перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Нация пришельцев» Грэма Бейкера

Каждую пятницу Станислав Зельвенский, опираясь на собственную интуицию, выбирает хороший старый фильм, способный украсить выходные и помочь дожить до понедельника.

Кино

Фотография: 20th Century Fox

1991 год, Лос-Анджелес. Три года назад в Америке приземлилась гигантская летающая тарелка. На борту было 300000 гуманоидов, предназаченных не для завоевания Земли, а, напротив, для тяжелого труда в любых условиях — иначе говоря, рабов. Президент Рейган их поприветствовал, для порядка их подержали в карантине, а потом отпустили. Пришельцы выучили английский, устроились на малооплачиваемые работы, обжили гетто, пошли в школы. На телевидении их называли «новоприбывшие», на улице прижилось жаргонное словечко «шлак».

Детектив Сайкс (Джеймс Каан), патрулируя улицы с товарищем, видит, как двое пришельцев грабят магазин третьего. Начинается перестрелка, напарника убивают, Сайкс, и до того с предубеждением относившийся к гостям, звереет и бьет прибежавшего на помощь инопланетянина в полицейской форме (Мэнди Пэтинкин) по лицу. Оказывается, что это первый из «новоприбывших», дослужившийся до детектива — и он, разумеется, теперь будет его напарником.

Идея в основе «Нации» — что называется, на миллион долларов. Будь у него поинтереснее режиссер и побольше бюджет, фильм, несомненно, сейчас был бы классикой уровня «Терминатора» и «Бегущего по лезвию». Или если бы сценарий дали переписать Джеймсу Кэмерону — а впрочем, Джеймс Кэмерон переписывал этот сценарий. «Нация» не стала суперхитом, но из нее вырос сериал и пять телефильмов, явные отголоски можно найти, скажем, в «Людях в черном», а недавний «Район №9» просто впрямую позаимствовал центральную метафору.

Метафора метафорой, но это не только и не столько либеральный манифест в защиту мигрантов (любопытно, что играющий перековавшегося ксенофоба Джеймс Каан в жизни — человек столь редких в Голливуде крайне правых взглядов), а в первую очередь веселое и изобретательное кино. Пришельцам, внешне похожим на терминальных больных, придумана целая мифология, потом как следует разработанная в телепродолжениях. Они невосприимчивы к опасным для человека газам, но морская вода действует на них, как соляная кислота. Они не пьют алкоголь, но пьянеют от молока. Они не слишком задумывались, когда брали себе человеческие имена, поэтому главного гуманоида зовут Сэм Франсиско, а одного из главных злодеев — Редьярд Киплинг. Они едят сырое мясо — Сэм Франсиско, в частности, питается бобром. Плюс, естественно, масса шуток на тему секса.

И все это безобразие вклеено в полицейский бадди-муви — жанр, расцветший в 80-е в рамках общей демократизации нравов. Белому человеку доставался в напарники черный, азиат, ребенок, собака, даже женщина — появление инопланетянина было, видимо, только вопросом времени. Пятнистый череп Сэма Франсиско слегка обесценивает актерскую работу Мэнди Пэтинкина, но вкрадчивый голос пришельца узнается без проблем: через четверть века им заговорит Сол Беренсон в сериале «Родина». В «Нации» традиционный простенький сюжет «Смертельного оружия» или «48 часов» и полный набор соответствующих клише: герой унижает напарника, герой напивается с напарником, герои приходят в бар, где напарник в силу происхождения ориентируется гораздо лучше, и так далее. Но выглядит все, конечно, несколько иначе — учитывая, что наркотики распространяет Теренс Стамп с резиновой головой, а во время попойки один собутыльник употребляет «Столичную», а второй глушит кефир.

Инопланетные неформалы, напялив косухи, заседают в баре под прямолинейную «Scary Monsters», инопланетная стриптизерша извивается под диковинный кавер «Sympathy for the Devil», инопланетные синефилы выстраиваются у кинотеатра, где идет (увы, до сих пор еще не сделанный) «Рэмбо-6». Возможно, в плане политической корректности Америка продвинулась дальше, чем некоторые другие страны, потому что Голливуд снимал не застенчивые драмы о гастарбайтерах, а вот такое. Впрочем, это еще 80-е, а не 90-е, и в самом конце не хватает буквально одного, ужасно напрашивающегося кадра — если к «Нации» однажды сочинят ремейк, что кажется почти неизбежным, он там, конечно, будет. 

Ошибка в тексте
Отправить