перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Нарушение территории» Уолтера Хилла

В выходные после прилета МакФлая Станислав Зельвенский рекомендует посмотреть задорный боевик про пожарных, бандитов и сокровище по сценарию авторов «Назад в будущее».

Кино
«Нарушение территории» Уолтера Хилла

Двое пожарных из Арканзаса (Билл Пэкстон и Уилльям Сэдлер), вломившись в горящую квартиру, обнаруживают там безумного старика с пистолетом, который кричит, что ограбил Иисуса, сует им какой-то конверт и с воодушевлением бросается в пламя. В конверте — золотой крест, газетные вырезки 50-летней давности — о том, как неизвестные выкрали коллекцию греческих религиозных артефактов из церкви Ист-Сент-Луиса. А также — план с пометками.

Пожарные, недолго думая, отправляются в Ист-Сент-Луис за сокровищами, которые должны быть спрятаны в квартире на полуразрушенной фабрике. Сперва они обнаруживают труп. Потом — пожилого бомжа (Арт Эванс). А потом на фабрику приезжает по своим делам компания черных гангстеров (Айс Ти, Айс Кьюб и другие).

Фотография: Universal Pictures

«Нарушение территории» («Trespass», 1992; также известен как «Чужая территория») в сценаристской фильмографии Роберта Земекиса и Боба Гейла стоит сразу следом за третьей частью «Назад в будущее», и у фильма тот же главный продюсер. Это, впрочем, не означает, что после фантастической комедии, заработавшей миллиард долларов, они сели за боевик с Айс Ти — просто удачно пристроили, воспользовавшись новым статусом, свой старый сценарий.

Это была идеальная история для Уолтера Хилла — в ней нет ни одной женской роли. Наследник Сэма Пекинпы, Говарда Хокса, Сэмюэля Фуллера, Хилл независимо от бюджета всегда ставит би-муви: жесткое, шершавое, примитивное и прекрасное кино про мужчин в трудных обстоятельствах («Воины», «48 часов», «Красная жара», «Водитель» и т.д.). По сути, он, безусловно, режиссер вестернов, хотя родился слишком поздно и в большинстве его картин вместо лошадей — мотоциклы и машины, а вместо прерий — улицы в огне. «Территория», в частности, вольный ремейк «Сокровищ Сьерра-Мадре», великого фильма об алчности. И немного «Рио-Браво» (отчего местами напоминает «Нападение на 13-й участок»).

Фотография: Universal Pictures

При этом мальчишеский почерк Земекиса и Гейла вполне узнается, и сюжет, конечно, прямиком из «Библиотеки приключений»: тут и карта, и сокровища, и неслучайно герой Пэкстона, оказавшись на фабрике, первым делом сообщает, что в детстве любил исследовать заброшенные здания. Вместо черных гангстеров здесь могли бы быть не только индейцы или мексиканские бандиты, но и, например, пираты. Социальный подтекст сам липнет к фильму (у него даже были проблемы с прокатом из-за калифорнийских уличных бунтов 1992 года), и тут действительно есть расовое напряжение и очевидная ирония: бандиты вроде черные, а сокровище сперва украли одни белые ребята, а теперь пытаются вторично украсть другие. «Территория» поэтому несправедливо затерялась среди новой волны блэксплуатейшена начала 90-х — периода, когда хип-хоп по-настоящему вошел в мейнстрим и его эстетика, растиражированная MTV, проникла в дешевые боевики формата «йо, нигга». Но Хиллу, конечно, важнее была сама красота расклада: Ист-Сент-Луис — самое чудовищное и криминогенное место США, белого населения там — процента два; куда еще искателям приключений отправиться на выходных. Рэп в фильме, несмотря на присутствие двух Айсов, в основном тихонько доносится из подъезжающих машин — саундтрек же записал любимец Хилла Рай Кудер. Могло быть, впрочем, еще смешнее: первым музыку к «Территории» сочинил Джон Зорн, но его вариант режиссер забраковал.

Трейлер «Нарушения территории»

Фильм начинается с любительской съемки, и потом будет еще несколько таких эпизодов: один из бандитов снимает товарищей на видеокамеру. Сегодня этот прием выглядит банальным до одури, тогда он был абсолютно новаторским — Хилл самым натуральным образом опередил время, большой режиссер безо всяких скидок на жанр. На то, чтобы завести мотор сюжета, у него уходит минуты две — еще не успели пройти титры, а мы уже в курсе и про сокровище, и кто есть кто. Это интересно, красиво и весело. В случае необходимости Хилл жертвует многим — психологическими нюансами, логическими цепочками, элементарным правдоподобием. Но каждый герой знает, чего хочет. Каждая реплика помогает ему это объяснить. И каждую секунду действие движется в единственно правильном направлении — вперед.

Ошибка в тексте
Отправить