перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Тарелка» Роба Ситча

Часть выходных, в которые все пойдут смотреть фильм «Марсианин», Станислав Зельвенский предлагает посвятить австралийскому хиту 2000 года, милейшей комедии про высадку на Луну.

Кино
«Тарелка» Роба Ситча

Июль 1969 года, считаные дни остаются до старта космического корабля «Аполлон-11», который впервые в истории доставит людей на Луну. Телевизионную трансляцию прилунения собираются смотреть полмиллиарда землян.

Президент Никсон звонит премьер-министру Австралии и просит помочь: самый мощный радиотелескоп в южном полушарии, как оказывается, расположен в городке Паркс неподалеку от Сиднея, и он нужен НАСА в пару к собственному калифорнийскому телескопу, чтобы ловить бесценный сигнал с «Аполлона».

Фотография: Warner Bros.

«Тарелка» в Парксе стоит среди загонов для овец. Занимаются подготовкой к трансляции четыре человека: степенный директор с трубкой, недавно ставший вдовцом (Сэм Нилл), двое асоциальных молодых технарей и эмиссар НАСА, похожий на Дона Дрейпера. Космонавты приближаются к Луне — тем временем отключается электричество, поднимается небывалый ветер, городок сходит с ума в ожидании американского посла, собственного премьера и исторического телеэфира.

«Тарелка» («The Dish», 2000) стала на родине колоссальным хитом — она входит в десятку самых кассовых австралийских фильмов всех времен (которую возглавляет, естественно, «Данди по прозвищу Крокодил»). В общих чертах это реальная история, отчасти снятая в Парксе на той самой реальной тарелке. Но, конечно, не обошлось без драматических допущений, на которые после премьеры поспешили указать любящие точность ученые. В Австралии был второй, не менее важный телескоп, премьер-министр ездил к нему, а не в Паркс, никакое электричество не отключалось и так далее. Наконец, на самом деле никто не играл на тарелке в крикет.

Фотография: Warner Bros.

На экране накрахмаленное, прозрачное, золотистое ретро — июль в Австралии это не наш июль, но и далеко не наш январь: фильм пронизан теплым осенним, пожалуй, светом, который превосходно отвечает настроению этой слегка меланхоличной комедии. Здесь нет не то что злодеев, но даже и несимпатичных людей — за исключением, может быть, напыщенного премьера, который, впрочем, закладывает за воротник, а значит, небезнадежен. Как принято в провинциальном кино — а «Тарелка» охотно подчеркивает, что сделана на мировых задворках, — фильм населен множеством эксцентричных, но очаровательных персонажей. Напоминающий Боба Хоскинса весельчак-мэр с болтливой женой, не по годам развитым сыном и дочкой-нигилисткой. Неудачливый ухажер дочки. Болван, которому выдали пистолет и велели стеречь тарелку. Его сестра, которую один из ученых стесняется позвать на свидание. Местный ансамбль, которому поручено разучить американский гимн (хотя сами они предлагают начальству «Джеймса Хендрикса»). И так далее. В основном это маловажные, едва обозначенные сюжеты и лица, однако они составляют ткань фильма, служат хором, который редко заставляет смеяться, но улыбаться — почти без передышки. 

Фотография: Warner Bros.

В противовес этому балагану поставлен Сэм Нилл, который играет прямолинейно, сдержанно, с жирными сентиментальными нотами — вплоть до обрамляющих фильм голливудских сценок, где он появляется в возрастном гриме. И в другой ситуации это был бы сироп, налитый в и без того сладкое блюдо. Но здесь герой Нилла поддерживает тот негромкий пафос, который жизненно необходим картине — благодаря которому она становится ближе к концу чем-то большим, чем славный деревенский анекдот. Когда «Тарелка» логически подходит к «орел приземлился» и «маленький шаг для человека, гигантский скачок для человечества», оказывается, что предыдущий час с небольшим нас потихоньку готовили не к хеппи-энду, а к чуду, на фоне которого любой пафос съеживается сам собой. Чуду не столько научной дерзости НАСА или индивидуального героизма Нила Армстронга с товарищами, сколько, наверное, общечеловеческой солидарности — одна сцена высадки на Луну, увиденная вместе с жителями Паркса, Новый Южный Уэльс, Австралия, окупает, что называется, цену билета.

Трейлер «Тарелки»

Комик Роб Ситч, звезда австралийского телевидения и радио, прежде поставил только один фильм, тоже исключительно популярный, под названием «Крепость» — про недалеких, но душевных обывателей, у которых власти пытаются отобрать дом из-за расширения аэропорта. Это любопытное, но довольно специфическое зрелище, национальный юмор для внутреннего употребления: не очень понятно, что увидит (а главное, услышит) австралиец в фильме «Горько!» или все мы — в комедиях Дани Буна. «Тарелка» же — штука разом и локальная, и абсолютно универсальная: тут тоже масса ласковой иронии над австралийским темпераментом, но она легко читается и акцентируется, поскольку есть герои-иностранцы. И сверхзадача фильма, по самому большому счету, именно в том, чтобы поставить изолированный материк в повсеместно понятный контекст — застолбить ему скромное, но достойное место в истории мировой цивилизации. Так странно и так обидно, что Россия, у которой есть космические сюжеты слегка помасштабнее тарелки, со всем своим болезненным самолюбием за полвека не сподобилась превратить свой единственный безусловный, увиденный всем миром триумф в мало-мальски экспортируемое кино.

Ошибка в тексте
Отправить