Кинофестивали

Русский «Медведь», «Мамонты» и неоновый демон: 6 российских сериалов, которые мы ждем

25 июня 2023 в 17:00
В Иваново завершился пятый фестиваль российских сериалов «Пилот», на котором только в основном конкурсе показали 20 новых тайтлов (еще десять — вне конкурса). Евгений Ткачев — о самых интересных проектах смотра, которые стоит взять на заметку. Будущий хит — «Мамонты» с Юрием Стояновым.

«Мамонты», реж. Иван Соснин

Лучший пилот сериала. Выбор зрителей

Сериал, который не стыдно показать вашим родителям. Из «Мамонтов» может получиться народный хит не хуже «Вампиров средней полосы». Это снова история про семью и снова с Юрием Стояновым — на сей раз в роли технологически безграмотного пенсионера и настоящего «мамонта» Николая Николаевича. Когда успешная дочка Юля (Марьяна Спивак) перевозит его в Новую Москву, мужчина почти сразу же становится жертвой телефонных мошенников. Чтобы вернуть украденные деньги, самоуважение и поскорее съехать от родных, мужчина обращается за помощью к продвинутой внучке Полине (Елизавета Ищенко). А та и рада помочь, ведь дед занимает ее комнату. Это, что называется, feel good movie, «доброе кино», как и предыдущая работа Ивана Соснина «Далекие близкие». Трогательный герой, невинные и смешные шуточки, много милоты — местами даже слишком много. От сахарности происходящего на экране рискует начаться диабет. Однако герой благодаря могучей харизме Стоянова такой обезоруживающе обаятельный, а его бадди-муви с внучкой такое нежное, что невозможно не растаять под воздействием чар «Мамонтов». К тому же сериал не только семейная драма, но и кибердетектив. Очевидно, что Николаю Николаевичу предстоит погрузиться в самые темные уголки даркнета и лично заняться профилактикой киберпреступности. Иными словами, эти мошенники связались не с тем «мамонтом»!

Смотреть

на Okko (с 9 декабря 2024 года)

«Горящий тур», реж. Дмитрий Тюрин

Лучший режиссер

А это криминальный триллер для не слабых духом, в котором играют сразу два актера из хлебниковского «Снегиря»: Александр Робак и Тимофей Трибунцев. Один — барнаульского бизнесмена, другой — профессора геологии. Они отдыхают со своим дочерьми в Мексике, но тут девушки пропадают, а парня, с которым их видели, находят мертвым. Полиция официально объявляет девочек погибшими, а мужчин депортирует из страны. Однако отцы не собираются просто так сдаваться и решают вернуться в Мехико через Гватемалу, но во время незаконного пересечения границы вляпываются в разборки наркокартелей. Режиссер второго сезона «Эпидемии» и «Жажды» Дмитрий Тюрин — неплохой жанровый постановщик, а благодаря лихой мексиканской фактуре а-ля «Земля картелей» его кино расцветает, подобно красивому, но смертельно опасному цветку. «Горящий тур» заставляет вспомнить не только все любимые триллеры про потерявшихся в чужой стране туристов и экспатов (из недавнего — «Звезды в полдень» Клер Дени), но и лютые боевики Брильянте Мендосы («Бойня», «Мама Роза», «Альфа: право убивать»), в которых людей разделывают на куски и пленных не берут. Это борзое, бодрое и крайне недоброе, в отличие от «Мамонтов», кино про отцов и детей с неприятными героями. Особенно невыносим персонаж Робака — пожалуй, самый отталкивающий в его богатой на всяких подлецов фильмографии.

Смотреть

на ТНТ и Premier

«Убить Риту», реж. Мария Агранович

Лучшая актриса (Евгения Борзых)

Самый лихо закрученный пилот фестиваля поставила Мария Агранович, в чьем полнометражном дебюте «Люби их всех» когда‑то блистала Алена Михайлова. Тут же сияет звезда Евгении Борзых — вокалистки «СБПЧ», в сериале ошеломительно круто играющая учительницу химии по имени Рита. После того как ее увольняют из школы за сексуальную связь со старшеклассником, она драит полы в стриптиз-клубе и знакомится с одной особой, которая предлагает ей чистить ковер в своем коттедже. Однажды в этом коттедже Рите предстоит замести следы убийства, после чего на нее начнется охота. Но дело в том, что Рита не та, за кого себя выдает, и, чтобы ее поймать, нужно приложить недюжинные усилия. «С наукой нигде не пропадешь!» — настаивал Марк Твен в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». И действительно: глубокие познания Риты в химии позволяют ей выкручиваться из самых безнадежных ситуаций. Но также подводят девушку под монастырь: она начинает идти по той же скользкой и опасной дорожке, что и один печально известный химик.

Впрочем, не хочется сравнивать этот сериал с «Во все тяжкие». У «Риты» свой путь, по которому она движется уверенным шагом. Это мультижанровое кино, в котором оказываются намешаны шпионский триллер в духе «Идентификации Борна», детектив, мелодрама и отсылки к Квентину Тарантино. Не только, кстати, на уровне названия. Когда один из преследующих Риту бандитов говорит, что она похожа на Уму Турман из «Убить Билла», мы сразу видим пяточки Борзых. За пяточки хочется сказать отдельное спасибо!

Смотреть

на Premier

«Я иду искать», реж. Алексей Иванов

Лучший сценарий

Один из самых эстетских пилотов фестиваля, визуально похожий на неоновые нуары Николаса Виндинга Рефна: «Слишком стар, чтобы умереть» и «Ковбой из Копенгагена». Прожигательница жизни Алена (Дарья Верещагина, Алиса Селезнева из новой экранизации «Сто лет тому вперед») съедаема чувством вины из‑за того, что в детстве недоглядела за сестрой. А тут ее бросает парень, и еще у нее пропадает пес Альдо. Девушка бросается на его поиски по ночному городу и встречается со своими самыми жуткими кошмарами. Учитывая то, что собака найдется уже в пилоте, не совсем понятно, в какую сторону двинется сериал — видимо, это будет метафизический поиск себя: не столько «Сто лет тому вперед», сколько «Сто дней после детства». «Я иду искать» работает с детскими травмами в жанре фильма ужасов — трудно не поежиться при виде клубящегося пара и утопающих в неоне улиц (характерных примет кинематографа «лихих девяностых»). А когда главная героиня, скрываясь от погони, забирается в водосточную трубу, начинает казаться, что ее сестренку сожрал клоун-убийца Пеннивайз из «Оно» — и скоро он/оно придет за самой Аленой.

«Шеф», реж. Евгений Пузыревский

Повара в топе! Только недавно вышли «Точка кипения», «Меню» и первый сезон «Медведя» (а на днях состоялся релиз второго). Так что нет ничего удивительного в том, что на телеканале «Пятница!» решили замутить свой кухонный триллер, а в режиссеры позвать хоррормейкера Евгения Пузыревского («Бывшая»), который умеет делать и комедию. Собственно, «Шеф» существует на стыке этих жанров. Кай Федотов (Денис Прытков, «Капельник») с детства мечтал готовить и дослужился до шеф-повара в мишленовском ресторане. Однако один страшно неудачный день ломает его карьеру, и Каю приходится собирать ее по кусочкам заново. В пилоте Пузыревский и сценарист Денис Косяков ловко нагнетают саспенс, выдают образцовую экспозицию и на медленном огне разжигают конфликт, пока он не пропечется до нужной кондиции. Но вместе с тем в сериале, к сожалению, не обходится без навязших на зубах сюжетных клише. Девушка у Кая токсично-маниакальная, сам Кай слишком д’Артаньян, а некоторые персонажи похожи не на живых людей, а на ожившие карикатуры (например, санинспекторы или пьяный рвущийся на кухню бизнесмен).

Смотреть

на «Пятнице!» (с 18 ноября 2024 года)

«Цербер», реж. Владимир Щегольков

Лучший пилот сериала. Выбор жюри

Трудно советовать этот сериал (слишком уж он местами кринжовый), но, по крайней мере, стоит дать ему шанс. Удивительный эффект от просмотра «Цербера» создается за счет того, что он существует на стыке противоположно заряженных полюсов: НТВ и Premier. Это, с одной стороны, как бы вольный сиквел чудовищного «Союза спасения», ведь империя снова под ударом (после восстания на Сенатской площади продолжаются чистки декабристов), а с другой — супергеройский детектив а-ля «Готэм» (в Петербурге орудует серийный убийца, за которым охотится сыщик в исполнении Тимофея Трибунцева в невероятном fat suit-костюме, который делает его похожим на колин-фаррелловского Пингвина из «Бэтмена»). Иначе говоря, в «Цербере» костюмированная драма соседствует с каким‑то жесточайшим жанровым гротеском, от которого сначала кругом идет голова, а потом и вовсе сносит крышу. Однако при всех парадоксальных достоинствах у сериала есть и одно очевидное — музыка композитора Алексея Айги, которая поднимает это очень спорное искусство на одну ступень выше.

Смотреть

на НТВ и Premier

Расскажите друзьям
Читайте также