Военные порядки, советские учебники и некомпетентность преподавателей — студенты медвузов из разных городов решили, что не смогут стать хорошими врачами в таких условиях, и запустили собственные живые лектории. «Афиша Daily» познакомилась с некоторыми из них и узнала, какое будущее ждет медицину.

«На зачете по педиатрии есть вопрос про вегетососудистую дистонию (устаревший диагноз, который отсутствует в Международной классификации болезней. — Прим. ред.), ей даже посвящена часть лекции».

«На анатомии вместо трупов были старые муляжи или такие же старые препараты костей и органов. Хотя когда учились мои родители, они препарировали трупы».

«Один из преподавателей защитил диссертацию по применению гомеопатии в стоматологии. Он до сих пор считает такое лечение эффективным».

Это лишь небольшая часть претензий, которыми поделились с нами студенты медицинских вузов. По их словам, российское медицинское образование «продолжает вариться в собственном соку», не обращая внимания на то, что наука ушла далеко вперед. Многие научные открытия последних десятилетий фактически игнорируются, а потом врачи ставят «советские» диагнозы (например, ту же вегетососудистую дистонию), которые за пределами СНГ уже не встретишь.

Вместо того чтобы изучать фундаментальные основы болезней, в вузах часто разбирают сухие алгоритмы, а среди преподавателей немало людей, которым все это попросту не интересно. «У них есть пациенты, работа, поэтому они быстро отчитывают что-нибудь или даже оставляют вместо себя ординатора, который учится на этой же кафедре, — рассказывает один из недавних выпускников петербургского медицинского вуза. — Разумеется, есть исключения, но в целом тенденция такова, что происходит серьезное упрощение образования».

Бунт студентов, которые действительно пришли в вуз за знаниями, в такой ситуации был делом времени. И начался этот бунт в ростовском меде.

«Медач»

Ординатор-офтальмолог из Санкт-Петербурга Сергей под творческим псевдонимом Чумной Доктор руководит крупным порталом Medical Channel (или «Медач»), который представляет собой сборник актуальных статей по медицине. Сегодня в одной лишь группе в «ВКонтакте» состоят более 100 тысяч человек, но в 2013 году паблик «Медача» был чем-то вроде локального склада учебных материалов, который Сергей создал вместе с друзьями.

Преподаватели опасались, что свободное распространение записей лекций позволит студентам безболезненно пропускать лекции

Сергей учился в Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ) и, как и многие другие студенты, был недоволен качеством лекций. Но даже тот материал, который давали лекторы, студентам запрещали копировать и распространять между собой. «В некоторых медицинских университетах царит очень жесткая, практически военная дисциплина. — рассказывает Сергей. — Преподаватели опасались, что свободное распространение записей позволит студентам безболезненно пропускать занятия. Абсурд, но это факт».

Меньше чем через год студентам стало тесно в рамках сообщества одного вуза — и они решили пойти дальше. К большому хранилищу книг и лекций добавились посты из медицинских блогов на тамблере — например, краткие заметки о научных открытиях. Затем ребята обзавелись собственным сайтом.

Подробности по теме
Образование
Анскулинг: как учиться, не посещая школу
Анскулинг: как учиться, не посещая школу

«Мы поняли, что в мире академической медицины существует огромное количество тем, которые необходимо освещать, поскольку в университетах это либо плохо преподают, либо не преподают вообще. Мы попытались восполнить этот пробел и стали выпускать авторские статьи и материалы, а также переводы больших обзоров из ведущих научных журналов», — рассказывает Сергей.

Сергей признается, что у него нет претензий к отдельным преподавателям или кафедрам. Говоря о проблемах медицинского образования в России, он сравнивает их с системным заболеванием вроде диабета: «Наше медицинское образование в принципе отстает от западного. В первую очередь речь идет об устаревших материалах. Когда ты видишь, что лекционная презентация не менялась с 2005 года, а в библиотеке выдают советский учебник 1989 года, тебе становится грустно, потому что мир медицинской науки успел с того времени многократно измениться».

© Даша Каретникова 1 / 6
© Даша Каретникова 2 / 6

Сегодня паблик «Медач» — это актуальные материалы и новости медицины. Большая часть контента — переводы из авторитетных медицинских журналов: Nature, Cell, The Lancet, Science. Лучшие статьи публикуются на сайте. Также в архивах «Медача» — множество учебников и других материалов.

Большая часть читателей паблика — не случайные люди, а студенты-медики или молодые врачи. Среди активных участников образовалась собственная редколлегия: они перепроверяют переводы научных статей, исправляют ошибки и пишут собственные материалы.

Главное — все написано простым языком, любая статья читается как роман

«Медачу» могут позавидовать некоторые российские СМИ: при всей очевидной сложности тематики сообщество не испытывает недостатка в авторах и переводчиках.

«Я подписался на паблик на 1-м курсе. Для меня эти ребята были просто богами, я читал их статьи взахлеб, — рассказывает студент 4-го курса  ПСПбГМУ им. Павлова Владислав Волков. — Помню, как, отвечая на экзамене по фармакологии, пересказал статью с «Медача» про кофеин. Там была самая новая информация, ссылки на источники. Главное — все написано простым языком, любая статья читается как роман».

Позднее Волков и сам стал переводчиком «Медача». По его словам, вероятность того, что в итоговом тексте будут ошибки, минимальна. Одну большую статью могут переводить несколько человек, которые потом перепроверяют информацию и источники друг у друга. Окончательную «шлифовку» проводит редактор.

Подробности по теме
Образование в Москве
«Мои ровесники — овощи, которые не увлекаются ничем»: монологи первокурсников
«Мои ровесники — овощи, которые не увлекаются ничем»: монологи первокурсников

«На «Медаче» ты не можешь схалявить, — рассказывает одна из переводчиц сообщества, студентка ПСПбГМУ Екатерина Никитина. — Если в универе прокатит реферат с двумя сомнительными источниками, то здесь либо редакторы не пропустят пост, либо подписчики в комментариях укажут на ересь. Мы стараемся делать качественные подборки по различным предметам для подготовки к сессии, писать о новых открытиях в медицине, переводить последние новости и статьи из лучших рецензируемых журналов. Это полноценный ресурс для студентов-медиков и врачей, которые обладают критическим мышлением и хотят быть в курсе событий».

За два года студенты и молодые преподаватели отточили процесс выпуска статей и начали делать лонгриды. По словам ребят, их главная задача — просвещать. Они говорят, что это научпоп для молодежи, которая выбирает медицинские специальности, а также изучает смежные науки.

Реклама на сайте и в паблике встречается очень редко, а переводчикам и авторам платят из пожертвований.

Лекторий

За время своего существования паблик «Медач» оброс чуть менее популярными, но не менее занятными кросс-сообществами с околомедицинским артом и мемами. У всех этих пабликов появилась живая многотысячная аудитория, поэтому осенью 2016-го их создатели решили выйти в офлайн. «У нас не было опыта, но мы хотели сделать интересный, живой проект — противоположность университетскому официозу с его лекциями и профсоюзными комитетами», — рассказывает Сергей.

Первое мероприятие провели в Санкт-Петербурге в небольшом антикафе, где сразу же возникли первые трудности с организацией: оказалось, что на площадке нет нужной аппаратуры. Ребятам пришлось собирать звуковую систему «на коленке». По словам Сергея, результат превзошел все ожидания: «Люди приехали даже из Москвы. Аудитория на 90% состояла из медиков, что существенно подняло уровень научности дискуссий. Было видно, что аудитории интересно слушать про глюкокортикоиды при стрессе и про то, как голые землекопы могут помочь бороться со старением».

Движуха не возникла бы никогда, если бы в вузах не было такого провала в обучении

Для следующего мероприятия, посвященного онкологии, ребята сняли лофт и организовали видеотрансляции. Мероприятие по духу напоминало нечто среднее между конференциями TED и подпольным рок-концертом.

Докладчиков выбирают по знакомству среди тех, на кого «можно положиться». Один из организаторов лекций, преподаватель топографической анатомии Иван Максимчук, отметил, что статус лектора не имеет значения: «Конечно, чем опытнее лектор, тем выше качество доклада. Но у нас нет строгих ограничений».

На лекции по онкологии выступил онколог и исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. А на лектории по фармакологии — профессор РНИМУ им. Пирогова Александр Духанин, который, по словам организаторов, очень лестно отозвался об их деятельности.

«Все-таки большая часть наших докладчиков — это студенты и ординаторы, которые отлично разбираются в нужных темах, — говорит Иван Максимчук. — Мы проводим коллективные репетиции, на которых стараемся досконально изучить тему и исключить всевозможные ошибки. Формат встреч предусматривает свободное общение между лекторами и аудиторией — после лекции любой желающий может задать свой вопрос по теме. Наша основная идея — сделать медицину великой, доступной для всех».

«Очень приятно было увидеть огромное количество знакомых лиц. Также многие смотрели стрим, комментировали, обсуждали и задавали вопросы в прямом эфире, которые потом передавались лекторам. Видно было, что им по-настоящему интересно. Значит, скорее всего, мы все делаем правильно», — заключает Сергей.

Последняя открытая лекция была посвящена психиатрии и доказательной медицине. Организаторы признались, что очень довольны результатами, поэтому останавливаться на достигнутом точно не собираются.

Илья Фоминцев
Онколог, соруководитель проекта «Высшая школа онкологии»

Сообщество «Медач» известно среди студентов и молодых врачей. 100 тысяч человек, которые на него подписаны, — это люди, которые на самом деле хотят учиться.

Ребята решили освоить новый формат — открытые лекции, — потому что почувствовали запрос и устали от «жвачки» из 80-х годов, которой их кормят в университетах. Движуха не возникла бы никогда, если бы в вузах не было такого провала в обучении.

Лекции вообще и наши традиционные лекции в университетах в частности — это самый неэффективный способ обучения. Гораздо эффективнее семинары с обсуждением и самостоятельные занятия, во время которых студенты преподают студентам, но под контролем опытного педагога.

Студентам очень не хватает доказательной медицины, критического подхода. На лекциях им дают информацию, в которую предлагают просто поверить как в Бога — без малейших поползновений к критике. Я уже не говорю о том, что часто им дают то, что к реальной медицине не имеет никакого отношения. Например, еще мне в вузе рассказывали о так называемых опухолевых феноменах, но это ни разу не пригодилось в работе. Значительная часть из того, что рассказывают, не соотносится с реальной практикой. Это не помогает сделать хоть чью-то жизнь лучше.

Преподаватели тоже бывают разные. Иногда в вузах работают те, кого там вообще быть не должно, и несут откровенную чушь: о том, например, что вакцины — это вредно. Я уже не говорю о массовом явлении, когда преподаватели заставляют студентов покупать свои методички, где содержится тот самый «код», который нужно зазубрить и воспроизвести на экзамене.

Многие врачи недовольны этой системой. Когда я опубликовал пост о ребятах из «Медача» в своем фейсбуке, было очень много откликов. Мне писали коллеги, спрашивали, нужна ли ребятам помощь, могут ли они поучаствовать.

Их лекторий отличается тем, что он проходит в необычном формате, — это скорее дискуссия. После выступления мне задавали очень много вопросов. Я был поражен, когда увидел, сколько людей пришло. Атмосфера скорее напоминала рок-концерт: музыка, свет.

Студенты не просто приходят и платят за вход — они проводят это все на свои деньги, сбрасываются по копейке, снимают лофты, чтобы послушать о медицине. Уже из этого можно сделать вывод о том, какого предела достигло недовольство ситуацией. Я думаю, это движение будет развиваться.

Подробности по теме
Медицина
Онколог Илья Фоминцев о рисках развития и профилактике рака
Онколог Илья Фоминцев о рисках развития и профилактике рака