Выпускники курсов LUDI в среднем сдают ЕГЭ на 86 баллов из 100, причем каждый третий набирает более 90. По просьбе «Афиши Daily» основатели курсов Илья Созонтов и Андрей Гречко рассказали, что такое методика «перевернутого класса» и как Оксимирон и онлайн-игры помогли сдать экзамены в этом году.

Старт бизнеса: школам не нужны новые идеи

Илья Созонтов: В феврале 2015 года я ушел из маркетингового агентства, завершив работу в крупном проекте «ФэнтазиГрад» — детском образовательно-развлекательном парке формата «город профессий». Небольшой командой мы придумали фантастический город на несколько тысяч квадратных метров с домиками-павильонами, где дети могли изучать современные профессии, выполняя при этом интересные задания и квесты.

Маленькая девочка садилась рядом со мной, брала карандаш и начинала с умным видом рисовать каракули. Большой разницы между нашими конспектами я не видел

После такого большого проекта мне захотелось применить свой опыт в школьном образовании, и я отправил резюме в 50 московских школ. Итог: 50 отказов. Позднее знакомые учителя объяснили, что крупные проекты в моем резюме могли отпугнуть школьную администрацию.

Спустя два месяца я встретил будущего партнера, социолога Андрея Гречко, и мы решили сделать собственный образовательный центр. Обсуждая концепцию будущего центра с Андреем, мы сразу договорились, что наша цель — создать систему подготовки к ЕГЭ, основанную на современных и эффективных методах.

Лекции и детские каракули

Илья Созонтов: В старших классах в родном Кирово-Чепецке я ходил к репетитору — пожилой женщине. Все наше занятие состояло из переписывания лекций. Она диктовала исторические факты, а я быстро записывал. На выходе в голове почти ничего не оставалось.

Абсурд занятий помогала прочувствовать внучка репетитора. Маленькая девочка садилась рядом со мной, брала карандаш и начинала с умным видом рисовать каракули. Большой разницы между нашими конспектами я не видел.

Мы хотели использовать то, что работает лучше всего, и добиваться высоких баллов для учеников, поэтому взяли за основу методику «перевернутый класс», в которой отсутствуют лекции, а упор сделан на применение знаний на практике. Сегодня лекции как форма обучения потеряли смысл: вся информация уже есть в учебниках и интернете, важно научиться с ней работать.

«Перевернутый класс» и хайп от Оксимирона

Андрей Гречко: Мы переворачиваем обучение, меняя местами работу в классе и дома. Метод «перевернутого класса» возник в США в 2007 году, когда учителя химии Джонатан Бергман и Аарон Сэмс начали записывать домашние задания в форме презентаций и видеороликов, чтобы сэкономить время для активной работы в классе.

Политический режим, социальная стратификация, власть и оппозиция — все эти понятия из учебника обществознания оживают в композициях рэп-альбома

В LUDI метод «перевернутого класса» используется для подготовки учеников к ЕГЭ (11-й класс), ОГЭ (9-й класс) и IELTS (занятия для выпускников и родителей). Домашнее задание — это большое красивое письмо с учебником, инструментами для конспектирования и дополнительными ссылками на материалы в современных медиа. Это могут быть игры на Arzamas, видео «Постнауки», новости N+1.

Мы используем много материалов из «Афиши Daily» — например, статью про молодых людей, выбравших АГС (альтернативную гражданскую службу. — Прим. ред.), в разделе «Право» обществознания. К каждой ссылке мы даем 2–3 вопроса, помогающих связать материал с изученной в учебнике темой. Такое письмо ученики получают за неделю до занятия.

1 / 8
2 / 8

Работа в классе — это практические занятия в группе от двух до десяти человек под руководством преподавателя. Ученики решают задачи, пишут сочинения, обсуждают материал, устраивают дискуссии и игры.

На втором месяце работы центра наш подход оценил рэпер Оксимирон. Когда вышел альбом «Горгород», мне пришло в голову написать пост в «ВКонтакте» с вопросами к текстам песен. Политический режим, социальная стратификация, власть и оппозиция — все эти понятия из учебника обществознания оживают в композициях рэп-альбома. Почему бы не помочь ученикам увидеть связь между музыкой и ЕГЭ?

На третий день после публикации счетчики лайков и репостов начали зашкаливать. Всего мы получили около 13 000 лайков и 1000 репостов (а в нашем паблике на тот момент было всего 300 человек). Оказалось, через сложную цепочку знакомых пост дошел до Оксимирона, который дал ссылкуРепост Оксимирона на него в «ВКонтакте» и твиттере.

Подробности по теме
Образование
Анскулинг: как учиться, не посещая школу
Анскулинг: как учиться, не посещая школу

Инфляция в World of Warcraft, или почему школа не справляется

Андрей Гречко: В прошлом году у нас был ученик Федор, он плохо учился в школе, зато очень любил компьютерные игры. На нем давно поставили крест в школе как на неуспевающем. На втором же занятии по обществознанию Федор объяснил причины инфляции через личный опыт игры в World of Warcraft, чем нас очень поразил. И таких учеников у нас десятки. Их нельзя назвать отличниками, но их сильная сторона не в школьных оценках.

Что мешало Федору раскрыть свои знания и способности в школе? Страх — боялся, что его осудят; стыд — многие учителя не любят интернет, игры и социальные сети; внимание — Федор плохо концентрируется, поэтому не успевает за другими детьми в классе, а уделять время лично ему у учителя возможности нет.

Попытка запихнуть в ребенка как можно больше фактов и превратить его в энциклопедию — устаревший подход

Мы не враги школам, мы бесконечно уважаем людей, которые выбирают работу учителя. Но школа как система подготовки к чему бы то ни было безнадежно устарела. Гераклиту приписывают фразу «Многознание уму не научает», но именно по этому пути идет современная российская школа.

Сейчас у детей нет недостатка в информации, как это было в XVII веке, когда классно-урочную систему придумывал Ян Амос Коменский, или в СССР, когда не у каждого ребенка были даже тетрадка или учебник. Попытка запихнуть в ребенка как можно больше фактов и превратить его в энциклопедию — устаревший подход.

Секретный ингредиент занятий и олимпиадница Женя

Илья Созонтов: У нашей системы есть секретный ингредиент — вера в людей. Мы искренне верим, что каждый ученик может сдать ЕГЭ на отличные баллы, если приложит достаточно усилий, а преподаватель будет его поддерживать.

В прошлом году первые полгода мы пытались мотивировать детей фразами «ты не сдашь ЕГЭ», но потом поняли, что они так часто слышат это от учителей и родителей, что просто перестают реагировать и уходят в себя. Тогда мы решили просто поддерживать их и проходить этот путь вместе.

Наша любимая история — про ученицу Женю. В начале курса каждый ученик пишет диагностику на 40–60 минут с заданиями ЕГЭ. Средний результат — 20–30 баллов. На диагностике Женя набрала 30 баллов, поэтому мы не могли предложить ей сильную группу, где ребята готовятся к олимпиадам, хотя Женя хотела именно в такую. Мы предложили ученице вызов — если через 2 месяца она напишет контрольную на 90 и выше баллов, мы переведем ее в олимпиадную группу.

Через несколько недель занятий я поняла, что моя задача — не учить, а координировать работу учеников. Я как тамада. Тамада хороший, задания интересные

Два месяца Женя упорно делает каждое домашнее задание, работает на занятиях, читает все материалы и пишет контрольную на 91 балл! Мы переводим ее в олимпиадную группу, а весной она становится призером олимпиады «Ломоносов», после которой будет поступать в МГУ без дополнительных внутренних испытаний.

Нередко даже родители не верят, что их ребенок может получить высокие баллы на ЕГЭ или выиграть олимпиаду. Меня это возмущает, потому что иногда кажется, что детям кроме веры в себя и поддержки вообще больше ничего не нужно, они сами всего добьются.

Подробности по теме
Образование
Против гомеопатии и отсталости: как студенты-медики начали учить себя сами
Против гомеопатии и отсталости: как студенты-медики начали учить себя сами

Почему преподаватель — тамада

Андрей Гречко: «Через несколько недель занятий я поняла, что моя задача — не учить, а координировать работу учеников. Я как тамада. Тамада хороший, задания интересные». Так говорит наш преподаватель Дина, и ее слова отлично описывают наш подход к роли преподавателя.

Первый год мы тестировали систему «перевернутого класса» самостоятельно, будучи репетиторами. У нас было 73 ученика на двух преподавателей. Иногда мы засыпали на полу после занятий от усталости.

Во второй год мы начали набирать команду преподавателей и сотрудников. Возраст преподавателей —  от 20 до 28 лет, люди старше 30 не приходят к нам на собеседования. Для нас неважно, какой у человека цвет волос, есть ли у него татуировки или публикации в научных журналах. Гораздо важнее уважение к детям, знание предмета и готовность развиваться как преподаватель.

Яркий пример — преподаватель истории Анастасия, 20-летняя девушка с дредами на голове. Собеседование с нами было первым в ее жизни, она безумно нервничала. Прошел год работы — и в апреле она была на 1-м месте в рейтинге преподавателей, получив 10 из 10 баллов в форме обратной связи от большинства своих учеников.

Результаты ЕГЭ

1 / 3
2 / 3

Илья Созонтов: Мы с Андреем не математики, мы также не разбираемся в естественных науках. Но мы научились выбирать правильных людей на роль преподавателей и методистов и выстроили эффективную систему подготовки учеников. Недавно начали приходить результаты ребят по ЕГЭ 2017 года. Заглядываем в личные сообщения — а у нашей ученицы Саши 92 балла по математике. Ради таких побед мы строим свою систему и свой образовательный центр.


Летом многие одиннадцатиклассники уже начинают думать о подготовке к ЕГЭ. Илья Созонтов и Андрей Гречко составили список из 5 действенных советов о том, как наладить процесс подготовки к экзаменам.

Не перегружайте себя лишними предметами

Выбирайте только те предметы, которые нужны вам для подготовки. Качественная подготовка к одному предмету занимает минимум один час в день. Четыре предмета — 2–4 часа работы каждый день. Подстраховка в виде 2–3 дополнительных предметов ЕГЭ не поможет вам, а отнимет силы и снизит общий балл.

Концентрируйтесь на самом главном

Если вы поставили себе цель сдать ЕГЭ на 90 и более баллов, фокусируйтесь на подготовке. 11-й класс не лучшее время, чтобы учиться играть на барабанах, танцевать или изучать японский. Если вы не хотите участвовать в репетициях последнего звонка посреди года — не участвуйте. Лучше потратить это время на здоровый сон или подготовку.

Найдите единомышленников

Сложно быть в фокусе, если вы готовитесь в одиночку. Объедините усилия по подготовке с другими школьниками, которые сдают те же предметы. Делитесь лайфхаками и объясняйте материал друг другу — так информация запоминается эффективнее.

Превратите членов семьи в союзников по подготовке

Родители ничего не знают о ЕГЭ и нервничают, а дети не стремятся делиться своими проблемами. Соберитесь в начале года всей семьей, обсудите подготовку и договоритесь о правилах: например, родители обещают не спрашивать каждую неделю: «Как там ЕГЭ?» — а дети дают слово раз в месяц делиться своими переживаниями и успехами.

Не ждите мотивацию

Не ждите, что у вас появится желание готовиться к ЕГЭ. Этого не случится ни в октябре, ни в декабре, ни в следующий понедельник. Подготовка к экзаменам — не творчество, а рутинный процесс. Вместо того чтобы оценивать свое желание или нежелание писать эссе, просто садитесь и пишите. Через месяц вы будете без усилий делать это каждый день, и ЕГЭ обязательно вам покорится.