«Снегирь»: драма Бориса Хлебникова про схватку с водной стихией, которая вжимает в кресло

22 апреля 2023 в 20:33
Фото: СТВ
45-й Московский международный кинофестиваль открылся «Снегирем» Бориса Хлебникова — фильмом-катастрофой про рыболовецкое судно, попавшее в шторм. Рассказываем, что общего у картины с «Белым шквалом» Ридли Скотта и чем она от него отличается.

На потрепанное жизнью рыболовецкое судно — сейнер с красивым названием «Снегирь» — для прохождения практики прибывают два студента из питерской морской академии. Максим (Олег Савостюк) хочет связать свое будущее с судоходством, а его друг Никита (Макар Хлебников, сын режиссера) отправился в это путешествие чисто по фану, чтобы было потом что вспомнить. На борту их встречает команда тертых морских волков. С Геннадием (Александр Робак), отцом двух дочерей, молодые люди быстро находят общий язык, а вот с Юриком (Тимофей Трибунцев) у них возникают контры. Конфликт поколений (бумеров и зумеров) неизбежен, а тут еще надвигается шторм…

С одной стороны, новый фильм Бориса Хлебникова (чья первая сольная работа символично называлась «Свободное плавание», а неосуществленной мечтой остается экранизация «Острова сокровищ») хочется сравнивать с картинами его коллег по «новой русской волне», которые в середине прошлого десятилетия вместо камерных фестивальных драм стали снимать большое массовое кино. «Снегирь» такой же фильм-катастрофа, как «Ледокол» Николая Хомерики. И такой же роман воспитания с трагическим финалом, как лента Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».

Но меж тем «Снегиря» также хочется сопоставить с не самым, быть может, топовым, но по-своему выдающимся фильмом Ридли Скотта «Белый шквал» — античной (по накалу страстей) трагедией про схватку моряков с Нептуном, к тому же еще основанную на реальных событиях. По ее сюжету студенты под руководством бывалого капитана в исполнении Джеффа Бриджеса отправляются в кругосветное путешествие на бригантине «Альбатрос», которое завершается грандиозным штормом.

«Снегирь» — злой брат-близнец «Шквала». Злой, потому что картина Хлебникова заканчивается значительно жестче, чем фильм Скотта, хотя в «Шквале» погибает больше людей. Все дело в том, что, пока британский режиссер остается в конвенциях жанра, Хлебников вместе со своей соавторкой, сценаристкой Наталией Мещаниновой, их нарушает. Если «Шквал» до конца следует канону классического романа воспитания, «Снегирь» с определенного момента начинает его деконструировать, когда (спойлер)Один из зумеров неожиданно погибает на борту сейнера.. В итоге, несмотря на то что фильмы заканчиваются одинаково (в финале герои сплачиваются во время суда над одним из членов команды), они по-разному расставляют акценты.

«Шквал» написан и снят по всем законам голливудского кино. Есть морской волк (Джефф Бриджес), который учит уму-разуму и мужеству неоперившихся салаг. Он встает за свою команду горой, когда корабль, например, останавливает кубинский военный катер (действие происходит в 1960 году, накануне Карибского кризиса). А когда происходит трагедия и власти хотят повесить вину на персонажа Бриджеса (хотя капитан ни в чем не виноват), уже подопечные встают на его защиту. Таким образом, «Шквал» заканчивается патетическим хеппи-эндом.

Не таков «Снегирь». Трагедия на судне, случившаяся по халатности одного из членов экипажа, приводит к хорошо знакомой в российском обществе круговой поруке и молчанию. Команда прибегает к чудовищной лжи, потому что «рыбаки своих не бросают». «Снегирь» оказывается историей про мужское братство, членом которого можно стать практически через жертвоприношение. Но стоит ли оно того? Фильм оставляет одного из зумеров и зрителей в раздумьях. Тут действительно есть, над чем поразмышлять.

Но «Снегирь» не только фильм-размышление, но и фильм-развлечение. Водный аттракцион. Что называется, крепкая работа. Легко представить, каким рубленым слогом написана книжкаФильм снят по мотивам шестидесятнического романа «Три минуты молчания» Георгия Владимова, автора «Верного Руслана»., потому что фильм снят в характерной для такой прозы манере. Несмотря на то что Хлебников и Мещанинова осовременили роман, шестидесятнический дух произведения все равно витает над картиной. Стоит предупредить, «Снегирь» — очень специфическое удовольствие, не на каждого. Но если вы не боитесь морской качки и готовы отправиться с героями в невероятное приключение, знайте: не то кино назвали «Вызовом». Настоящий вызов — это «Снегирь».

7
/10
Оценка
Евгения Ткачева

«Снегирь» выйдет в российский прокат 8 июня.

Расскажите друзьям