Этот топ мы составляли так: сперва — список артистов, потом — голосование. В выборе альбомов года участвовали:
Николай Редькин (The Flow), Леша Горбаш (The Flow, 34mag.net), Дмитрий Куркин («ИМИ. Журнал»), Владимир Завьялов (The Flow), Кристина Сарханянц (журналистка, создательница телеграм-канала «Чушь в массы»), Валерия Рясина (журналистка, со-продюсер фестиваля Fields), Егор Беляков (журналист, ранее — «Афиша Daily»), Анна Шипилова («Афиша Видео»), Игорь Банников («Афиша Видео» и автор канала «Банька-Парилка»»), Сергей Степанов (журналист, Nepopsa.ru), Артем Абрамов (издательство «Шум» и канал Ain’t Your Pleasure), Николай Овчинников («Афиша Daily»), Илья Зинин («ИМИ. Журнал»), Максим Динкевич (Sadwave, «ИМИ. Журнал»), Антон Вагин (журналист, автор телеграм-канала «Всякая годная попса»), Виктория Давыдова («Афиша Daily»), Яна Циноева («Афиша Daily»), Павел Белов («ВКонтакте»), Антон Маскелиаде («Школа Маскелиаде»), Николай Кубрак (журналист, канал «Бадибэг»), Александр Куликовский (журналист, канал «Тихое Место»).
20. SP4K «Аутсайдер»
Алексей Сущик когда‑то предугадал истерию по хаус-рэпу, потом записал альбом гробового техно, а теперь запел сам. Получился набор надломленных песен от имени человека, который находится то ли в начале, то ли в апогее личного кризиса. Фестиваль «Боль» — по Сущику, это вся наша жизнь. И он, к сожалению, прав.
19. Moa Pillar «Well-Balanced Rollback»
Вдохновленная Ником Перумовым самая танцевальная работа Федора Переверзева. Упругая, спотыкающаяся, доходящая до симфонических объемов электроника. Так, наверное, должна звучать академическая музыка будущего: пафос, адский карнавал и вечный саспенс.
18. Спасибо «Спасибо»
За последние пару лет вышла куча пластинок, где хорошие люди по-русски пели под гитару о важных вещах. Но не было альбомов, где праздник и боль были рука об руку, где постпанк и эмо не просто были самоцелью, а средством прощания с юношескими иллюзиями. Группа Расела Рахмана смогла объединить все это. Это громогласная гитарная музыка, где под мажорные аккорды поется о пустоте, где мишка выходит погулять и, понятное дело, ничем хорошим эта история не закончится. Идеальный гитарный альбом.
17. Saluki «Властелин калек»
Эффектный сольник битмейкера, раньше работавшего с Dead Dynasty. Полный расфокус, тяжелый бит и местами совершенно невыносимая безысходность. Хрип, крик, всхлип — и все это под ритм, который будто бы отбивает предсмертную чечетку. Среди соучастников — Boulevard Depo и «Синекдоха Монток».
16. RSAC и Ella «Фелла»
Можно было бы ограничиться тем, что на альбоме есть трек «NBA» — одна из самых прилипчивых мелодий этого года, которая окончательно закрепила Феликса Бондарева в статусе хитмейкера. Но он здесь и вовсе устраивает праздник бесстыжей поп-музыки: R’n’B и хаус, эстрада и акустика — все Бондарев хочет попробовать, и все у него получается.
15. Тима Белорусских «Мой первый диск — твоя кассета»
Парадный выход главного поп-новичка 2019 года. Минский исполнитель окончательно расправляется со статусом эпигона Макса Коржа. Это разноплановая поп-музыка с корнями в конце девяностых и восьмидесятых. Танцевальный бэнгер («Витаминка»), шикарная ретробаллада («Песня-SOS»), печальный диско-хаус («Руферы») — Белорусских и его команда берут все, что попадается под руку и производят поп-продукт для тотального доминирования и стадионных кричалок. Громкие сабвуферы, мы с тобо-о-ю руферы!
14. Шарлот «Навечно молодой»
Гимн мужской нежности и слабости. Песни про алые губки и щечки. Понятное дело, что тут вспоминается Монеточка, которая начинала путь к славе с таких милых песен под одинокие клавишные. Но Шарлот все-таки немного про другое. Если Лиза Гырдымова поет по новостной ленте, то Шарлот в качестве источника вдохновения скорее использует юношеские дневники про милую невинную любовь.
13. Cream Soda «Комета»
«Никаких больше вечеринок», клип от Гудкова, жирный звук — Cream Soda разом прорвались в высшую поп-лигу. Если раньше они были группой интересной, но не более, то на «Комете» творится роскошный праздник электроники — от танцевальной поп-музыки до хип-хопа. Повторимся: каждый припев — как повод вызвать на бис, каждый бит — как удар по лицу. Идеальная поп-пластинка сезона.
12. Kira Lao «Тревожный Опыт»
Альбом-камбэк Киры Вайнштейн. Наверное, самая эмоционально насыщенная пластинка из топа. Это и вправду тревожный опыт: девять беспокойных треков о душевном непокое, которые и сыграны соответствующе. То шелестит электронный бит, то где‑то на отдалении зазвучит акустический гитарный бой, то опустится водопадом гитарный гвалт. Тут песни и про отождествление себя с Москвой, где волнение, протест и судебный процесс, и гимн мятущегося человека «Ohmsk» про персональный ад, где ты выгорел. «Тревожный опыт» пугающе точно фиксирует состояние человека средних лет накануне нового десятилетия.
11. «Петля пристрастия» «Гул»
Казалось, можно будет просто скопипастить отзыв на прошлый альбом «Петли пристрастия» (теги: маленький человек, постсоветская хтонь, алкоголь, постпанк). Ну да, все так, но в альбоме «Гул», во-первых, все эти стихии и герои стали чуть проще и чуть добрее, во-вторых, с простотой пришла какая‑то совсем беспросветная темень: в лучшее завтра верим с трудом, посадили дерево, вкривь и вкось оно растет, путь прост; в-третьих, с теменью пришло какое‑то смирение и спокойствие. Ну да, и завтра все будет так же как вчера, но во всем этом можно и нужно искать важное и дорогое. И назвать его самым лучшим в своем цветнике цветком.
10. МС Сенечка «Хип-хоп-будни»
Сеня Лисейчев принес в русский хип-хоп, во-первых, миловидное ретро, во-вторых, лучезарную доброту. Его треки — это рассказ о студийных буднях, это эхо раннего хип-хопа (в том числе самарских кудесников из группы «Час пик», принесших рэп в СССР), это олдскул без свэга, но с чиллом. «Хип-хоп-будни» — главный дебют сезона.
9. «Союз» «II»
Во-первых, испытываем чувство стыда, что не написали об этом альбоме в еженедельном дайджесте. Не было больше в этом году таких записей. Где ретрозвук — не самоцель, а средство пробуждения каких‑то глубинных чувств. Где даже сказанные впроброс и случайно слова кажутся жутко важными — даже если вокалист группы утверждает, что пишет тексты в последний момент. Альбом «II» — это такой долгий и приятный сон о прошлом, которого не было и не будет. Если группа «Союз» не будет в следующем году на всех фестивалях лета, это будет страшной ошибкой их устроителей.
8. «Самое большое простое число» «Наверное, точно»
От роскоши и звездных гостей к электрическому минимализму. От воодушевляющих гимнов к изящному электропопу про личное и сокровенное. К «СБПЧ» автор этих строк долгое время относился с опаской и подозрением, но «Наверное, точно» снимает все опасения и все сомнения: мало кто в России может сейчас писать такие въедливые песни. Песня «Злой» будет покруче любой чеканной монеты, отвечаем!
7. Луна «Транс»
Живой, томный и печальный женский поп, который уже не только про восьмидесятые или девяностые. Луна окончательно превращается в поп-диву. Как Ветлицкая, как Лика Стар, как ранняя Валерия. Ее песни под стать предшественницам — это лирика женщины, которая в одиночестве, даже когда окружена заботой и любовью, это слова человека в сумеречном большом городе. Лучший альбом Луны.
6. Alyona Alyona «Пушка»
Манифест женского хип-хопа. Манифест украинского хип-хопа. Дерзкая пластинка. Как удар под дых, как плевок в лицо, как подножка. Алена Савраненко показала, как можно делать сильный женский рэп, при этом обходясь без лишней грязи, с любовью к миру и огромной самоиронией.
5. Shortparis «Так закалялась сталь»
К группе Shortparis можно предъявлять кучу претензий (и мы это делали, и сделаем еще раз, если будет нужно). Но одно точно: они резкими мазками, в черно-белой (или черно-красной) эстетике убедительно рисуют непарадный портрет России 2019 года. Это боль, смерть, страх и ультранасилие, сплошное недоверие и невывозимая безнадега. Гимн России — это песня «Страшно» или заглавная песня, всхлип, вскрик и грозное пение под индустриальный гул. И ничего с этим не сделаешь.
4. «Интурист» «Экономика»
Евгений Горбунов все еще лучший и самый интересный инди-музыкант России. На новом альбоме его проекта «Интурист» орет саксофон, пищит синтетика, пляшут под афробит и качаются под регги. Плюс немногословные тексты про сисадминов и экономику. Горбунов кричит, поет, повторяет слова по сто раз и поселяется в вашей голове навсегда.
3. «Хадн дадн» «Ляоакын»
То ли The Knife, то ли «Кассиопея», то ли Кадышева, то ли все вместе. Удивительный альбом, где бойкая электроника соседствует с фольклорной чистотой голоса Варвары Краминовой, а тягучие напевы — с описанием тяжелых провинциальных будней, киви-кошельком и карточкой «Рив Гоша». Русское волшебное во всех смыслах.
2. Kedr Livanskiy «Your Need»
Самый доступный альбом Яны Кедриной. Интимная музыка для больших площадок. Возрождение поп-музыки девяностых и аккуратное ее внедрение в современную танцевальную культуру. Припев «киска сядет на лицо» забыть невозможно.
1. Фейс «Slime»
Альбом, где Иван Дремин из агитатора и провокатора превращается в отличного мелодиста. С одной стороны, здесь нет бэнгеров уровня «Бургера». С другой стороны, этого, наверное, и не нужно. Фейс превращается в поп-музыканта и медленно прощается с рэпом. Он чаще поет, чем читает, он внедряет синти-поп, он исполняет громогласные баллады. Вопрос, почему Фейс оказался на первом месте. Есть ощущение, что он просто превратился в конвенционального героя, который минимально раздражает всех.
А еще у нас есть топ-20 лучших зарубежных альбомов.