Как это делается Как научиться писать лонгриды в России
В Москве продолжает работу курс писательского мастерства, на котором журналист и главный редактор «Секрета фирмы» Николай Кононов учит желающих писать нон-фикшн. «Воздух» спросил Кононова, чему именно он учит, а участников курса — что за книги они собираются написать.
Как писать нон-фикшн: 5 правил Николая Кононова
Выбор темы — половина успеха. Выбор может все погубить, а может продать книгу издателю на стадии идеи. Требуются яркий герой, яркое явление, яркая теория, которые резонируют с эпохой, историческим контекстом. Совсем счастливый случай — когда автор предъявляет еще не описанного героя или явление. Пример: «Банальность зла» Ханны Арендт и ее антипод — недавно вышедший «Эйхман перед Иерусалимом», где Беттина Штангнет доказывает, что доктор Эйхман был вовсе не орудием и обывателем, а хитрым идейным нацистом, водившим суд за нос.
Рассказывать о сложном просто, но не теряя глубины, — самое трудное в нон-фикшн. Главный враг автора — избыточность. Справиться с ней и заодно найти свою интонацию помогает тренинг, который кажется простым. Вопрос «Как писать?» снимется с повестки, когда вы научитесь формулировать в уме (а лучше — рассказывать вслух) и затем быстро, без редактуры записывать мысли.
Если есть сомнения, что эпизод, глава, сцена удачны, перескажите их хорошему знакомому или коллеге. Обратите внимание на две вещи. Во-первых, не желая тратить время слушателя, вы автоматически выберете самое интересное из всего, что узнали. Собственно, отобранное и произнесенное должно войти в текст. Во-вторых, следите за реакцией. Если слушатель хоть чуть-чуть заинтересуется, уже хорошо.
Записывайте все, что вам покажется интересным. Причем сразу. Детали, реплики, свои мысли. Писатель — это огромное ухо, которое настроено на мир и особенно на голоса людей. У каждого человека своя речь, и ваша задача — воспроизвести ее точно. Кроме того, записывая, вы учитесь формулировать. Стиль растет из записной книжки.
Больше глаголов, меньше прилагательных.
«Книга о генеалогии в стране, где многие не знают своих предков, могла бы оказаться полезной»
«О курсах писательского мастерства я узнал от самого Николая Кононова. Мы познакомились, когда он делал изумительное издание о бизнесе Hopes & Fears, в котором мои представления о честной журналистике воплощались практически полностью. Я знал, что Кононов написал классную книгу о Павле Дурове и продал права на ее экранизацию, в общем, его авторитет не вызывал сомнений.
Я уже много лет занимаюсь генеалогией: собираю свидетельства и документы об истории своей семьи, записываю разговоры с дальними родственниками, сижу в архивах. За это время у меня набралось немало удивительных историй. Например, по коротенькой довоенной заметке в The New York Times мне удалось найти существующую ныне ветвь моей семьи, основанную братом прадеда. Он уехал сначала в Палестину с первыми «кибуционерами», в начале Первой мировой был депортирован в Александрию и оттуда уплыл в Нью-Йорк. Теперь его потомки живут на Манхэттене и Кейп-Коде, мы подружились, вот недавно ездил к ним уже во второй раз. В какой-то момент я понял, что поучиться объединять большое количество информации в интересное, выстроенное с точки зрения драматургии произведение было бы совсем нелишним. Думаю, книга о генеалогии с личными историями и практическими советами в стране, где многие не знают своих предков, могла бы оказаться полезной.
У Николая есть дар литературного психотерапевта — он задает будущему автору такие вопросы, что у того довольно быстро начинает проясняться в голове, чего же он на самом деле хочет. Это очень интересно наблюдать, особенно если у человека в голове сначала одна, а к концу обсуждения другая концепция книги.
Надеюсь, что на одном из ближайших занятий нам выдадут гвозди, которыми можно будет прибить себя к стулу, потому что как заставить себя сесть и начать писать — пока главный секрет писательского мастерства».
«Хотим написать книжку о том, как на самом деле устроено у нас электронное правительство»
«Мы с товарищем уже несколько лет хотели написать в соавторстве книжку о том, как на самом деле устроено электронное правительство и почему его устройство и принципы работы важны для всех жителей нашей страны. У нас есть прорва материалов — истории из жизни, кейсы, исследования, но оказалось, что превратить тезисы, даже подкрепленные большим количеством фактуры, в книжку не так просто. Поэтому я решила сделать это с человеком, у которого такие вещи получаются.
Рабочее название нашей книги — «Снятся ли чиновникам электронные граждане? Как жить в цифровом государстве». Вот вы заполняли анкету на загранпаспорт через интернет, сдавали отчет в налоговую или платили за парковку через приложение? Я пишу о том, как это все на самом деле работает и что это значит лично для вас.
На своем опыте я поняла, что писательское ремесло — это умение работать с большим замыслом, а не просто здоровенный текстовый файл. Сейчас же все пишут, у всех блоги — и часто очень интересные. Для того чтобы хорошо писать маленькие вещи, заметки, достаточно быть внятным человеком и иметь что-то за душой. Ремесло нужно, чтобы удержать масштаб».
«Будет такой увлекательный научпоп, только про финансы»
«Давно занимаюсь литературой как хобби, пишу рассказы, повести. И вот захотелось узнать теорию. Я читал первую книгу Николая про предпринимателей и «Код Дурова»: очевидно, что он умеет рассказывать истории и может этим знанием поделиться.
Я пишу книгу про финансовые рынки по типу «Покера лжецов» Майкла Льюиса или «Костров амбиций» Томаса Вулфа, только основываясь на опыте российского кризиса 2007–2008 года. Она будет, с одной стороны, художественной, а с другой — образовательной, то есть будет объяснять, как работают инвестиционный банк и рынки и какие существуют финансовые схемы. Это будет такой увлекательный научпоп, только про финансы».
«Это же ужасно интересно — доминатрикс в авторитарной стране!»
«Я работал с Колей в журнале Forbes и на курс попал, потому что было интересно, что он делает, — захотелось потащить на занятия своих сотрудников. Книгу писать я пока не собираюсь, но есть идея сделать большой очерк о культуре доминатрикс в России. Это же ужасно интересно — доминатрикс в авторитарной стране! Меня давно манит эта тема, но, пока не появился внешний стимул, делать материал было очень сложно.
Занятия у нас длятся 3 часа и проходят так: сначала лекция Коли, затем семинарная часть, где все обсуждают материалы друг друга, задают вопросы и решают, как их нужно изменить. Чтобы быть хорошим писателем, нужен вкус к историям, но, в отличие от журналистики, здесь истории должны быть длиннее и у них должна быть некая сверхидея».
- Даты курса 4, 7 и 8 ноября
- Сайт курса tceh.com
- Стоимость 20 000 р.