Сложно не заметить моду на новый, но давно известный ингредиент: уголь. Если пять-десять лет назад в массовой косметике он встречался относительно редко и говорили о нем чаще контексте DIY-рецептов, то в последнее время средств на основе угля прибавилось: маски, средства для умывания, даже декоративная косметика. Популярность понятна: для производителя это дешево, а для покупателя — интересно: черная косметика — это все еще непривычно. Вспомнить хотя бы массовую истерию вокруг черных масок, которые полгода назад продавали в каждом инстаграм-магазине.
Углю приписывают множество разных свойств — от очищения и детокса до борьбы с акне. Но это, как часто оказывается в бьюти-индустрии, преувеличение. «Не то чтобы уголь в косметике бесполезен, но, на мой взгляд, его польза сильно притянута за уши», — пишет косметический химик Колин Сандерс. На сегодняшний день исследований, доказывающих эффективность угля в косметике, нет.
Важное свойство угля — способность сорбировать на себе вещества. При отравлениях он в виде таблеток впитывает содержимое кишечника. При разливе нефти или химикатов его используют для борьбы с загрязнением окружающей среды. В косметике он позиционируется так же: как очищающий компонент. Углю приписывают детокс-свойства, но этом случае преувеличена не столько эффективность самого угля, сколько необходимость детокса. Человеческий организм отлично справляется с вредными веществами, которые в него попадают, и кожа играет в этом процессе далеко не главную роль. А для того чтобы очистить кожу от веществ, которые оседают на ней в течение дня, достаточно сходить в душ.
Уголь — нейтральное средство, которое сорбирует излишки жира и грязи, что почти всегда актуально для обладателей жирной кожи. Сейчас в магазинах можно найти множество разных масок с углем, но, как правило, основную очищающую функцию в них выполняют другие компоненты. Например, в масках GlamGlow Supermud Clearing Treatment и Clinique Pore Refining Solutions Charcoal Mask очищает глина, а в GlamGlow еще и дополнительно отшелушивает смесь кислот. Компания Erborian делает отшелушивающее и очищающее средство Black Scrub — несмотря на название, это не скраб, а мягкий пилинг-скатка, который не травмирует кожу. И здесь за отшелушивание отвечают акрилаты и целлюлоза, которые скатываются при нанесении на кожу.
Черный скраб для лица Erborian, 2550 р.
Пенка-масло The Yeon Lotus Flower Charcoal Transform Cleanser, 1550 р.
Северное мыло-детокс на основе активированного угля Natura Siberica, 520 р.
Поросуживающая маска Clinique Pore Refining Solutions, 2500 р.
Маска Glamglow Supermud Clearing Treatment, 3299 р.
Очищающее средство Lush «Ангелы ночи», 470 р.
В средствах для умывания уголь встречается реже, чем в масках, и это объяснимо: для очищения он должен находиться на коже относительно долго, а умывание — быстрый процесс. Очищающие функции в таких средствах тоже выполняют поверхностно-активные вещества, а не уголь. На руку производителю играет контраст цвета и назначения: с чистотой ассоциируется белый цвет, поэтому черное масло для умывания как минимум привлекает внимание. Такие масла выпускают многие корейские бренды, среди них — The Yeon Lotus Flower Charcoal Transform Cleanser — масло, превращающееся в пенку при контакте с водой. Натуралистичный бренд Lush выпускает очищающее средства «Ангелы ночи» в виде порошка, который нужно смешивать с водой. Здесь уголь выполняет функцию мягкого абразива. Средство понравится людям с жирной кожей, хорошо очистит, мягко отшелушит и не пересушит, хотя использовать его не очень удобно. Российская Natura Siberica тоже предлагает «Северное мыло-детокс с углем». Оно продается со специальным черным спонжем, который превращает использование в ритуал.
Уголь добавляют в массу других средств — от зубных паст до декоративной косметики. Но важно понимать, что во всех этих случаях уголь выполняет декоративную функцию, а за основные свойства отвечают менее экзотичные глина или силиконы. Отбрасывать уголь как уходовый ингредиент не стоит — в будущем наверняка обнаружатся его полезные свойства, но прямо сейчас его эффективность под большим вопросом.