Прошло 27 лет после событий первой части, когда школьники из «Клуба неудачников» прогнали воплощенное зло в образе клоуна Пеннивайза (Билл Скарсгорд). Однако в городке Дерри по-прежнему унижают и подавляют — даже еще жестче, по-взрослому, по-гомофобному. В том, что зубастый клоун начинает новые убийства с персонажа Ксавье Долана, есть что‑то особенно символическое для гоморомантической линии, которая с особым трепетом выужена из книги Кинга и теперь ставится в ряд немногих заслуг нового фильма вместе со всей актерской работой Билла Хейдера (поклонники сериала «Барри» подтвердят).
Из родного городка свалили все главные герои, кроме афроамериканского архивариуса Майка (Исайя Мустафа), который поселился в библиотеке и все это время ждал возвращения темного прошлого. Очкарик Ричи (Билл Хейдер), в детстве шутивший про мамку и пенисы, воплотил свой талант в стендапе. Пухляш Бен (Джей Райан) на зависть многим трансформировался в Данилу Козловского из фильма «Духless». Беверли (Джессика Честейн) и Эдди (Джеймс Рэнсон) тоже достигли успеха, но связали себя узами брака с токсичными копиями своих же родителей. Еврей Стэн в исполнении Энди Бина, скажем так, продержался не дольше сериала «Болотная тварь» с тем же актером. Заика Билл (Джеймс МакЭвой) стал писателем, чей роман экранизирует аж сам Питер Богданович, хотя концовки его книг, по общему признанию, — полное барахло.
С этой переклички со Стивеном Кингом (его тоже на протяжении всей карьеры ругали за концовки), который появляется на правах камео и тоже подтрунивает над книжным финалом героя МакЭвоя, нас постепенно начинают готовить к мысли, что плохие концовки лучше переделывать. Но самое смешное, что в основной канве авторы следуют оригинальной кинговской развязке, лишь корректируя детали вроде космической черепахи или лишения руки. Стоит ли это считать своеобразным авторским признанием, что им не удалось справиться с книжным проклятием концовки? Более того, они закольцовывают финал с первой частью так, чтобы «Оно-2» еще больше походило на заикающийся ремейк со звездами, чем на развитое продолжение.
По условиям фильма, чем дальше повзрослевшие герои находились от Дерри, тем меньше они помнят события первой части, поэтому Мускетти с особым рвением вспоминает прошлый сюжет, настолько не веря в память зрителей мультиплексов, разжевывая все вместе с попкорном, напоминая каждую деталь двухлетней давности. Но в итоге на фоне вставок с юным актерским составом лишь становится еще заметней, насколько взрослый кастинг даже с МакЭвоем и Честейн выглядит менее обаятельно и более сумбурно, как будто им поставили задачу сыграть на уровне школьной постановки. Что не далеко от истины, ведь одна из главных идей фильма заключается в том, что, даже будучи взрослыми людьми, мы остаемся заложниками своих детских страхов, но мы можем продолжить развитие, как только победим демонов прошлого. Поэтому главное преимущество «Клуба неудачников» в том, что в конце концов они могут повзрослеть, а вот вечный клоун каждые 27 лет остается верен своим фокусам, поэтому вынужден отпустить деток со старушечьим всхлипом: «Вы стали такими большими».
Но это настолько выпуклая и навязчивая метафора, будто красный воздушный шарик, она лопается о неотесанные углы ошибок самого фильма. Сиквел пытается усидеть на двух стульях одновременно или, точнее, зайти в две двери сразу: на одной написано «Сыграть в психологизм», на другой — «Будет много скримеров». Поэтому мы вынуждены наблюдать пунктирное, ребяческое и неуважительное отношение к психологическим проблемам, в основном предаваясь скачкообразному аттракциону бу-эффектов, которые утомляют уже к третьему часу. Главная ошибка заключается в том, что, имея живой актерский талант Билла Скарсгорда, режиссер Мускетти предпочитает устроить парад компьютерных страшилок, превращая Пеннивайза во что угодно — в старуху, огненную девочку или паука, — но все это проигрывает хотя бы одной сцене, где Скарсгорд появляется без грима.
Фильм находится на развилке между этапными хоррорами и аттракционными ужастиками, которые сиюминутно могут собрать вокруг себя толпу зрителей, но на долгой дистанции все равно проигрывают не только современным драматическим фильмам ужасов, за которыми будущее (типа другого «Оно», «Ведьмы» или «Солнцестояния»), но и даже мини-сериалу 1990 года, в котором, как показывает историческая справедливость, все-таки было больше живого и человеческого. Особенно это заметно на фоне триумфальной истории про другого злого клоуна этой осени — «Джокера», в котором окончательно отказались от фантастической составляющей в пользу психологического триллера. Будем теперь мериться, у кого «Золотой лев», а у кого лишь бешеный шпиц?
Напоследок список тех, кого фильм действительно может ужаснуть: олдскульных поклонников Стивена Кинга; кто полюбил первую часть фильма; кто верил в дуэт Честейн и МакЭвоя даже после «Темного Феникса»; кто надеялся, что сцены с пауком Машенькой остались в 2004 году вместе с «Ночным дозором»; кому надоели позавчерашние отсылки к «Сиянию», «Нечто» и «Крепкому орешку»; кто хотел увидеть побольше Билла Скарсгорда и Ксавье Долана; писателей, психологов, собаководов, индейцев, аптекарей, перфекционистов и также тех, кто надеялся успеть на метро после последнего киносеанса (кстати, именно так называется лучший фильм Богдановича).
Максима Сухагузова