перейти на мобильную версию сайта
да
нет

None Дугаев о секретном главном редакторе фейсбука

архив

Месяц назад на фейсбуке у меня было триста друзей, а теперь семьсот сорок девять. И все потому, что я потратил четверть часа на подтверждение всех запросов, которые накопились за два года. Кого там только нет. Студентки МГИМО. Коллеги из-за стены. Борец за права человека из Ирана. В общем, полная коробочка.

Это великое бремя — иметь столько друзей. Большая часть рабочего дня теперь уходит на то, чтобы нажать кнопку Hide для выноса из ленты людей, о которых я никогда не слышал. Зачем тогда было дружить? Потому что фейсбук перестал быть средством для гарантированной доставки корреспонденции людям, чей почтовый адрес трудно достать, и превратился наконец в инструмент распространения информации. Фейсбук теперь и есть наш самый главный личный сайт, наш хоум-пейдж, наше собственное маленькое издание. Странно же не давать читать свое издание незнакомым людям.

Но это лишь часть истории. Что все эти блоги и социальные сети — на самом деле массмедиа, понятно давно. Другой вопрос — на что эти массмедиа похожи? Например, в эпоху ЖЖ социальные новости скорее напоминали биржевой телеграф: все записи выстраивались в хронологическом порядке. «Одноклассники» — с кучей разложенных по полочкам фотографий — были журналом Hello. В фейсбуке же мы пишем друг для друга одну глобальную газету. Газета эта выходит не­сколько раз в день, до крайности инфантильна и состоит в основном из того, что когда-то на­зывалось в «Афише» настроенческими пуками. Называется газета Top News, или, в русской версии, «Популярные новости».

 

 

— «Ставил ли Иванов Петрову «лайки»? Писал ли Петров Иванову письма? Есть ли фотографии, на которых от­мечены оба героя? Состоят ли Иванов и Петров в браке или у них все сложно?»

 

 

Передовица этого издания составляется автоматически. В настоящей газете сидит редактор, который решает, что пойдет в номер. В фейсбуке есть масонский алгоритм, который хранится за семью засовами в подземном бункере под охраной пятнадцати ниндзя. Чтобы определить, достойно ли сообщение Петрова «Вышел за пивом» попасть в «Популярные новости» Иванова, он использует множество таинственных факторов. Ставил ли Иванов Петрову «лайки»? Писал ли Петров Иванову письма? Есть ли фотографии, на которых от­мечены оба героя? Состоят ли Иванов и Петров в законном браке или у них все сложно? Алгоритм ведет себя, как Грейдон Картер в лучшие годы Vanity Fair: никто в точности не знает, какие ­процессы происходят в этой лохматой голове.

Жители фейсбука тем временем находятся в положении стрингеров, которые пыта­ются пропихнуть свою заметку в свежий номер. Дугаев-пресс, Зель­венский-ньюз, РИА Сапрыкин. Иногда с помощью друзей и знакомых у наших записей получается пробиться на передовицу. Иногда лучшие статусы на свете от­правляются в мусор необлайканными. Вроде бы чем больше друзей, тем выше шансы на то, что запись бу­дет мозолить глаза десяткам и сотням юзеров. Но даже в этом я, ­честно говоря, не уверен.

Зато уверен вот в чем: мы с вами играем тут не в гражданинов Кейнов, а в Ларри Флин­тов. Газетенка у нас получается бульварная. Наверх поднимаются не важные новости, а, как и было сказано, популярные. Собственно, в этом и заключается секрет фейсбука. Сиськи здесь на диком топе, юмор важнее политики, а «С миру по нитке» — вечная системообразующая рубрика. И я, заметьте, не оцениваю, хорошо это или плохо. Я просто говорю вам: добавьте меня поскорее.

Ошибка в тексте
Отправить