Петербургская арт-группа «Явь» известна политическим и социальным стрит-артом. Например, в 2021 году участники группы изобразили во дворе на Васильевском острове человека, который читает газету, сидя в кресле. Вся окружающая его реальность попадает под статьи Уголовного и административного кодексов. Работа получила название «It’s ok», она связана со спокойной реакцией общества на многочисленные запреты. Художников и их помощников неоднократно задерживали: в 2022 году за недорисованную работу «Goolag. Как выбраться?», а в 2023 году за надпись с подборкой значений слова «Рашка» — она, по словам «Яви», призывала жителей РФ «разделять страну и государство».
В начале этой недели «Явь» установила баннер на проспекте Космонавтов в Петербурге и опубликовала манифест — проект посвящен культуре отмены.
По словам участников арт-группы, культура отмены спровоцировала возникновение «атмосферы страха и самоцензуры», которая «заставляет людей бояться выражать свои мысли». «Многие важнейшие темы теперь вообще нельзя обсуждать, они стали табу», — говорится в манифесте.
Работа вызвала осуждение в соцсетях
- Дарья Серенко признана Минюстом РФ иностранным агентом.
Некоторые предполагают, что план «Яви» был в том, чтобы самим стать жертвами культуры отмены после публикации проекта на эту тему. Большинство комментаторов удивляется посылу манифеста и напоминает, что акторы сексуализированного насилия в России не только спокойно продолжают свою жизнь, но и зачастую сохраняют высокие должности, не сталкиваясь с репутационными потерями.
Об этом же говорила журналистка и авторка подкаста «Дочь разбойника» Настя Красильникова. «В России работает культура насилия, — объясняла она в интервью „Афише Daily“. — Безусловно, публичное обсуждение мужчин, которых обвинили в насилии, доставляет дискомфорт этим мужчинам. И в некоторых случаях влияет на их карьеру и возможности. Но это не культура отмены. Это очень точечные, очень маленькие и часто незаметные последствия, которые иногда наступают. Но это не правило, это исключение. Массовая культура — это то, что воспроизводится. В российском обществе так не работает. Поэтому культуры отмены нет».
Аргументируя свою позицию, авторы работы ссылаются на отрывки из лекции биолога и популяризатора науки Александра Маркова «Новейшие открытия в эволюции человека», опубликованной в начале 2020 года. В ней ученый среди прочего говорит про исследование о том, что различие в доходах у современных британцев отчасти зависит от генов. Марков добавляет, что, на его взгляд, такие работы скоро могут запретить, потому что «их результаты очень неполиткорректно выглядят».
Либеральная феминистка, активистка, журналистка
В тексте манифеста «Яви» не к чему придраться: там выражена мысль о том, что отменить могут любого человека, и все хорошее, что он делал, забудется и сотрется. Но, разумеется, [участники арт-группы] не имели в виду кейсы с изнасилованиями или реальными домогательствами, как, например, в случае со Слуцким. Я думаю, они имели в виду ряд историй, где были какие‑то наговоры: они же написали в тексте, что тебя могут осудить в обществе за злой твит или неполиткорректную шутку.
В своей колонке я пыталась порассуждать на тему эффективности и пользы той российской версии Me too. Не все в ней было гладко и прозрачно, все истории свалили в одну кучу — и нечастные созависимые отношения, и реальный абьюз, и изнасилования. Я написала, что неправильно так делать: вешать мощное серьезное обвинение на человека, который в процессе ссоры наорал на свою девушку. Мне не очень понятна польза этого, потому что смысл подобных движений в том, чтобы мы все учились не быть абьюзерами и становились лучше. Быть мудаком в отношениях (например, приврать или изменить) — это не равно быть насильником, который, условно, избил жену, — это разные вещи.
Мне не нравится охота на абьюзеров и отправление их в «цифровую колонию»: смысл изначально в том, чтобы человека перевоспитать, а не навсегда похоронить. Такая реакция не побуждает мужчин становиться лучше и думать о том, что они делают и говорят. На мой взгляд, это вызывает у них лишь желание всех послать, потому что другие люди делают вещи похуже, но их могут не поймать за руку.