перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

В чем смысл сценического костюма?

В новом выпуске рубрики «Волны», посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, эксперты рассказывают, насколько важно визуальное преображение артиста на сцене и зачем вообще оно нужно.

Даша Люкс Даша Люкс музыкант

«Как зачем нужен сценический костюм?! Это как спросить сапожника, нужны ли людям сапоги! Во-первых, это красиво. Даже просто по логике: ты поднимаешься на некое возвышение перед толпой, где тебя не только услышат, но и увидят. Зачем урезать людям восприятие до пищи для ушей, если можно еще и зрительно воздействовать? По мне, так концерт без визаулки — это как кино без звука. Конечно, сценический образ в некоторых случаях становится лидирующим творческим продуктом, мешая разобрать, кто перед нами, удачливый артист или талантливый музыкант. Может, в этом вся и разница. Ты кто: музыкант, артист — или разрываешься? Вопрос костюма — вопрос амбиций, умений и формата твоего творчества. И дело не в том, чтоб костюм был блестящим и объемным, чтоб галерка разглядела, а в том, чтоб создать резонирующий с твоей музыкой образ, добавить еще одно измерение. Да тот же растянутый свитер и протертые джинсы Кобейна — это идеальный пример удачного сценического костюма под названием «отрицание, протест», на 100% поддерживающий смысл его песен.

Сценические костюмы Даши Люкс

Естественно, после того как создание и распространение музыки стало доступно буквально каждому, шоубиз четко поделился на параллельные миры: поп и инди (плюс спутники: EDM и осовремененный хип-хоп), в каждом из которых свои правила и своя стилистика. Считается, что сценический костюм — атрибут или даже пережиток коммерческой поп-индустрии, тогда как EDM и инди-сцена максимум что требует от исполнителя — это быть одетым хотя бы не хуже, чем твоя аудитория. Это тоже, кстати, непростая задача, особенно если ты не Дэвид Гетта, а, допустим, Вудкид. К тому же привлечь и заинтересовать слушателя чисто своим талантом, без помощи яркой обертки или «деланной» внешности, конечно, труднее. И пока весомая часть индустрии спокойно откинула сценический образ как пустую формальность, сосредоточивая все внимание людей только на музыке и музыканте à la naturelle, другая продолжает театрализованное представление. Гениальная музыка — да, круто, но если добавить к ней гениальный образ — это уже высший пилотаж. Талантливо сделанные костюмы Empire of the Sun, Scissor Sisters, Goldfrapp, Grimes, Brooke Candy, FKA Twigs и других — это самоценные произведения искусства, они удесятеряют эффект от музыки, делая продукт более глубоким, многогранным и сложносочиненным».

Полковник Полковник участник группы Sado Opera

«Представьте себе военный парад без униформы или церковное таинство без ряс и атрибутов. Нет, не обнаженных военных и батюшку без трусов — я имел в виду их всех в обычной одежде. Не правда ли, скучновато? Вообразите себе сексуальную игру без красивых чулок и хорошей плети? (Ну, может, не самый лучший пример, порой и без чулок бывает весело.) Но сцена более всего близка именно к религиозным ритуалам. Любой перформанс уходит корнями в магические действия жрецов первых человеческих религий. И даже современные концерты поп-звезд пробуждают у их поклонников именно те импульсы и эмоции, которые люди испытывают в храмах при поклонении духам и богам. 

Отрывок выступления Sado Opera

Артист является в глазах публики служителем культа, посредником между миром духов или искусства и его поклонниками. И особенный костюм может помочь пастве воспринять своего наставника еще более таинственно. Грубо говоря, любой костюм на шоумене — уже есть его сценический костюм. В зависимости от жанра и образа он может быть из перьев и бриллиантов или простой майки и джинсов, так же как и у священнослужителей в более современных религиях, отказавшихся от прежних пышных культов. Но лично я ни за что не променяю роскошную, сверкающую золотом и драгоценными камнями на одеянии попа службу в православной церкви на скромный протестантский обряд».

Участники Sado Opera рассказывают про свои костюмы телеканалу Russia Today

Никита Оганян Никита Оганян экс-участник группы AWOTT

«Сценический костюм — смотря кто что под этим понимает. Например, сценическим костюмом также может быть и полное его отсутствие, как в случае с Дональдом Dino Sex Саксом, барабанщиком группы The Murder Junkies, подыгрывавшей одиозному панку Джи Джи Аллину. Впрочем, и Джи Джи не отставал, частенько украшая свое «природное» платье «принтами» из фекалий и крови. Все зависит от внутреннего отношения к сцене и к действу на сцене. Я всегда относился к сцене как к сакральному месту, а к концерту как к мистерии, где открываются двери в параллельные измерения и происходит общение с богами, духами. И музыкант, соответственно, как жрец или шаман, который надевал шкуру животного, впуская в себя его дух, — проводник в эти миры. 

Выступление группы AWOTT в Екатеринбурге

Если же серьезно, то я просто от природы крайне застенчив, поэтому и было решено прибегнуть к помощи масок. В любом случае, важно создать атмосферу. Конечно, музыка может говорить сама за себя, но эффект будет достигнут вдвойне, если будет идти атака на все органы чувств, включая обоняние. Как зрителю мне нравится, когда люди на сцене выглядят хоть как-то. Между «очень хорошо» и «красиво», до «ужасно» и «отвратительно». Хотя, бывает, я закрываю глаза. Случается, музыка настолько сильно действует и уносит тебя, что нет желания смотреть на сцену. Хороший вариант, если вы приросли к своей худи или майке Nirvana, спрятаться за внушительным видеорядом или в полной темноте, на худой конец. Поверьте, если ваша музыка достаточно интересна, ни у кого не возникнет желания смотреть на ваше напряженное лицо и судорожное подергивание струн».

Выступление группы AWOTT

Ошибка в тексте
Отправить