Вышедший 28 июля альбом стал большим возвращением Трэвиса Скотта — его прошлый релиз «Astroworld» вышел еще в 2018 году. С тех пор Трэвис успел укрепиться в роли модного инфлюэнсера: он сотрудничал с «Макдоналдсом» и помогал с промо пятой PlayStation, его коллабы с Nike раскупаются моментально, следующий выходит в этом году. Параллельно Трэвис разбирался с личной жизнью, сходясь и расходясь с Кайли Дженнер. В итоге пара окончательно рассталась вскоре после рождения второго ребенка.
А в 2021 году Трэвис Скотт стал главным героем жуткой трагедии: в давке на фестивале Astroworld во время его выступления погибли минимум десять человек. После этого он надолго пропал из медиапространства, вернувшись туда только в 2022 году — как раз с первыми предвестниками нового альбома.
Антон Савенко и Леша Горбаш провели вечер, обсуждая «Утопию». По изначальному плану Савенко должен был объяснять, чем альбом хорош, а Горбаш занять позицию душнилы и рассказать, что с «Утопией» не так. А в итоге у них получился подробный диалог о новом альбоме, всей дискографии Скотта, месте Трэвиса в музыкальном мире и следующих больших новаторах.
Автор телеграм-канала «А можно потанцевальней?»
Автор телеграм-канала «Край ми айривер т30»
Точка входа в «Утопию»
Горбаш: Я когда ехал домой и слушал альбом, подумал, что загнал себя в угол: ругать Трэвиса Скотта — это в любом случае сложно. Понятное дело, что он звучит великолепно, каждый звучок продуман и впечатляет, и так далее. Плюс здесь эта вечно подкупающая меня тема, когда в первой части альбома собрано почти все самое мощное. Если выбросить «Thank God», то получатся три идеальных трека. «Hyaena» и «Modern Jam» отличные, а «My Eyes», вероятно, в итоге осядет в плейлисте как один из любимых его треков.
Савенко: Потрясная вещь, правда. Как минимум потому, что такого Трэвиса мы еще не слышали. Посетить тот самый межгалактический парк аттракционов из поп-бестселлера Astroworld нас звал амбициозный мальчик-фантазер, затеявший выпустить лучший альбом в карьере и по ходу дела совершить еще парочку революций в жанре. А вот купить билет в «Утопию» нам предлагает надломленный тридцатидвухлетний мужчина, который все еще хвалится своим лайфстайлом, но при этом не скрывает горечь в заавтотюненном голосе.
Но я тоже могу и поругать. Трэвис — не примерный рэпер-текстовик, строчки которого расходятся на цитаты, вызывают бурные обсуждения в сети и разбираются на Genius. Такое тут есть, но совсем немного — то слив от «Грэмми» вспомнит, то таблоидного бойфренда своей бывшей подденетПо слухам, Кайли Дженнер встречается с актером Тимоте Шаламе. В треке «Meltdown» Трэвис читает, что у него «есть шоколадная фабрика Вилли Вонки». В 2023 году должен выйти фильм о Вонке с Шаламе в главной роли., то вспомнит про погибших детей со злосчастного фестиваля Astroworld. Все-таки Трэвис лучше передает эмоции с помощью громких подавляющих синтезаторов Майка Дина, чудом выкопанных семплов, а также суперзвездных гостей и продюсеров — и на «Utopia» он с первого трека накрывает слушателей чернушной атмосферой одиночества, разочарования и боли. Где раны после трагедии на фесте все никак не затянутся, хиты писать совсем не хочется, а необходимой помощи в виде любящей жены нет рядом.
Горбаш: Кайф! Но я под конец понял, что меня все-таки смущает в нынешнем Скотте. Он как артист не разгоняется на полную: все треки как будто загрузились на 85%. Да даже если взять «Hyaena»: битло качает, кажется, сейчас Трэвис должен во второй половине куплета разогнаться — а он остается в той же точке и не дает огня там, где это можно сделать. У меня после него сразу появилось желание включить «United in Grief»Вступительный трек прошлого альбома Кендрика Ламара «Mr. Morale & The Big Steppers». , потому что Кендрик там как раз разгоняется. А здесь у Трэвиса начинается второй куплет, где он по мелодизму угорает. Я думаю — во, пошлó! — а его хватает на пару строчек, и он снова перестраивается на свой стандартный бубнеж.
Кто такой Трэвис Скотт
Савенко: Тут мы говорим про Трэвиса-рэпера, но он ведь совсем не рэпер. Точнее, он дорос до нормис-уровня. Выше — это уже Кендрик, J.I.D, Фредди Гиббс, Pusha T. Да тот же A$AP Rocky, который банально лучше читает…
Горбаш: Ну а кто он? Это Metro Boomin не рэпер.
Савенко: Ты в крайности уходишь! Он продюсер-рэпер, конструктор, человек-настроение. Его сила совсем не в рэпе, а в умении донести свой муд через звучок и по пути несколько раз удивить постановкой всего действия. Не зря же он еще и в режиссеры подался!
Горбаш: Или вот взять «Modern Jam». Все супер, но это буквально «Yeezus» на минималках. Или проект трека Канье «Stronger» грузился, буквально оборвался из‑за плохого интернета, пришлось собирать из того, что есть.
Савенко: Вот здесь я соглашусь, потому что меня в альбоме смущает его вторичность относительно всего. Это «Yeezus», «Rodeo», «Blonde», «Yandhi»Так и не вышедший студийный альбом Канье, несколько треков с которого вошли в «Utopia». . Трэвис ну вообще ничего нового не предложил — в смысле вообще. Даже там, где можно было интересно поиграться с гостями, например привлечь крутых неочевидных фрешменов, он обошелся только Teezo TouchdownТехасский артист, балансирующий на грани южного рэпа и пения высоким голосом. и Rob49. Как будто за пять лет он словил жесткий творческий кризис и обратился к старым демкам. Или проверенным чувакам — а-ля VegynБританский продюсер, известный в первую очередь по работе с Трэвисом Скоттом и Фрэнком Оушеном. , который сделал две из пяти, наверное, лучших песен на альбоме.
Горбаш: Тизо ****** [мощь]! Я сперва вообще подумал, что он кого‑то из легенд прог-рока затянул.
Савенко: Очень крутой!
О фитах
Горбаш: Хочется проговорить, какой здесь мерзкий Дрейк. Во-первых, кем вообще надо быть, чтобы прыгать на Фаррелла. Во-вторых, отвечать Pusha T спустя пять лет — и угрожать при этом какими‑то шутерамиВооруженными стрéлками..
Савенко: Я бы вообще Дрейка вынес за скобки. Потому что это суперстранный выпадВ треке «Meltdown» Дрейк читает, что бренд Louis Vuitton потерял в актуальности с приходом Фаррелла Уилльямса. Также канадец возрождает конфликт с рэпером Pusha T. Их биф был громким рэп-событием 2018 года и стал одним из локомотивов промо альбома Дрейка «Scorpion». При этом сам Фаррелл технически присутствует на альбоме: он спродюсировал трек «Looove». . Еще и с битом от Фаррелла на альбоме. Типа, Трэвис, ты че? Как‑то совсем не «I’m loyal, bitch».
Горбаш: Из фитов еще Бейонсе понравилась.
Савенко: А мне нет. Но мне и [прошлогодний альбом Бейонсе] «Renaissance» не понравился. Точнее, я не проникся.
Горбаш: Мне тоже, но во многом потому что Бей там пыталась быть близко к народу. А я в случае таких артисток в это не могу верить. А здесь как раз все про ультрабогатство — и для меня работает.
Горбаш: Если выбрать пять лучших фитов на «Утопии», у меня так будет:
- Teezo Touchdown,
- Kid Cudi,
- Beyonce,
- Yung Lean,
- Bon Iver.
Савенко:
- Sampha,
- Тeezo Touchdown,
- Playboi Carti,
- Rob49,
- Yung Lean.
Лучшие и худшие треки
Горбаш: Из того, что не зашло, — это «K-Pop». Какая‑то бессовестная халтура. И обратное впечатление — это «Looove» с Кади. Вот уж где синергия у людей. Там Трэвис как раз превращается из человека-конструктора в рэпера, а Кади свое добирает, потому что ему в кои-то веки крутое музло дали.
Савенко: А мне «K-Pop» норм, обычный поп-тречок, но в альбоме он не нужен, это правда. У меня любимые песни такие:
- «My Eyes»,
- «Fein»,
- «I Know?»,
- «Topia Twins» — этот припев Трэвиса и куплет «местного Олблака» Rob49,
- «Parasail»,
- «Telekinesis».
Горбаш: У меня пока так:
- «Hyaena»,
- «Modern Jam»,
- «My Eyes» — этот бит-свитч,
- «Fein»,
- «Delresto»,
- «Looove».
Трэвис Скотт все еще не текстовик — но это нормально
Горбаш: Моя любимая строчка у Трэвиса — это «No that wasn’t my girl, that’s just a hobby» (в переводе с английского «Не, это не моя девушка, это просто хобби». — Прим. ред.) c «The Ends» с Андре 3000. Мне и на «Утопии», скорее, нравится всякая пафосная чушь: «This shit punk, put it on the bible, I like a bi girl on a bicycle» («Это панк, добавьте его в Библию, люблю девушек-би на великах». — Прим. ред.). А тебе что зашло?
Савенко: Так и не вспомню. Я больше цепляюсь за полноценные истории. Мне вот поэтому понравилась «I Know?». Прямо поверил в этого Трэвиса, дрейфующего на эмоциональном дне.
Горбаш: Забавно, что по музлу это одна из самых скучных песен на альбоме. В этом плане жаль, что он не умеет совмещать музыкальную сложность с вовлекающими историями. Или осознанно не делает этого? Либо одно, либо другое.
Проблема статуса и ожиданий
Горбаш: Я про это частично в телеге писал: мол, Трэвис не может сейчас предложить ничего нового, потому что существует в индустрии, которая на фундаменте его музла стоит. «My Eyes» при всем великолепии отличный пример: это же буквально сиквел песни Фрэнка Оушена «Nights».
Савенко: Замкнутый круг. Вот приходит BNYXАмериканский продюсер, получивший широкую известнсть после работы с рэпером Yeat. из Working on Dying. Бери и делай новый звук для Трэвиса — но он просто делает еще один стандартный бит для Трэвиса. Или еще с Янг Лином — там тоже Vegyn и тоже звук «Blonde».
Понятно, мы жалуемся от хорошей жизни, потому что все эти песни крутейшие. И спасибо, что выпустили «Telekinesis», который изначально должен был войти в альбом Канье Уэста «Yandhi», потому что Трэвис там как боженька. Но! Вот эта версия звучит круче раза в полтора.
Горбаш: Мне кажется, если новый альбом Трэвиса Скотта даже по первым впечатлениям не звучит как его лучший альбом, такую работу нельзя назвать на сто процентов удачной.
Савенко: Нет! Ну это тейк из серии «И этого мы ждали пять лет?».
Горбаш: Но ведь и правда ждали.
Савенко: Имеется в виду «не оправдал пятилетнего ожидания».
Горбаш: А, вот тут уже я не соглашусь. Дело не в пятилетнем ожидании, а в том, что планка «Астроворлда» точно не поднялась. Осталась на том же уровне или припала — уже дискуссионно как раз. Мне вот кажется, что припала.
Савенко: Припала, это точно. Но и альбом другой — намеренно нехитовый, скорее для фанатов старого Трэвиса, чем для фанатов «Астроворлда». Вот я бы хотел сравнить его с [альбомом Канье Уэста] «808» после «Graduation», но вот затык: Трэвис здесь не предложил ничего нового. Хотя тоже альбом, где главный герой прям страдалец-страдалец.
Горбаш: Для меня очень сильная параллель с «Пабло». Который тоже отличный альбом, но новаторство официально закончилось.
Савенко: Короче, «Utopia» = «Donda» + «The Life of Pablo».
Трэвис Скотт больше не новатор. А кто тогда?
Горбаш: И тут всплывает вопрос. А кто теперь за новаторство будет отвечать? Teezo? Lil Yachty? Yeat?
Савенко: Baby Keem. Все еще Tyler, The Creator.
Горбаш: Тайлер и правда новый КаньерреллКанье Вест + Фаррелл Уилльямс. Который развивается и меняется, не роняя планку, 10+ лет.
Савенко: Ну и смотри. Мы же не про новаторство скорее. А про чуваков которые будут делать большие межжанровые альбомы-события. Новаторы — это сравнительно небольшие артисты-ролевики, которые будут подсвечивать какие‑то свежие идеи, а эти «звезды» будут на их базе делать большие альбомы. Тот же Yeat подсветил BNYX. Пришел Трэвис и пригласил его на альбом. Westside Gunn — пришел Тайлер и взял его звук.
Горбаш: Жду фита Тайлера с «Союзом»!
Савенко: Лол, а я тогда жду, когда Тайлер выпустится на «Союзе»!
«А когда я поеду в Египет?»: промо «Utopia»
Горбаш: Надо сказать, что у «Утопии» было крутое промо! И в плане того, что интригу вокруг альбома отлично навели, и шумиха с ЕгиптомВ Египте должна была пройти презентация альбома «Utopia», которая то отменялась, то заново анонсировалась. В итоге ее так и не удалось провести. , и этот треклятый чемоданчикПоследние месяцы Трэвис Скотт регулярно появлялся на публике с чемоданом с брендингом «Utopia». Так он постоянно носил с собой альбом, над которым работал. .
Савенко: Трэвис нас научил, что умеет делать простое, но очень виральное промо (чемоданчик) плюс не очень простое, но эффектное (типа огромных тотемов с динамиками в техасской Утопии). Но самая интересная часть (как оно часто бывает, всплывшая по независящим причинам, а если и спланированная заранее — то браво) — это переносы презентации. Вполне соответствует альбому, который тоже совсем не идеальный.
Горбаш: Еще нравилось, как он поступательно все делает. Когда интернет-шум вдруг перенесся на биллборды в Штатах — и вот уже понятно, что альбом и правда скоро, а не как у ФрэнкаПоследний на сегодня альбом Фрэнка Оушена «Blonde» вышел в 2016 году. С тех пор американский артист периодически появляется в инфополе с расплывчатыми намёками на новую музыку, но до сих пор выпустил буквально несколько треков. .
Савенко: Люди в команде Трэва не зря едят свой хлеб. Интересно, как альбом будет раскрываться дальше. Например, тот же фильмК релизу альбома Трэвис Скотт снял фильм «Circus Maximus» совместно с компанией A24, выпустившей, например, фильм «Все, везде и сразу», главный триумфатор «Оскара» 2023 года. — ну это прямо уникальная темка. Видеоальбомы были, концертные фильмы были, какие‑то псевдотрейлеры-фильмы тоже были. А тут все вместе — с нереальным составом режиссеров-визионеров и при поддержке самой модной киностудии момента А24. Я глянул экранку — прикольно в концепте, а выполнено странно. Надо дождаться качества и уже полноценно заценить.
Почему «Utopia» — ключевое музыкальное событие года
Савенко: Но альбом обсуждать интереснее, чем промо. Оно ожидаемо классное. Люди просто умеют — и все. А альбом вызвал очень бурные обсуждения. Не как у Lil Uzi Vert, когда все послушали и забыли, тут прямо спорят. Если зайдешь в комменты к моему последнему посту, заценишь. Люди готовы до последнего объяснять, что «вы заколебали сравнивать его с „Yeezus“», «„Rodeo“ лучше!» или «„Utopia“ — топ!». Кайф же.
Горбаш: Кстати да, это тоже говорит о его важности. Думаю, это самый естественный способ продлить жизнь альбома в сегодняшних реалиях, когда релизы вылетают пачками каждую пятницу. Здесь же о нем точно будут говорить еще минимум пару недель. А потом еще и фильм выйдет, чтобы запустить новый круг обсуждений. Это точно не главный альбом 2023 года, но явно главное музыкальное событие.
Рейтинг всех альбомов и микстейпов Трэвиса Скотта
Савенко: Еще хочу поругать Трэвиса за содержание альбомов. Он же всегда начинает за здравие, а продолжает *** [хрен] пойми за что: история мальчика-бунтаря на «Rodeo», концепт парка аттракционов из детства Трэвиса на «Astroworld», терапия на «Utopia». Например, на новом альбоме он как будто повторил концовку «Donda». Только там Бог, а здесь Future.
Горбаш: А это в целом проблема всей карьеры, да. Как у нас Pharaoh кто‑то ругает за то, что у человека примерно ноль от и до великих альбомов (я не согласен, потому что «Pink Phloyd» как раз такой).
Савенко: А куда ты поставишь «Утопию» в топе альбомов Трэвиса? У меня так:
- «Days Before Rodeo»,
- «Astroworld»,
- «Utopia»,
- «Birds in the Trap Sing McKnight»,
- «Rodeo»,
- «Owl Pharaoh».
Горбаш: Вот тут сложно. Потому что у него все альбомы с ******** [замечательными] хайлайтами, а цельно все вызывают ощущение «ну хорошо, че». Наверное, вот так пока:
- «Days Before Rodeo»,
- «Astroworld»,
- «Utopia»,
- «Owl Pharaoh»,
- «Birds in the Trap Sing McKnight»,
- «Rodeo».
Оценки
Горбаш: 6/10
Я понял, что я больше кайфанул как раз от обсуждений альбома, чем от него самого. Унесу в плейлист несколько песен и забуду про релиз в целом, но к дискуссиям наверняка буду возвращаться и дальше. А это часто ценнее самой музыки.
Савенко: 7,5/10
Вся критика — от слишком хорошей жизни, где мы просим артистов не только писать хорошие песни, но еще и удивлять новыми фишками и с каждым релизом делать еще круче. Читал пост одного человека, который вообще ничего не ждал от Трэвиса — и ему очень понравился альбом. У меня схожие ощущения.