Фильм на выходные «Мисс Джин Броди в расцвете лет» Роналда Нима
Что посмотреть в эти выходные? Станислав Зельвенский рекомендует классическую экранизацию Мюриэл Спарк, сатирическую мелодраму об интересной учительнице с Мэгги Смит в заглавной роли.
Эдинбург, 1932 год. Мисс Джин Броди (Мэгги Смит) — учительница средних классов в элитной школе для девочек. Школа, как полагается, консервативная, мисс Броди — напротив. Вместо того чтобы изводить 12-летних учениц зубрежкой дат и фамилий, она читает им стихи, показывает слайды и рассказывает романтические небылицы о своем возлюбленном, погибшем на фронтах Великой войны. Кроме того, она слегка увлекается политикой и расписывает на уроках достоинства сильных заграничных мужчин — Муссолини, а позднее Франко.
В учительской Броди не слишком популярна, а старомодная директриса (Селия Джонсон) ее и вовсе терпеть не может, но и поклонников у нее хватает. Учитель рисования (Роберт Стивенс), католик и отец семейства, с которым Джин однажды переспала, с тех пор пишет ее черты на любом портрете, за который бы ни взялся. Простодушный учитель пения (Гордон Джексон), у которого она теперь проводит выходные, грезит о свадьбе. И конечно, в мисс Броди влюблены ее подопечные — за исключением одной, самой умной и самой на нее похожей (Памела Франклин).
Шотландская писательница Мюриэл Спарк, которая в 1932-м училась в эдинбургской школе для девочек, написала свой самый знаменитый роман в начале 60-х. Через несколько лет драматург Джей Прессон Аллен, женщина не менее талантливая, переделала эту короткую книгу в театральную пьесу, а пьесу затем — в киносценарий, по которому Роналд Ним и снял «Мисс Джин Броди в расцвете лет» («The Prime of Miss Jean Brodie», 1969; часто переводят как «Расцвет мисс Джин Броди»). Ним, не хватавший, может быть, звезд с неба, был одним из самых стабильных режиссеров Англии и полвека давал ровное британское качество в разных жанрах от комедии («Банковский билет в миллион фунтов стерлингов», «Гамбит») до шпионского триллера («Досье «Одесса») и фильма-катастрофы («Приключения «Посейдона»). Он уже тогда был ветераном, а умер в 2010-м, не дожив год до столетия. И кажется, именно благодаря его скучноватой, даже слегка сонной режиссуре страсти в этом фильме полыхают так ярко.
«Мисс Броди» — единственный в своем роде и оттого еще более значительный противовес канону педагогических поэм, всем этим душещипательным рассказам об особенных учителях, чудаковатых идеалистах, которые, невзирая на косность своих учебных учреждений, настойчиво будят в детях самое лучшее. Прогрессивная, либеральная и, кажется, по-хорошему смешная Джин Броди при ближайшем рассмотрении оказывается довольно злой карикатурой на пол, профессию, мировоззрение. Учительское желание раствориться в своих учениках приводит к тому, что она пытается манипулировать ими самым безобразным образом. Магия яркой личности, которая вроде бы поощряет в подростках развитие индивидуальности, на деле превращает их в сектантов, неспособных к критическому мышлению. Короче говоря — и Спарк иллюстрирует свою метафору максимально конкретно, — фашизм зарождается не только на маршах, но и на воскресных выездах на природу, не только в речах с трибун, но и в восторженных придыханиях в толпе.
При этом фильм (а книга в еще большей степени) избегает однозначных выводов: при известной наивности его можно посмотреть как еще одно «Общество мертвых поэтов» с Китсом вместо Уитмена, а Броди принять за жертву чужих интриг и собственных заблуждений. И в этом даже есть резон: тем, кто способен был учиться, какие-то важные уроки она вcе же преподала. Мэгги Смит, получившая «Оскар» за эту роль, играет ее с грандиозным трагикомическим апломбом, героиня вызывает изумление, сочувствие, отторжение, но едва ли ужас. Что, вероятно, ослабляет сатирический потенциал истории, но делает ее бесконечно более интересной. Тем более что спарринг-партнеров Броди режиссер дает тоже неочевидных и сыгранных не так броско, но столь же филигранно. Аморального, но по-своему честного художника в исполнении Стивенса, который год спустя станет Холмсом у Билли Уайлдера. Чопорную, умную директрису, которую играет изумительная Джонсон, звезда «Короткой встречи» Дэвида Лина. И конечно, ученицу Сэнди, про которую не видящая дальше своего носа Броди поначалу может сказать только, что «на нее можно положиться», притом что это единственное качество, которого у нее нет. Памела Франклин, недооцененная актриса, крошкой дебютировавшая в «Невинных», умудряется в ключевой парной сцене оставаться на равных со Смит, невзирая на слабость самой сцены, театральной и неубедительной.
Трейлер фильма
Фильм, как это обычно бывает, упростил и слегка оглупил конфликты книги: убрав, в частности, ключевой для метавшейся между христианскими конфессиями Спарк религиозный контекст и выпятив мелодраму. Но взамен он дал изящной, почти абстрактной прозе плоть, которой ей не хватало, и энергию новых смыслов. По крайней мере из сегодняшнего дня это примечательное кино видится не столько басней о наивной Европе между двумя войнами, сколько остроумным, парадоксальным комментарием к обманчивому освобождению 60-х, духовному и физическому, эпохе, в которую мисс Джин Броди постфактум пережила подлинный расцвет.