Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

Охота на сталкершу: как «Олененок» превратил жизнь героев истории в ад

14 мая 2024 в 20:00
Фото: Netflix
Вокруг сериала «Олененок» развернулась настоящая драма: юзеры и журналисты вычисляют реальную сталкершу и насильника, автор шоу Ричард Гадд просит всех прекратить преследования, а колумнисты обвиняют Netflix в безответственности. Теперь все задаются вопросом: почему героев оказалось так легко найти? Можно ли вообще сталкерить сталкеров?

«Олененок» — сериал сценариста Ричарда Гадда, основанный на его реальном опыте и двух моноспектаклях. Сюжет разворачивается вокруг комика-неудачника Донни 20 с чем‑то лет, который работает в лондонском пабе. Однажды он из жалости угостил чаем расстроенную 40-летнюю Марту Скотт (Джессика Ганнинг), которая случайно забрела в паб. Марта расценивает жест доброты как ухаживание — и начинает навязчиво преследовать Донни: она отправила ему 41 тыс. имейлов, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 48 сообщений в фейсбуке* и 106 писем. Герой выясняет, что он далеко не первая жертва Марты.

С виду скучная классическая история про сталкера и жертву оборачивается настоящим психологическим триллером с серой моралью: Донни неожиданно для себя получает удовольствие от преследований Марты и поощряет ее, параллельно разбираясь с травмой сексуализированного насилия и кризисом маскулинности и задавая самому себе — жертве — очень много неудобных вопросов. «Олененка» за такой исповедальный подход хвалили, отмечая его психологическую глубину и достоверность. Некоторые эпизоды сопровождаются дисклеймером и полезными контактами для тех, кто переживает насилие или другие сложные жизненные ситуации.

Казалось бы, посыл авторов шоу понятный: сталкинг — плохо, он ломает жизнь и жертве, и преследователю, и их близким. Но фан-база эту мысль проигнорировала — и принялась выслеживать прототип сталкера в реальной жизни.

Кем оказалась «настоящая Марта»

«Настоящую Марту» сначала нашли в твиттереВ 2014 году пользовательница @fionaharvey2014 написала Ричарду Гадду: «Очень нужно повесить мои шторы». В сериале Марта просит Донни повесить ей шторы, на что он шутит, что это эвфемизм слова «секс»., а затем до нее добрался британский таблоид Daily Mail и описал ее как женщину 58 лет, живущую в Лондоне на 30 фунтовПримерно 3500 рублей. в неделю. В интервью она рассказала, что получает пожелания смерти от сторонников Гадда. Женщина называет себя жертвой сталкинга и считает, что Гадд «буллит пожилую женщину ради славы и состояния». Источники газеты сообщили, что «многие детали шоу действительно совпадают» с образом «настоящей Марты». Сама женщина считает, что есть некоторое внешнее сходство: «Она похожа на меня, когда я набрала после самоизоляции, но на самом деле я не непривлекательная».

Даже таблоид Daily Mail, не отличающийся строгими моральными ориентирами, предпочел скрыть имя «настоящей Марты» и возмутился: «Как такой искусный рассказчик мог не предвидеть эффект Netflix?»

Правда, затем таблоид опубликовал большую историю юристки Лоры Рей, которая узнала в Марте своего сталкера: они познакомились на работе в юридической фирме, и после конфликта женщина преследовала семью (в том числе сына с ограниченными возможностями) Лоры на протяжении пяти лет. Лоре удалось добиться охранного ордера. Сериальная Марта поразила ее сходством с реальным человеком. «Шоу заставило меня вспомнить многие вещи, о которых я забыла. Она поступала со мной так же, превратила мою жизнь в кошмар. Он [Гадд] попал в точку. Его реакция была точно такой же, как и моя: мне было ее жаль. Кажется, все, кто с ней сталкивался и кого она изводила, чувствовали это», — добавляет Лора.

«Настоящая Марта», Фиона Харви, появилась в студии британского ведущего Пирса Моргана 12 мая. По словам женщины, ей 58 лет, сейчас она живет в Лондоне и работает юристом, у нее есть романтический партнер — тоже юрист. В часовом интервью Морган ходил по кругу, задавая женщине одни и те же вопросы, но она уверенно все отрицала: с Ричардом они общались всего пару месяцев, он никогда не покупал ей напитка, она не отправляла безумного количества сообщений, не преследовала его и не нападала на его девушку и ничуть не похожа на актрису («Мы просто обе из Шотландии, кроме того, она значительно моложе меня).

Единственное, что Фиона подтвердила: ее детскую игрушку действительно звали Олененком. При этом женщина в интервью Daily Mail заявила, что такой игрушки у нее не было, как и ситуации, в которой она могла обсуждать это с Ричардом Гаддом. Позднее репортер газеты сообщил, что после интервью Фиона стала сталкерить и его.

Харви пожаловалась на онлайн-преследования зрителей и сказала, что не смотрела «Олененка», но хочет подать в суд на Netflix. А самого Гадда назвала психом, который все выдумал, «потому что сталкинг в моде», и посоветовала ему оставить ее в покое и найти нормальную работу.

В соцсетях интервью встретили бурной реакцией: зрители поражались сходству Фионы с Мартой и делились, что чувствуют себя некомфортно. По мнению самого Моргана, «настоящая Марта» «довольно много» лгала ему во время интервью. Кроме того, любому юзеру вычислить Фиону было несложно: на своей странице в фейсбукеПосле выхода сериала в фейсбуке появилось больше десяти аккаунтов якобы Фионы. с момента выхода сериала она пишет о нем почти каждый день, причем так же, как и Марта, — с ошибками. Например: «Гадд все время шутил о диабетиках и говорил, что хочет, чтобы они все умерли от инъекций. Я думаю, Netflix должен знать, с каким подлым человеком он имеет дело и что я была свидетельницей этого инцидента».

«Ричард Гадд: „Я изобразил Марту в сериале абсолютно непохожей на реального человека, чтобы скрыть ее личность“. В то же время изображение…»

Марта — не единственный персонаж «Олененка», которого пытались найти в реальной жизни. Фанатов также заинтересовала личность Дэрриена — продюсера, который обещал Донни продвижение и поддержку и при этом регулярно насиловал его, пока тот был под наркотиками. Британский писатель Ричард Осман заявил, что «все в телевизионной индустрии знают, о ком он говорит».

Основываясь на внешнем сходстве с персонажем, фанаты сделали вывод, что речь о театральном режиссере Шоне Фоули, — и начали преследовать его в социальных сетях и слать угрозы. Сам Фоули написал в твиттере, что обратился в полицию.

Однако есть и другая версия. Ричард Гадд работал только с одним влиятельным продюсером — Гэри Райхом, который был режиссером его стендапов (в том числе на Edinburgh Fringe, куда ездил в сериале Донни). После премьеры моноспектакля Гадда о пережитом насилии Гэри Райх оставил профессию и теперь использует имя Кай. Некоторые пользователи убеждены, что именно он прототип Дэрриена из «Олененка», но никаких подтверждений этой версии нет.

Насколько действия фанатов правомерны?

Колумнистка Vox Аджа Романо обвинила фанатов «Олененка» в доксинге. Доксинг — это поиск и публикация личных данных человека без его согласия на это. Слить могут настоящие имя и фамилию, адрес, номер телефона, место работы, имейлы, данные банковских карт. Информацию ищут как по открытым источникам (например, по публикациям в соцсетях), так и с помощью фишинга, хакинга, социальной инженерии и отслеживания. Эти данные могут использовать для шантажа или вымогательства, но чаще всего — для травли. В частности, доксинг — излюбленная практика лидера «Мужского государства»** Владислава Позднякова: в его сообществах с целью травли сливали данные матери темнокожего ребенка, учительницы, которая в прошлом снималась в порно, а также девушек, принявших участие в рекламе сети ресторанов «Ёбидоёби» с темнокожим мужчиной.

На самом деле доксинг давно используется участниками разных фандомов. Ярые поклонники Тейлор Свифт доксили журналиста Криса Панелле, угрожали ему и его близким и ложно обвиняли в педофилии, после того как он критично отозвался о туре певицы «Eras». К доксингу и травле прибегали и фанаты рэперши Ники Минаж в противостоянии с артисткой Меган Те Сталлион. Тиктокерка Эбони, подвергшаяся травле фанатов Минаж за ролик о Меган, считает, что «они делают все возможное, чтобы заставить людей бояться высказываться». Такие кейсы встречаются часто — настолько, что каждая крупная платформа вынуждена фиксировать антидоксинг-политику в правилах сообщества.

Ричард Гадд пытался (опять) остановить волну онлайн-преследований своих героев: «Люди, которых я люблю, с которыми я работал и которыми восхищаюсь (включая Шона Фоули), несправедливо подвергаются спекуляциям. Пожалуйста, не пытайтесь выяснить, кем могут быть герои в реальной жизни. Суть шоу не в этом». А спустя несколько дней после премьеры комик в большом интервью для GQ рассказал: «Мы приложили все усилия, чтобы ее [сталкера] замаскировать. До такой степени, что я думаю, она бы себя не узнала. Главной целью было передать эмоции, а не чью-то детальную биографию».

Спустя месяц после премьеры он был вынужден повторить свою просьбу перестать преследовать людей и воспринимать сериал не как документальный фильм, а как произведение искусства.

Зрители и критики задались вопросом: если личность сталкерши пытались скрыть, почему тогда Фиону Харви моментально нашли? Справедливо ли сталкерить обидчиков? Может, Гадд таким образом мстит?

В частности, комика и Netflix раскритиковал автора сериала «Доктор Кто» Расселл Т.Дэвис: по его словам, если бы «Олененок» выходил на BBCИменно там выходит «Доктор Кто»., найти его реальных героев было бы невозможно из‑за строгой политики и правил. В ответ на обвинения старший директор Netflix UK по общественной политике Бенджамин Кинг настаивал, что платформа сделала все возможное для соблюдения анонимности. «Очень трудно контролировать действия зрителей, особенно в мире, где все усиливается соцсетями. Лично мне было бы неприятно, если бы мы решили, что Ричарду лучше замолчать и не дать ему рассказать эту историю», — добавил он.

Кто в этой истории на самом деле жертва

И в «Олененке», и в оригинальной пьесе Ричард Гадд говорил, что считает жертвами обоих героев, особенно Марту: она психически нездорова и ей нужна помощь, а не порицание.

Однако колумнистка Vox Аджа Романо отмечает, что автор как будто намеренно изображает своего сталкера «сексистки, фэтфобно и стереотипно»: это полная, неуклюжая и одинокая женщина средних лет, которая превращает свое несчастье в одержимость. А кроме этого, оставляет в сериале, сделанном для самой популярной платформы, столько узнаваемых деталей о Марте и ее прошлом, что ее без труда вычислили юзеры и журналисты.

«Ему можно простить, что он придерживался близкого к реальности образа в пьесе. Но у него было целых пять лет, чтобы сфальсифицировать детали и снизить вероятность, что люди раскроют ее личность. То, что он не сделал этого, можно считать формой целенаправленной мести», — считает журналистка.

Дейзи Стейнхардт из Dazed критикует и фанатов, которые считают себя «арбитрами общественного правосудия» и доксят уязвимую женщину, и Netflix, который ничего с этим не делает. Стейнхардт отмечает, что права на все произведения принадлежат платформе, и именно она несет ответственность за анонимность героев, на чьих историях основаны шоу. «Я надеюсь, что скучающие пользователи осознают свою коллективную силу и перекинут ее с уязвимых людей на корпорации, которые действительно заслуживают расследований. Мой лучший совет диванным детективам? Смотрите, куда идут деньги», — пишет она.

Однако не все разделяют позицию, что даже сталкера не стоит выносить на общественный суд. «Теперь приходят за Ричардом Гаддом и „Олененком“, потому что реальную Марту слишком легко было вычислить? Я вас умоляю, эта женщина домогалась, преследовала, сталкерила его и превратила его жизнь в настоящий кошмар. Он имеет право рассказать эту историю», — считают в твиттере.

Безумные расследования вокруг «Олененка» подняли еще более старый вопрос из тех, с которыми сталкиваются авторы: насколько достоверность — обязательный критерий для истории? Как киноавтофикшн влияет на людей, которые в нем упоминаются? «Олененок» нередко сравнивают с другим автобиографическим исповедальным шоу — «Дрянью» Фиби Уоллер-Бридж, — которое тоже изначально было моноспектаклем. После неожиданного успеха сериала она призналась, что жалеет, что слишком откровенно говорила о семье и доставила ей неудобства.

Журналист The Guardian Стюарт Херитедж считает, что вся проблема в том, что авторы «Олененка» изначально подавали его как правдивую историю, чем и вызвали такую волну интереса онлайн-сыщиков: по его мнению, люди всегда пытаются «соединить точки». А поскольку «Олененок» — это автофикшн, сериал нельзя рассматривать в отрыве от автора исключительно как произведение искусства. Но преследование людей, по его мнению, можно было предотвратить.

«Нет ничего забавного в том, что худший процент пользователей интернета доксит ментально нездоровых женщин или ради забавы беспорядочно обвиняет знаменитостей в абьюзе, и тем не менее именно это и произошло. „Олененок“ закрепил за собой статус одного из самых неудобных шоу года», — пишет он.

* Facebook принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской. Ее деятельность на территории страны запрещена.

** «Мужское государство» признано в России экстремистской организацией, его деятельность на территории страны запрещена.

Расскажите друзьям