«Как, разве он не умер уже давно?» — это не про Нимейера. Ему хоть и было 104 года и самые известные его здания были построены полвека назад, все знали, что он не просто жив, а даже и работает — один из последних его проектов, культурный центр в Авилесе, был открыт только прошлой весной. Все восхищались и его долголетием, и последовательностью — живой классик, никаких заигрываний с модой.
-
Церковь святого Франциска, построенная в 1940 году, стала одной из первых работ Нимейера — хоть он и был атеистом, но заложенные в христианстве ценности были ему близки
Фотография: wikimedia.org
1/5
-
Начатое в 1957-м и законченное только десять лет спустя 38-этажное жилое здание было рассчитано на 5000 жильцов и даже получило собственный почтовый индекс. На первых этажах — бизнес-центр, магазины и даже церковь
Фотография: wikimedia.org
2/5
-
Официальная резиденция президента Бразилии была построена в 1958 году в столице страны, в которой Нимейер построил несколько правительственных и общественных зданий. Сама столица, которую проектировал наставник Нимейера, архитектор Лусио Коста, оказалась скорее неудачей, чем воплощением идей социальной справедливости, да и к власти в стране меньше чем через 10 лет пришли военные, и Нимейеру пришлось уехать, но здание с прозрачной стеклянной стеной и водой вполне соответствует своему неофициальному имени — «Дворец зари»: это цитата из речи президента Жуселину Кубичека, который назвал построенную столицу «зарей нового дня Бразилии»
Фотография: wikimedia.org
3/5
-
Здание Конгресса, двухпалатного парламента страны, было построено в Бразилиа в 1958 году: полусфера слева — для сенаторов, представителей бразильских штатов, правая — для депутатов, а в башнях по центру работает аппарат Конгресса. Несимметричное, но уравновешенное здание как будто говорит о том, что в нем должны приниматься только очень мудрые решения
Фотография: wikimedia.org
4/5
-
Министерство иностранных дел в Бразилиа (1962) — сочетание арок и воды, знакомое по президентскому дворцу — Нимейер старался сделать правительственные здания и внушительными, и демократичными
Фотография: wikimedia.org
5/5
Белые здания на ярко-голубом фоне неба стали не только символами Бразилии, но и, может быть, единственными памятниками модернизма, не подверженными ревизии. Утопические социальные идеи, бывшие неотъемлемой частью модернизма, были скомпрометированы самими попытками их воплощения, чаще всего неудачными. Но архитектура Нимейера, который никогда не переставал быть коммунистом, — это всегда обещание лучшего, которое выполняется здесь и сейчас, на наших глазах, а не в будущем, которое так и не настает. Пластика его архитектуры — Нимейера часто упрекали в том, что он работает как скульптор, а не как архитектор, — настолько благородна и величественна, что ощущение гармонии приходит немедленно. Гуманизм, человеческое достоинство оказываются функцией от пропорции, они заложены в самом силуэте и потому считываются сразу, и не надо знать, «что хотел сказать архитектор» и были ли справедливы его представления об обществе.
-
Музей в Куритибе открыли в 2002 году, потом слегка перестроили и открыли еще раз — тогда архитектору было 95 лет и музей решили назвать его именем
Фотография: wikimedia.org
1/6
-
Музей современного искусства в городе Нитерой построен в 1991 году. Есть версия, что Нимейер действительно имел в виду НЛО, когда придумывал музей
Фотография: wikimedia.org
2/6
-
Концертный зал в Сан-Паулу был закончен в 2005 году — игривый красный козырек говорит о том, что Нимейер не стоял на месте и следил за современной архитектурой
Фотография: wikimedia.org
3/6
-
Национальная библиотека им. Леонеля де Моуры Бризолы в Бразилиа была открыта в 2006 году
Фотография: dircinha/flickr.com
4/6
-
Международный культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе, в Испании, закончен в 2011 году — собрание всех возможных форм
Фотография: woody_/flickr.com
5/6
-
Высший электоральный суд — специальное учреждение, призванное решать споры, связанные с выборами. Здание строгое и даже мрачное построено в 2011 году
Фотография: wikimedia.org
6/6
Конечно, все это случилось уже давно, и Нимейер не был активным участником архитектурного процесса. Интерес к социальным функциям архитектуры падал и возвращался несколько раз, и он не принимал участия в полемике. Но каждый студент-архитектор, открывая для себя Нимейера, начинает верить в то, что у архитектуры есть и сила, и право менять жизнь, и делать ее лучше и справедливее. А не архитектор чувствует, что его жизнь стала лучше и что и сам он уже стал справедливее, — потому что других таких белых зданий, говорящих просто и ясно о том, что хорошо и что плохо, да к тому же стоящих на фоне такого голубого неба, в мире нет. И больше не будет.