Поп-культура

«Крутые ребята, а не пендосовское мыло». Почему подростки сошли с ума из‑за «Слова пацана»

7 декабря 2023 в 16:18
Фото: Start
Сериал «Слово пацана» о жизни подростковых банд в Казани 80-х не дает покоя никому: его обсуждают в соцсетях, власти, беспокоясь о школьниках, требуют запретить шоу, а журналистка Саша Сулим выпустила подкаст о «казанском феномене». Разобрались, почему пацанская романтика снова актуальна, и спросили у подростков, почему сериал так популярен.

Последние два года российская поп-культура медленно встает на новые рельсы. Мировые блокбастеры добираются до зрителя в лучшем случае в сером прокате, в худшем — через несколько месяцев на пиратских ресурсах, когда во всем остальном мире новинку уже обсудили.

При этом отечественный кинематограф редко может предложить что‑то, что формировало бы целый фандом и объединяло людей так же мощно, как «Мстители», «Игра престолов» или «Барби». А «Слову пацана» это, кажется, удается.

У шоу колоссальные успехи в соцсетях: его обсуждают каждый день. В тиктоке у хештега #словопацана 3,4 миллиарда просмотров, у #словопацанаэдит — 24,3 миллиона, у #словопацанасериал — 67,7 миллиона, у #словопацана2023 — 53,3 миллиона. Пользователи делятся впечатлениями от просмотра, восторгаются зрелищностью. Одни, вдохновившись антуражем, примеряют на себя образы героев сериала. Другие иронизируют над ними. Тиктоки часто снимают под песню «Пыяла» группы «Аигел», которая звучит в каждом эпизоде шоу. Теперь трек не сходит с первых мест российских чартов и мирового топа Shazam.

В твиттере «Слово пацана» тоже стало большим инфоповодом. Мнения по поводу шоу разделились: часть пользователей считает, что сериал романтизирует насилие ради насилия, поэтому плохо влияет на подростков. Другие с этим спорят.

У «Слова пацана» сформировалась внушительная фанбаза. Например, на «Фикбуке» уже более 1200 фанфиков по сериалу. И это притом, что шоу еще даже не закончилось: на момент публикации вышло только шесть серий из восьми.

«Кровь на асфальте» уже перетекает с экранов на реальные улицы. В Татарстане подростки устроили «забивы», вызвав беспокойство местных властей: уполномоченная по правам детей Ирина Волынец потребовала запретить сериал. Затем в Иркутске школьник зарезал своего ровесника прямо на остановке, назвав его чушпаном. Правда, в обоих случаях следователи связи с сериалом не обнаружили.

Про «Слово пацана» высказалась и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина: по ее мнению, сериал «ярко обнажил проблему с подростковой преступностью и насилием в молодежной среде». Мизулина также сравнила подростковые образования с движением АУЕ и «ЧВК Редан». По ее мнению, ситуация может усугубиться, если не «работать с молодежью».

Действительно ли сериал так сильно влияет на школьников?

Лука

14 лет, Москва

«В моей школе „Слово пацана“ смотрят почти все. Хороший сериал: крутая сюжетная линия, актеры хорошо играют, интересно наблюдать.

Кому‑то нравится эстетика и общий вайб, как мне. Но у меня претензии к тем, кто воспринимает сериал всерьез: копирует манеру поведения и стиль общения героев, — их немного, но они есть. Танцуют как в сериале, заимствуют лексикон. Например, идешь по школе, тут к тебе подходят: „При делах?“ — докапываются. Я даже слышал разговоры пары человек, которые рассуждали, как им назвать свою группировку. Не уверен, что это всерьез, но они говорили с такой уверенностью, что, возможно, и не ради шутки. Хотя смысл сериала — показать, как было трудно в то время.

Девочки же в основном обсуждают, кто из героев им больше нравится — Марат, Вова Адидас или Пальто.

Фанаты сериала мне не нравятся: они агрессивные, могут приставать к пятиклассникам без причины. Они и до выхода сериала так себя вели, а сейчас совсем все запущено. У нас в школе разборки и стычки бывают нечасто, в основном между отдельными людьми. Могут из‑за девчонок разбираться. Но у меня желания устраивать разборки после просмотра не возникло.

Мне кажется, сериал сейчас пошумит и утихнет. Когда выйдут все серии, все досмотрят до конца, может, пару раз пересмотрят и забудут».

Мансур

16 лет, Казань

«Сериал правда очень популярен среди моих ровесников: подростки бурно обсуждают каждую серию, ждут продолжения. Некоторые люди даже начинают подражать персонажам, пытаются повторить их манеру речи и стиль в одежде. В моем окружении это тоже наблюдается.

Но по моему мнению, как бы это ни выглядело со стороны, подростки не романтизируют сериал и не пытаются возродить „казанский феномен“. Есть, конечно, люди, которым нравится эта эстетика: они яро пишут в комментариях к разным видео, что хотели бы вернуть те времена и что сейчас парни не такие, какими были в 1980-е и 1990-е.

В моей школе насилие не является чем‑то обыденным, любое рукоприкладство карается, так что драк и разборок практически нет. Но сериал немного поднял уровень агрессии подростков, потому что началось копирование „пацанских понятий“ — например, „пацаны не извиняются“, „чушпан“. Сейчас многие используют этот уличный жаргон. Недавно была новость, что казанские подростки назвались в честь одноименных группировок из сериала и устроили „побоище“. Вроде как люди просто в снежки играли, но все равно это не нормально. Пытаться возродить различные ОПГ, делить территории, ходить на „стрелки“ и прочее, как по мне, это идиотизм».

Рита

17 лет, Тамбов

«Сериал мегапопулярен среди сверстников: его смотрят буквально все!

Мне кажется, его романтизация была неизбежной. Я живу в маленьком городе, и 1990-е отсюда никуда не уходили. Эстетика банд тут почитается, а с выходом сериала все поголовно решили, что быть таким пацаном круто, и если об этом снимают кино, значит, так правильно. Представление о „сильных парнях“, которые решают „крутые вопросы“, тоже живо до сих пор. Несмотря на возрастную маркировку, мои ровесники смотрят сериал и берут оттуда примеры для подражания. И девчонки просто без ума.

Кажется, фандом сериала состоит в основном из „забивных“ ребят: такая субкультура мини-зэков, также имеющих свои понятия и нормы, за отличие от которых в лучшем случае можно получить пару пошлых или оскорбительных комментариев, а в худшем — пару переломов. Обычно это люди, которые не пошли учиться после девятого класса. Они очень любят драться где‑нибудь за гаражами или на заброшках, рано начинают пить и курить и думают, что они очень крутые. Так что я думаю, фандом образовался не столько из‑за выхода сериала, сколько просто забивные одобрили его и нашли еще больше ролевых моделей.

В моей школе в плане агрессии и стычек обычно все спокойно. Но при этом понятно, кто смотрел, а кто нет. Цитаты, манера общения и поведение — это все налицо».

«Есть чувство, что все свихнулись, и из 2023 года, когда насилие и действия банд осуждается, перебросились в конец 1980-х».

«И все очень хотят свою банду и заниматься офигительно важными вопросиками. Не могу сказать, что уровень агрессии вырос, но напряжение есть. Когда спрашиваешь человека, чем ему так понравился сериал, узнаешь, как плохо ты разбираешься в кино и что нужно смотреть фильмы и сериалы про настоящих крутых ребят, а не все это „пендосовское мыло“. Как будет развиваться эта тема дальше, пока неясно, но я уверена, что мода подражать „крутым“ дворовым ребятам будет держаться очень долго».

Почему мы опять романтизируем насилие?

На самом деле в популярности «Слово пацана» никакого феномена нет. Люди снимают кино о бандитах, криминале и насилии столько же, сколько существует кинематограф. Часть зрителей всегда воспринимает происходящее на экране буквально. То же произошло, например, с дилогией «Брат», когда проблемный ветеран Чечни с ПТСР, живущий по понятиям и убивающий людей, в условиях нестабильности и страха казался настоящим супергероем. Или с сериалом «Бригада» о жизни и драмах бандитов 1990-х.

Роберт Гараев

Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», консультант сериала «Слово пацана»

«Молодежные банды в Казани существуют до сих пор. Не в таком количестве, как в 1980-х, но они собирают общак, устраивают сходки. Конечно, все сильно изменилось, и теперь они вытеснены на периферию. Группировки по казанскому типу были в Чебоксарах, на территории Поволжья и других городах Татарстана. На данный момент, как говорят участники группировок, их больше всего в Ульяновске. То, что там происходит, похоже на Казань 1990-х: точно так же гоняют друг друга палками, делают „копилки“Пробоина в голове от удара арматурой., устраивают „с добрым утром“Акция, когда члены группировки встречали кого‑то из школы или другого учебного заведения. Если попадался участник противоборствующей банды, его избивали.. Насколько я знаю, сегодня в банды попадают в основном дети из неблагополучных семей.

Сериал „Слово пацана“ абсолютно достоверный. Он точно передает атмосферу того времени — настолько, что охватывает дрожь. Как будто путешествуешь в машине времени по не самым комфортным закоулкам памяти. На мой взгляд, демонстрация того, как было на самом деле, это не романтизация насилия.

Мода на „пацанскую эстетику“ никогда не уходила: половина Советского Союза сидела в лагерях, была хрущевская амнистия 1953 года, когда около миллиона заключенных вышло на свободу, и далеко не все из них были политическими. И законы блатной романтики распространились на всю страну. Эта преступная эстетика чуть запретная, и ее полностью не искоренишь — во все эпохи какой‑то процент населения будет околокриминального толка. Чем здоровее общество, тем меньше у людей желания собираться по криминальным делам».


Криминальный мир в культуре всегда окутан романтическим флером. Его герои не признают официальной власти и строят собственные маленькие государства, свободные от полиции, налогов и навязанных авторитетов, — это очень привлекательные образы для подростков, уставших от контроля. Для зрителей постарше, чувствующих бессилие в силовом государстве, — тоже.

В мировой культуре масса примеров обаятельных преступников: Робин Гуд, Хан Соло из «Звездных войн», Остап Бендер, марвеловский Локи, Томас Шелби из «Острых козырьков», герои Тарантино. Таких персонажей можно найти даже в безобидной детской анимации: вор Флинн Райдер из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история» занимает особое место в фанатском сообществе, его часто называют самым привлекательным мужчиной в галерее диснеевских принцев. Та же участь постигла и героев сериала «Слово пацана»: в тиктоке можно найти кучу фанкамов, в которых пользователи восхищаются тому, как Марат благородно относится к женщинам (естественно, опуская момент, что герой украл шапку у пожилой учительницы). Или как Вова Адидас идет против главаря банды Кащея, вступаясь за «скорлупу»Самые младшие члены группировок. .

Кажется, «Слово пацана» удачно попало в нерв: для одних это — ностальгия, для других — попытка найти примеры героев, которые выживают в самых жестоких условиях.

Самое любопытное — чем закончится шоу и к какому выводу подведут создатели: будет ли это экзистенциальная притча в духе Достоевского или простое насилие ради насилия. Кажется, и в том и в другом случае получится органично: в современном мире агрессия тоже иногда происходит просто так. И для нее не нужны основания.

Расскажите друзьям
Читайте также