«Кин» («Kin»), реж. Джонатан и Джош Бейкер
У чернокожего школьника Илая (Майлс Труитт), ворующего металлолом на заброшенной фабрике, есть строгий приемный отец (Деннис Куэйд) и старший брат Джимми (Джейк Рейнор), который недавно вышел из тюрьмы. Джимми срочно нужны деньги: он задолжал братьям Балик — Тейлору (макабрический Джеймс Франко) и Датчу (Гэвин Фокс) — $60 000 за то, что они крышевали его в тюрьме.
Поэтому брат просит денег у отца, но тот ему отказывает, что приводит к трагедии. Тогда Джимми берет с собой Илая и убегает от гангстеров, подцепив по дороге еще и сердобольную стриптизершу (Зои Кравиц). Справиться со всеми неурядицами им помогает лазерная пушка, которая лежит в рюкзаке у Илая: мальчик нашел ее на фабрике рядом с трупами пришельцев из другого измерения. И теперь эти похожие на солистов Duft Punk пришельцы, гангстеры и спецслужбы идут по следу братьев.
Непосредственные создатели сериала «Очень странные дела», братья Даффер, не принимали участие в работе над «Кином», зато принял их продюсер Шон Леви, а еще (тоже в качестве продюсера) актер Майкл Б.Джорджан («Крид: Наследие Рокки», «Черная пантера»), у которого в фильме есть неожиданное камео — в финале присмотритесь повнимательнее к чистильщику в мотоциклетном шлеме.
Примечательно, что режиссерами «Кина» выступили тоже братья — Бейкер. И о чем мог быть их полнометражный дебют, как не о братских взаимоотношениях? Вполне понятное упражнение: рассказывай о том, что хорошо знаешь. И братья не мельчат. У них есть аж три братские пары в фильме: Илай — Джимми, Тейлор — Датч, а третья — спойлер.
Именно из-за трения между этими персонажами фильм начинает приобретать драматический объем. То есть по жанру «Кин» — это семейная драма, но, чтобы ее было не скучно смотреть, смешанная с подростковой фантастикой. Лазерная пушка, например, тут не просто гаджет, а предмет, обостряющий отношения между героями — и тем самым резко повышающий ставки.
Тем не менее, несмотря на то, что фильм сделан в жанре young adult, это все-таки не старая добрая фантастика с детьми. В карманном цитатнике Бейкеров спрятаны вещи повзрослее. Периодически через саундтрек «Кина» начинает пробиваться что-то похоже на карпентеркорЭлектронная музыка, которую режиссер Джон Карпентер пишет для своих фильмов и не только., а в финале картины есть жирный оммаж то ли шедевру Карпентера «Нападение на 13-й участок», то ли первому «Терминатору», то ли и тому и другому одновременно.
Однако, несмотря на всевозможные аллюзии (в фильме еще мелькнет аркадный автомат, посвященный «Судному дню»), Бейкеры меньше всего похожи на фанбоев или хитрых концептуалистов. Их фильм — суровая ветхозаветная притча (неспроста же заглавного героя зовут Илай), рассказывающая о предательстве, примирении и нахождении своего истинного предназначения. «Kin» — это и родня, вокруг которой строится сюжет, и кинетическая энергия, которая исходит от кинобратьев. Это пушка, надо брать.
«Темные отражения» («The Darkest Minds»), реж. Дженнифер Ю
В будущем детей поразила какая-то странная болезнь — большинство из них умерли, а те, что выжили, либо резко поумнели (им присвоен зеленый цвет), либо обрели сверхсилы (им достались голубой, желтый, красный и — самый опасный — оранжевый). Испугавшись недюжинного потенциала такого поколения «людей икс», правительство загнало львиную долю подростков в концлагеря. Среди них оказалась чернокожая девушка Руби Дели (Амандла Стенберг), которая на самом деле «оранжевая», но умело притворяется «зеленой» за счет способности стирать память.
Впрочем, вскоре девушке при поддержке оппозиционных сил удастся бежать. Но поняв, что ей с оппозиционерами не по пути, она убегает и от них — и прибивается к группе подростков-диссидентов, разъезжающих по хайвею на миленьком фургончике а-ля «Маленькая мисс Счастье». Эти ребята — благородный Лиам (Харрис Дикинсон), занудливый Чабс (Скайлан Брукс) и маленькая Зу (Мия Чех) — быстро принимают Руби в свои ряды, а затем начинают искать других одаренных детей, прячущихся от правительства.
Если говорить по существу, это те же самые «Очень странные дела» (что совсем не странно: сценарист «Отражений» Чад Ходж работал вместе с создателями «Stranger Things» над сериалом «Уэйуорд Пайнс»), но сильно увязшие в социальной повестке. По всему фильму, словно драгоценные камушки, раскиданы приметы времени.
К концлагерям легко приплести расистскую риторику Дональда Трампа, к страху перед детьми — ужас взрослого поколения перед поколением Z (или просто ужас родителей перед детьми — как в хорроре «Мама и папа»), а в главной героине можно увидеть отголосок движений Timeʼs Up и #MeToo.
Дальше — больше. На постере фильма четыре персонажа — и только один из них белый, а главная героиня не просто девушка, а мулатка. Для Голливуда с его #OscarSoWhite это, конечно, шаг вперед, но конкретно этот фильм — шаг назад. Дело в том, что драматургия «Отражений» трещит по швам — и на это просто нельзя закрыть глаза.
Справедливости ради заметим, что фильм по роману Александры Бракен довольно резво стартует — и пока Чад Ходж и режиссер Дженнифер Ю («Кунг-фу Панда-2,3») расставляют фигуры на шахматной доске, за ним интересно наблюдать: особенно когда в роли ловца детей появляется Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт из «Игры престолов»).
Однако потом героиню Кристи посылают куда подальше — и туда же посылают зрителей. Фильм проносится перед глазами, как товарняк, а в скомканном (и явно нацеленном на сиквел) чрезвычайно слащавом финале выясняется, что «Отражениям» по сути нечего нам предложить, кроме вороха актуальных тем. Очевидная, казалось бы, вещь, но тем не менее — недостаточно быть в социальной повестке, чтобы получилось хорошее кино, — об этом, в частности, вам расскажет сериал «Рассказ служанки», уже два сезона потчующей зрителей злободневной публицистикой — но причем тут искусство?
Это, впрочем, не означает, что социальная повестка не может идти рука об руку с кино. Получилось же у Гильермо дель Торо ловко совместить и то и другое в «Форме воды». Или взять, например, «Голодные игры». Это, как и «Отражения», тоже примодненный young adult вперемешку с феминистическим кино. Но в «Голодных играх» был пульсирующий нерв, увлекательный эпос и тревожный рассказ о взрослении. В общем, была хорошая история — и вот с этим у «Темных отражений» полный и безоговорочный провал. Герои похожи на мультяшек (что, впрочем, немудрено, учитывая анимационное прошлое Дженнифер Ю), сюжет кишит несостыковками и фантастическими допущениями, а конфликт, строящийся на необходимости ради блага любимых людей стирать им воспоминания, не стоит того.
Конечно, бывают фильмы хуже, чем «Отражения», но есть большие сомнения, что эта едва наметившаяся франшиза получит продолжение, а Чаду Ходжу (покинувшему, кстати, мистический сериал «Уэйуорд Пайнс» в тот самый момент, когда власть в городе захватили дети) удастся привести подростков к победному концу.