перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как это делается Как привезти гигантского паука Луизы Буржуа в Россию

В Музее современного искусства «Гараж» заработала масштабная выставка Луизы Буржуа. «Афиша» поговорила с сотрудниками музея о том, как огромные произведения искусства путешествуют по миру, собираются при помощи 50-тонных кранов, и том, что вообще нужно сделать, чтобы выставка удалась.

Искусство
Как привезти гигантского паука Луизы Буржуа в Россию
Александра Романцова Александра Романцова Координатор международных проектов

«Подготовка выставки — долгий процесс, который требует максимального контроля всех его этапов. Не бывает двух одинаковых выставок, прежде всего в смысле работы, которая за ними стоит: все выставки разные, все лендеры (владельцы арт-объектов, предоставляющие их на выставки. — Прим. ред.) тоже. Такая работа никогда не надоест. Иногда случаются искрометные моменты любви к одному из объектов или постепенно возникает сильная привязанность в процессе инсталляции. А в конце часто приходит ощущение, что все прошло очень быстро: так долго готовились и переживали, а не успела выставка открыться, как уже уезжает».

Замысел и выбор объектов

«Все начинается с замысла и выбора объектов, а потом запускается работа с коллекционерами и галереями. Будет намного проще, если выставку можно собрать, контактируя с двумя-тремя галереями, каждая из которых предоставит определенное количество работ. Но бывает иначе: работы приходится собирать по единице из частных коллекций со всего мира. Тогда требуется огромное количество транспортировок, отдельные страховки. Один и тот же процесс повторяется многократно, с разными вариантами. Это намного более трудоемкий вариан — как минимум из-за большего количества договоров.

В случае с Луизой Буржуа для нас все немного упростилось: выставка была уже сформирована в Доме искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich. — Прим. ред.). Они проделали большой пласт работы, связались со всеми частными лендерами и галереями. Немецкий музей собрал всю выставку и презентовал ее у себя, а мы заключили контракт с Haus der Kunst, после чего они передали объекты нам. Но даже при таких условиях некоторые ленденры могут потребовать заключения индивидуальных контрактов. А «паука» (скульптура «Maman». — Прим. ред.) и зеркало («Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?». — Прим. ред.) мы привезли сами. В данном случае объекты предоставили Easton Foundation и Louise Bourgeois Trust».

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

Бумажная работа

«Бумажная работа для крупной выставки потребует не менее полугода, хотя здесь возможны разные варианты: все зависит от планирования. Когда у музея есть план на более продолжительное время, то команда может позволить себе и более длительную подготовку. С другой стороны, иногда бывают ситуации, когда нужно принимать срочное решение, привозить конкретную работу очень быстро — тогда процесс ускоряется, но не становится проще. Сколько будет потрачено времени, зависит от конкретного человека: один лендер согласится подписать свою часть договора с минимальными правками, с другим общение затянется на долгие недели. Так или иначе все решается, но с достижением взаимных компромиссов.

Каждый объект должен быть застрахован по принципу «от гвоздя до гвоздя» — это значит, что работа застрахована ровно с того момента, как ее забрали у лендера (буквально сняли картину с гвоздя) и вплоть до ее возвращения на свое место. Страхование занимает в бюджете выставки существенную долю — и для самых дорогих объектов на мировых выставках может составлять миллионы.

Чем больше будет лендеров, тем больше страховых документов придется заключить. Для каждого документа нужно собрать всю детальную информацию по объекту — художник, название, техника, вес. Чтобы разобраться во всех нюансах, нужен большой опыт, который можно получить только в музее. Свою специализацию юристы нарабатывают постепенно — они изучают музейное законодательство и авторское право, но многое можно действительно узнать только на опыте».

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

Транспортировка

«Самый масштабный объект московской выставки Луизы Буржуа — паук «Maman»: в высоту он достигает 9 метров, в диаметре — более 10, а весит примерно 10 тонн. В Москву он приплыл по морю — объекты не всегда получается доставить воздухом, иногда они оказываются такими большими, что не могут поместиться даже в грузовые самолеты. Кроме того, привезти работу морем оказывается бюджетнее всего, но и здесь бывают свои сложности. Это достаточно длительный процесс: паук «Maman» плыл почти месяц из Америки. 

Выбор транспортной компании зависит от многих факторов. Нужно просчитать стоимость транспортировки: иногда цифра на один объект может сильно варьироваться. Нужно ориентироваться и на стоимость, и на удобство решения. В некоторых случаях лендер диктует свои предпочтения: например, он может сотрудничать только с конкретной компанией. Бывает так, что объект путешествует по нескольким площадкам, и разумно выбрать компанию, которая обеспечит всю эту логистику. В случае выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки», которая после «Гаража» отправляется в Испанию, пришлось согласиться сотрудничать с конкретной компанией — поскольку все объекты везли из Мюнхена, то компания была немецкая.

Разница в стоимости связана с техническими моментами работы транспортных компаний: они могут сами нанимать других перевозчиков или сотрудничать с третьими компаниями, чтобы обеспечить весь комплекс услуг. Например, транспортная компания может предоставить инсталляторов для проведения монтажа или же иметь устоявшиеся отношения с субподрядчиками, которые могут предоставить им льготы».

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

Таможня и перевозка

«Мало кому удается присутствовать при таможенном контроле: это закрытая история. Таможенный контроль может потребовать описать все в мельчайших деталях. Везти картину в этом случае намного проще: нужно указать только автора, год создания, размеры, технику. Но когда речь идет об инсталляциях, где использовано огромное количество разных предметов, различных материалов, приходится описывать все до последней проволочки. Что это за магнитофон, в каком году он был произведен и в какой стране, какое у него потребление энергии и т.д.

Существуют и разные способы привоза работ. Например, есть такая опция, как Carnet ATA — таможенная декларация для временного ввоза товаров. Для того чтобы заполнить форму Carnet ATA, обычно требуется максимально детально описать все объекты. Но если выставка забирается из одной страны, чтобы приехать в Россию, то потом она должна вернуться в ту же самую страну. Длительность Carnet ATA бывает от полугода до года, но если выставка уезжает более чем на год или потом путешествует по миру, то этот способ не работает. Для привоза выставок «Гараж» периодически сотрудничает с «Росизо» (Государственный музейно-выставочный центр «Росизо»), который помимо собственных проектов помогает и частным институциям привозить работы на территорию РФ. В этом случае логистика выставки имеет меньше ограничений».

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

Сборка и экспонирование

«На выставке Луиз Буржуа объектов, которые приехали в неразобранном виде, было немного, это некоторое количество скульптур и живописные работы. Остальные объекты требовали монтажа. Даже «Maman» состояла из 18 частей — каждая ножка разбиралась на две части, отдельные детали представляли собой брюшко и мраморные яйца. Сборка стала целым событием: необходимо было заказать два крана, на 50 и 30 тонн, и специальный манипулятор, который позволил бы инсталляторам подниматься на нужную высоту. Сначала к брюшку прикреплялись противоположные ножки, чтобы сохранить баланс, потом все остальные, и только в самом конце паук уже фиксировался на поверхности площади.

Объекты приезжают в специальной упаковке: для каждой работы делается специальный крейт, в котором детали объекта надежно закреплены. Внешне крейт обычно выглядит как прямоугольный деревянный ящик. Но внутри него есть специальные мягкие распорки, которые повторяют форму помещенного в него объекта. Такой ящик внутри долго удерживает нужную для сохранности объекта температуру.

Иногда объекты сопровождаются инструкцией, по которой их нужно инсталлировать, а иногда владельцы работ присылают своего человека, курьера или хранителя — по аналогии с музейным хранителем. Этот человек знает все про коллекцию своего лендера, понимает, как за ней следить и ухаживать, контролирует процесс инсталляции. Что касается паука, студия Луиз Буржуа долгое время сотрудничает с конкретной американской компанией, которая помогает собирать объекты из коллекции в разных странах мира.

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

В комплекте к «Maman» пришли не только документы, описывающие весь процесс установки, но и свой собственный ящик инструментов, которые нужны для сборки объекта. Также к нему прилагался и фильм по сборке с предыдущей площадки — ускоренное видео, фиксирующее этапы монтажа. Это идеальный комплект объекта, но так бывает не всегда. Зачастую работы сопровождает минимум объяснений, и команде нужно самой уточнять детали.

При экспонировании важно обеспечить необходимые условия сохранности работ, поэтому на всех выставках «Гаража» работают сотрудники службы безопасности и смотрители, которые следят, чтобы с работами все было в порядке.

Свет и расстановка работ — это творческий процесс, который регулируется уже куратором выставки. На расположение света сильно влияет пространство: тот вариант, который работал на одной выставке будет, совершенно невыигрышно смотреться на другой. Иногда характеристику работ будут определять нюансы освещения. Например, чувствительность картины может не позволить выставить свет ярче 50 люкс, и в зависимости от этого будет выстраиваться общее освещение. Если объекту не повредит снег и дождь, то он может выставляться на улице, но и напротив, объект, который может быть выставлен на улице, всегда возможно расположить и внутри самого музея, если это позволяет его размер».

Фотография: © The Easton Foundation / РАО, Москва

Посетители

«Выставка не может считаться выставкой без посетителей, поэтому важно их представить и поддержать образовательной программой. Параллельно с описанием документов идет работа с визуальной концепцией — подключается дизайнер и маркетинговый отдел, запускается рекламная кампания. Образовательная программа в идеале должна быть устроена так, чтобы заинтересовать и ребенка 6 лет, и студента, и человека старшего возраста. В рамках детской образовательной программы к выставке Луиз Буржуа будут классы танца для детей, уроки скульптуры. Для детей также будет подготовлен и специальный путеводитель по проекту — на любой выставке всегда можно найти несколько работ, которые будут интересны и понятны детям. Возрастной ценз выставки — «6+».

Работа после выставки

После закрытия выставки команда собирает объекты и отправляет их на следующую площадку или возвращает лендеру: нужно проследить, чтобы все объекты вернулись без повреждений. Этот процесс может затянуться на несколько месяцев, особенно если объекты на выставку предоставляли лендеры со всего мира. Сначала транспортная компания присылает отчет об успешной доставке, после чего команда готовит благодарственные письма владельцам и узнает, все ли в порядке.

Ошибка в тексте
Отправить