врачами. Гремина написала пьесу на основе десятков интервью и материалов Общественной наблюдательной комиссии Валерия Борщова.
19. «Берег утопии» Тома Стоппарда
Трилогия Тома Стоппарда про Бакунина, Герцена, Огарева, Белинского, Тургенева, о переплетении их личных судеб с судьбой России и Европы, а в конечном счете про метаморфозы либеральной мысли. Первыми ее поставили англичане, потом американцы, а только затем пьеса появилась в России, в Молодежном театре. С тех пор спектакль Алексея Бородина идет по выходным единым блоком, три спектакля в один день, и это редкий спектакль нулевых, который не только стоит, но и нужно видеть.
20. «+1» Евгения Гришковца
В бурные девяностые, если бы кто-то заговорил со сцены о частном и незначительном, его бы не поняли. Театр — форум, территория крупных героев и больших тем. Гришковец мог появиться только в начале нулевых. Десять лет спустя в спектакле «+1» он по-прежнему выговаривает себе право ничем не отличаться от своего зрителя и при этом чувствовать себя уникальным. По-существу, он делал это и десять лет назад, только теперь — с большой убежденностью и в самых больших театральных залах.
- Уильям Шекспир
- Евгений Миронов
- Михаил Угаров
- Иван Вырыпаев
- Василий Сигарев
- Мартин Макдонах
- Олег Меньшиков
- Константин Райкин
- Марат Гацалов
- Том Стоппард
- Кирилл Серебренников
- Олег Табаков
- Лоренс Оливье
- Владимир Панков
- Римас Туминас
- Сергей Маковецкий
- Алексей Бородин
- Юрий Клавдиев
- Сергей Магнитский
- Алексей Петренко
- Антон Чехов
- Арина Маракулина
- Вадим Леванов
- Валерий Фокин
- Вячеслав Дурненков
- Дмитрий Егоров
- Елена Исаева
- Людмила Максакова
- Максим Курочкин
- Михаил Мишин
- Олег Ефремов
- Павел Пряжко